Почему сотрудники выгорают и что с этим делать
По данным опросов, 45% работающих россиян лично сталкивались с профессиональным выгоранием. Прямо сейчас его переживают 15% трудоспособного населения — в количественном выражении это более 13 млн человек.
Что такое выгорание: кратко
Синдром профессионального выгорания — это ментальное состояние, которое включено в Международную классификацию болезней (МКБ). Расстройство не считается болезнью, но также имеет ряд симптомов: ощущение усталости, упадок мотивации, слабая продуктивность, негатив по отношению к работе.
Выгорание может настигнуть человека любой профессии, возраста и пола. Чаще всего от расстройства страдают:
- мужчины (16%),
- специалисты в возрасте 35-44 лет (17%),
- люди без высшего образования (18%),
- занятые в сфере государственного управления (18%), финансов (21%) и образования (19%),
- специалисты с профессиональным стажем 8-10 лет (19%),
- люди с невысоким уровнем дохода (26%).
Профессиональное выгорание зависит не только от условий труда, но и от психологической устойчивости самого человека. Тем не менее, именно на работодателе лежит ответственность за самочувствие команды и своевременную профилактику расстройства у сотрудников.
Рассказываю, как работодатель может помочь сотрудникам не допустить эмоционального выгорания.
Топ причин, почему выгорают сотрудники
Существует множество причин, почему выгорают подчиненные. Я собрала самые распространенные проблемы и предложила, как с ними бороться.
Стресс и напряжение на работе
По данным опросов 42% работающих россиян выгорают из-за постоянных стрессовых ситуаций и нервного напряжения на работе. Состояние беспокойства могут провоцировать разные факторы, среди которых: не комфортное рабочее место или условия труда, излишняя требовательность руководства, конфликты с клиентами и так далее.
Решение:
- Обеспечить комфортные условия труда и отдыха: чистый офис, современное оборудование, обеденные перерывы, места для отдыха.
- Снизить требования в отношении подчиненных, меньше осуждать их за ошибки.
- Обучить сотрудников навыкам стрессоустойчивости и эмоциональной саморегуляции.
Неадекватная оценка результатов работы сотрудника
Работники чаще выгорают, когда работодатель недооценивает их труд: дает заниженные оценки, не предоставляет обратную связь или поддержку. Недостаток благодарности и похвалы ведет к тому, что люди утрачивают мотивацию работать и начинают чувствовать себя уставшими.
Решение:
- Хвалить и благодарить сотрудников за работу.
- Выделять лучших работников за период и награждать.
- Давать развернутую обратную связь.
- Поддерживать инициативу подчиненных.
Несоразмерность труда и зарплаты
Еще одна из главных причин выгорания — это несоответствие размеров зарплаты и объемов работы. Согласно опросам, из-за низкой оплаты выгорает 27% работоспособных россиян.
Решение:
Пересмотреть размеры оплаты для подчиненных.
Изменить систему мотивации, чтобы люди имели возможность влиять на свой доход.
Переработки
Каждый пятый работающий россиянин выгорает из-за того, что работает сверх своего графика. Когда специалист долгое время трудится в режиме аврала более 8 часов в день, его продуктивность падает, и он начинает ассоциировать работу исключительно с негативом. Во избежании переработок работодателю нужно контролировать загруженность работников и не допускать сверхурочного труда.
Решение:
- Следить, чтобы сотрудники не оставались после окончания рабочего дня, не брали работу на дом и ходили в отпуска.
- Не обсуждать рабочие вопросы по вечерам и и выходные.
- Не перегружать людей работой.
Конфликты с руководством и коллегами
Еще одна частая причина, по которой выгорают сотрудники — это напряженные отношения с начальством и коллегами. Когда человек постоянно испытывает стресс из-за конфликтов и слышит критику в свой адрес, это неизбежно ведет к подавленному состоянию и потере мотивации.
Решение:
- Проводить корпоративные тимбилдинги и встречи, которые сплотят команду.
- Избавляться от сотрудников, которые сеют раздор в коллективе и провоцируют других на конфликты.
- Избегать агрессии в адрес подчиненных и критиковать их исключительно за профессиональные промахи.
- Пресекать конфликты на рабочем месте, если они не связаны с работой.
Микроменеджмент
Когда руководство излишне контролирует людей и требует отчета за каждый их шаг, это мешает работе. Люди начинают утопать в согласованиях и утрачивают самостоятельность, вследствие чего выгорают. Решить проблему микроменеджмента помогает доверие к подчиненным и предоставление им свободы в том, как планировать свою работу.
Решение:
- Автоматизировать процессы.
- Доверять людям и требовать отчетность только по наиболее значимым показателям.
- Избавиться от гиперконтроля.
- Подумать, как ускорить и упростить согласования.
Отсутствие видимых результатов работы
По опросам в выгоранию больше склонны люди, которые заняты монотонным трудом. Это связано с тем, что их работа не всегда имеет осязаемый результат, который обычно приносит удовольствие. Эту проблему тяжело устранить, но можно попытаться донести до людей важность и ценность их труда для компании.
Решение:
- Делиться с людьми достижениями компаниями и подчеркивать их причастность к успеху.
- Добавлять в работу творческие элементы, чтобы сотрудники могли проявить себя и привнести в бизнес что-то новое.
- Хвалить работников за успешные показатели и результаты.
- Дарить сотрудникам продукт компании, если это возможно, и подчеркивать, что без их работы ничего бы не получилось.
Итог
- По данным опросов, 45% работающих россиян лично сталкивались с профессиональным выгоранием.
- Синдром профессионального выгорания — это ментальное состояние, которое связано с рабочей деятельностью и характеризуется упадком энергии, мотивации и работоспособности.
- Чаще всего сотрудники выгорают из-за стресса, несоразмерно низкой зарплаты, переработок, конфликтов, микроменеджмента или отсутствия видимых результатов труда.