Как отключить «художника» в своих дизайн-проектах

У многих людей есть заблуждение, что дизайнер, как и художник, должен уметь рисовать не хуже Пикассо. Обязательно ли это на самом деле и, если всё таки закончил художественный факультет, можно ли забыть всё, чему тебя учили, когда решил стать дизайнером?

Клиентов волнует не столько наличие образования, сколько то, решит ли дизайнер задачу бизнеса и какой будет подход в работе над проектом. Если вы берете на работу дизайнера-художника, есть риск, что он выполнит только задачу по отрисовке макета. Но стоит ли сразу списывать таких специалистов со счетов?

<p>Как видят дизайнеры / как видят художники (или моё лицо до того, как я начала рисовать по сеточке в «Фигме»)</p>

Как видят дизайнеры / как видят художники (или моё лицо до того, как я начала рисовать по сеточке в «Фигме»)

Привет, меня зовут Дарья, я коммуникационный дизайнер в рекламном агентстве и работаю с ведущими игроками рынка, занимаюсь вёрсткой презентаций, оформлением соцсетей, рекламных баннеров. Так вышло, что у меня есть художественное образование и я избежала вопросов из серии: «А дизайнер не должен уметь рисовать?». Но со временем я поняла, что людей, которые думают так, довольно много. Хочу разобраться, нужно ли дизайнеру быть художником и стоит ли отключать его в своих проектах?

Вначале был визуальный шум…

Когда только начинаешь заниматься дизайном, всегда кажется, что макет пустоват, и ты добавляешь для красочности и экспрессии ещё кучу элементов. Когда ты бывалый художник, этого становится еще больше, потому что искусство должно вызвать эмоцию, и «это не лишние элементы, а концепция»!

На деле оказалось, что любая концепция и визуальное оформление должны иметь смысл и обоснование. На первой работе при разработке сайта для продажи тракторов мне сказали, что нельзя на главный экран поставить одного известного персонажа, а это вызвало бы эмоции.

Подстраиваться под общество / быть счастливым
Подстраиваться под общество / быть счастливым

Отключаем «художника», анализируем происходящее

Сейчас рабочие задачи часто приходится решать в связке с другим специалистом. Могут прилететь правки, которые не соответствуют ТЗ и касаются визуальной составляющей и основываются на восприятии именно этого человека.

Например, ситуация с менеджером по проекту, который говорит: «Все заголовки в презентации нужно сделать больше, чтобы заполнить пустое пространство».

В такой ситуации я стараюсь задать уточняющий вопрос: «Точно ли это не навредит композиции и не ухудшится ли читаемость? Ведь презентация будет проходить на большом экране, а заполнение пустого места лишит композиции воздуха и будет тяжелее восприниматься зрителем».

Здесь важно сформулировать свою позицию и привести аргументы, опираясь на поставленную задачу. В данном случае нужно было учесть место проведения. Именно такой анализ позволяет не ударяться в «наведение красоты».

Художественное образование и то, как нас учат мыслить только визуальными образами

В вузе, особенно, если ты учишься на творческую специальность, чаще всего приходится мыслить только в рамках заданного материала. Существуют определённые правила, которые нужно соблюдать, хотя их не так много. В остальном же всё опирается в видение самого мастера.

В основном работа художника заключается в том, чтобы передавать не смыслы, а эмоции и собственное мировоззрение. В этой профессии мало ограничений, всё опирается на чувства и передачу действительности через восприятие самого человека.

Отличия дизайнера-спеца от дизайнера-творца

У дизайнера-спеца, в отличие от дизайнера-художника, всегда есть задача, которую надо решить, не опираясь на эмоции, а исходя из брифа и технического задания.

Дизайнер-спец не поставит элемент ради элемента, когда дизайнер-художник постарается заполнить всё пространство, но такие действия в любом дизайне могут просто не решить задачи клиента. Например, у посетителя сайта вытекут глаза от обилия анимации или на рекламном баннере будет столько летающих звёзд, что не будет видно адреса магазина, а это, по сути, единственная причина, зачем вообще этот баннер делали.

Важное отличие заключается в том, что дизайн представляет собой симбиоз формы и функции, он должен всегда решать определённые задачи.

Нужно ли дизайнеру художественное образование?

Возможно, стереотип о том, что дизайнеру нужно знать, как рисовать карандашом или кистью, связан с тем, что многие думают об этой профессии как о творческой.

Раньше не существовало таких профессий, как: графический дизайнер или веб-дизайнер, а профессии архитектор, художник, скульптор, тесно переплетались и считались творческими.

В наше время существует разделение между сферами: какие-то считаются более творческими, а какие-то завязаны только на расчётах и чётко сформулированном ТЗ.

Как на практике

Практика показывает, что работодатели редко интересуются наличием художественного образования, однако есть моменты, когда оно действительно помогает.

