Среднее звено — слабое звено
Добро пожаловать, Александра! Так встречает меня новое пространство. В новостях описания крутых проектов, новых стратегий и бизнес-идей, а в вакансиях — сплошные поиски менеджеров. Вчера изучала разные статьи об управлении на среднем звене. Проблема в том, что оно у нас хромает. Причем, на обе ноги. Быть менеджером во многих мелких компаниях стало "антимодно", и я часто встречаю ребят, которые упорно остаются исполнителями, не стремясь подниматься по карьерной лестнице. Надо сказать, их логика понятна. Парень со склада получает 38 тысяч, а его руководитель — 43. Только первый приходит в девять, уходит в шесть, и успевает и чайку попить, и перекурить, и работу всю выполнить. А второй работает по 15 часов в день, включая выходные, но никак не может оправдать надежд босса и получить заветную премию.
Учитывая свой опыт и наблюдения за сотрудниками, я могу с легкостью дописать «этот рассказ»: наш руководитель скоро выдохнется и напишет заявление, а парня со склада поставят на его место. И начнется все по новой.
Почему такая текучка среди менеджеров? Давайте честно: потому что их квалификации не хватает, чтобы управлять. То есть, работает у нас человек, и работает хорошо. Знает свое дело, так сказать, профессионал. Все задачи решает с легкостью, и даже успевает влезть в корпоративную жизнь, и активно в ней поучаствовать. Энергия, амбиции и желание работать, менять, воодушевлять – и вот мы делаем из него управленца. Ну, как делаем – записываем в трудовой, или на бумажке, или даже просто на словах обозначаем. Кажется, что все должно стать лучше, так как двигатель прогресса компании получил доступ к штурвалу.
А кто-нибудь научил его крутить этот штурвал? Энергии-то хоть отбавляй, но если корабль несет из стороны в сторону, как быстро выдохнется вся команда выравнивать курс?
Сама была такая. В 2013 году я пришла в небольшую компанию, на расчет себестоимости товарных единиц. Делов-то: найти на сайтах стоимость составляющих, прикинуть пару макетов и уточнить, сколько времени затрачено на изготовление. Записать все цифры на бумажке, а между ними поставить плюсы. И сложить.
А я, как очень энергичный человек, потратила с месяц на то, чтобы создать справочники с ценами, исходную таблицу с техническими характеристиками и калькулятор расчета в Excel, после чего расчет одной единицы вместо пары часов (если не считать затрат времени на уточнения у дизайнеров или производства) стал занимать порядка 15 минут.
Считайте, что работу я себе не только сократила в разы, но заодно и повысила ее качество (на калькуляторе пальцы легко путают цифры). И чтобы я не разжирела на печеньках, съеденных во время бесконечных чайных перерывов, руководство стало придумывать, чем бы еще занять мой неуемный мозг.
И понеслось… Через год, когда моя начальница отправилась вносить свой вклад в демографию, директор, недолго думая, отдал мне всю ее работу. Так что я, ловко управляя небольшой частью задач, вдруг стала управлять всеми потоками компании, стекающимися в финансовый отдел. И даже людьми. Кто сталкивался с деятельностью финансов и бухгалтерии, поймет, почему я считаю, что этот отдел управляет всеми. Со своей стороны, конечно, но сам факт!
Получилось, что в один момент я стала выполнять свои операционные задачи, следить за задачами своего помощника, требовать выполнения задач от других отделов и людей, следить за аутсорсингом, а также вошла в команду директора, с которой мы разрабатывали новые планы, направления и стратегии. И при этом я осталась «своей девчонкой» с нижнего яруса. И я, признаюсь честно, с этим не справилась.
Мне предстоит еще о многом написать, с чем я столкнулась и как в итоге научилась управлению, но сейчас я акцентирую внимание только на том, что без подготовки или обучения стать хорошим управленцем – не то, чтобы нельзя, но шанс этого очень мал. Не учат у нас такому, а свое время кому хочется тратить?
Между прочим, зря. Я абсолютно уверена, что если вы, как руководитель, находите себе нового миддл-менеджера, то научитесь сначала сами им управлять. Не только как рабочей единицей, но и как личностью, как человеком живым. Чем его вдохновить? Как его мотивировать? На чьих примерах ему учиться? Какой опыт вы бы передали ему, чтобы он принял его и смог справиться с новым грузом задач?
Я хочу завести страницу, где могла бы описывать разный опыт управленцев всех звеньев. Чтобы те, кто с этим сталкивается, могли изучить способы решения своих проблем и сформировать свой собственный уникальный стиль управления. Чтобы люди, на которых держится весь операционный процесс (от идеи до готового предложения), хотели продолжать работу в конкретной компании, не перетекая с места на место, найдя свою стезю и расцветая. Я прихожу на работу с предвкушением новых задач, общения, радости от того, что могу быстро разобраться с 90% возникающих проблем. И я буду рада поделиться всем тем, что накопила сама, и что накопили вы, с миром «подрастающих манагеров».
Кому интересна такая тема: подписывайтесь, это стимулирует писать. Кому есть что спросить и сказать: пишите в комментарии. Делитесь идеями, о чем бы вы хотели узнать, что разобрать, а я со своей стороны подготовлюсь, запасусь теорией и поделюсь практикой из собственного опыта.