Да, работая дизайнером, в основном приходится иметь дело с графическими редакторами, но бывают задачи, в которых не хватает иллюстрации для передачи настроения бренда, например:

  • Логотип
  • Креатив
  • Брендинг
  • Открытка
  • Паттерн

И тут могут пригодиться художественные навыки, чтобы нарисовать что-то от руки или сделать набросок, но это не обязательно уметь самому: просто будет плюсом, если получается делать не только что-то строгое и выверенное, но и более лёгкое, с отрисованными элементами.

Другое дело, что есть правила и законы, по которым лучше создавать любое визуальное оформление, и этому учат в художественных вузах: композиция, колористика, правила золотого сечения.

Такой дизайнер будет востребован, ведь его ценность становится выше. В его работах, уже нет типичных ошибок, а значит, и меньше правок — профит для клиента.

Мне было проще изучать дизайн, уже зная эти базовые принципы, но и этому можно обучиться самому. Делаем вывод: что образование не играет существенной роли, но может помочь быстрее войти в профессию.

Как художнику перестроить мышление и начать видеть смыслы в своих дизайн-проектах

После окончания художественно-графического факультета я пошла на курсы по веб-дизайну. Было сложно перестать делать проекты по своим впечатлениям и отойти от работы через собственное восприятие.

На первом месте стояла визуальная составляющая. Мне казалось, что это важнее, ведь дизайнер должен уметь делать красиво. С учебными заданиями, возможно, так и было, так как нам предоставлялось готовое ТЗ. Нас учили, как составлять бриф, но проблема была в том, что мы не общались с заказчиком и не выстраивали процессы по работе с клиентом нужным образом.

<p>Работы были примерно такими</p>

Работы были примерно такими

Только спустя время, уже устроившись работать веб-дизайнером, я поняла, что меня больше волновала красота картинки, а в дизайне есть ещё много нюансов и нужно научиться видеть смыслы.

<p>После прозрения и по мере получения опыта работы стали такими</p>

После прозрения и по мере получения опыта работы стали такими

Вывод: не переставай думать

Вопрос нужности художественного образования для дизайнера спорный, поэтому я, как человек, который побывал в роли и художника, и дизайнера, и фрилансера, могу дать такие советы:

  1. Для дизайнеров: изучайте базу, потому что с ней и в огонь, и в воду, и в любой осмысленный дизайн без лишних правок и боли для клиента.
  2. Для художников: не бойтесь заниматься дизайном, но отложите свою «творческую реализацию».
  3. Для заказчиков: если перед вами дизайнер-художник, потыкайте в него палкой и выясните, знает ли он, что такое ТЗ, дедлайны или он просто хочет за ваши бабки порисовать.

Если понравилось, заходите подписаться на мой телеграм-канал и потолковать о дизайне! Также заходите посмотреть мое портфолио на Dprofile.

Открыта к обсуждению и сотрудничеству в сфере графического и коммуникационного дизайна — пишите в личку в телеграме, обсудим!

2020
14 комментариев

Обычно встречаются дизайнеры, которые не имеют ни художественного образования, ни какого-то еще. Но именно они громче всех кричат о том, что «это творческая профессия» и вообще «вы не понимаете».

5
Ответить

даже без образования, они настаивают на своём и говорят что "я дизайнер, я так вижу" но на деле мы понимаем что на самом деле из этого выходит

Ответить

Статья огонь!

Что касается образования — оно вообще никогда не лишнее. Рано или поздно пригождается.

Но вот все-таки, если отмотать время назад, ты бы поступила снова на художественное образование? Стала бы тратить столько лет на «базу»?

Если мыслить с точки зрения современного абитуриента :)

4
Ответить

Сложно сказать, потому что точно лишним не было, но я училась 5,5 лет и предложила бы только уменьшить срок обучения, потому что как раз самую важную часть можно уместить и в 3 года, обучение не затягивается и ты берешь для себя только самую пользу!

3
Ответить

Спасибо за статью! Тема действительно интересная, мне кажется любое образование полезно для карьеры, всегда можно вдохновляться чем-то из смежных дисциплин. А уж художественное образование для дизайнера тем более не лишнее)

4
Ответить

Как профессиональный заказчик которого "дизайнеры-художники" научили проектировать в figma смысловые ТЗ, делать кликабельные прототипы и доносить что хотел сказать для их художественной реализации, соглашусь, что спецов которые совмещают в себе и одни и вторые компетенции единицы. )))

4
Ответить

Было бы неплохо дать рекомендации по тому — а где собственно эту базу взять? Каждый второй на своих курсах кричит о том, что дает базовые знания, а потом джуны удивляются, почему их ни кто не берет на работу.

В любом случае, статья ТОП!

П.С.:
Несколько лет назад я пытался пойти в "Муху", но выбрал стартапы :)))
Сейчас уже мысли о том, чтобы пойти подучить 3D.

4
Ответить