Как опозориться и потерять лучших соискателей за 5 минут. Красные флажочки и худшие интервью
Кем вы видите себя через 5 лет в нашей компании? Почему вы хотите у нас работать? Надо быть последними идиотами, чтобы задавать подобные вопросы человеку, которого вы видите в зуме впервые в жизни или ещё не видели вовсе. О, а еще есть умники, которые для первичного отбора высылают кандидату психологический тест, чтобы понять психотип будущего члена команды. Вы прикалываетесь? Я раз 10 проходила этот тест и подстраивала свои ответы так, чтобы получился правильный результат: няша няшная. Спойлер: это неправда.
За все годы своей маркетингово-копирайтерской деятельности (почти 15 лет) я, поверьте, видела всё и даже больше. Я работала в стартапах, маленьких предприятиях и крупных бизнесах, а также прошла порядка 50 собеседований. Интересно то, что со времен моей самой худшей работы (более 10 лет назад я работала копирайтером в IT-стартапе и директор заставлял меня ходить по офисам, раздавая коммерческие предложения, которые я сама и написала) в большинстве компаний мало что изменилось.
Бардак в бизнес-процессах, размытые зоны ответственности, безграмотность, отсутствие управленческих навыков у руководителей, нездоровые kpi, слабая команда – всё это только верхушка айсберга.
Написанием данной статьи я преследую две цели:
- помочь классным спецам во время собеседования отфильтровать динозавров и просто бездарей, чей бизнес скоро потонет, дабы сэкономить ваше время, нервы и деньги;
- открыть страшную правду работодателям: почему вам никогда не нанять крутых профессионалов.
Давайте по порядку.
1. Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что. "Бизнесмены" от боженьки
Один раз я была тем самым новичком, который вышел на обед и больше не вернулся.
Это было морозное утро декабря 2011 года, я только переехала в Москву и остро нуждалась в работе. Мне назначили собеседование в 9 утра, я добиралась до места 1,5 часа и в моем распоряжении были черно-белый телефон Нокиа и распечатанная карта с маршрутом. В офисе компании меня встретили двое из ларца: парочка тучных мужичков, которые проводили меня в свой кабинет и вдвоем уселись по ту сторону стола. У меня был небольшой опыт работы и я не претендовала на хорошую зарплату (моей задачей было научиться и вырасти как специалист), но то, что я услышала на встрече, вызвало во мне дичайшую тревогу. Что вы нам можете предложить? Какие у вас есть идеи по развитию нашего бизнеса? Почему мы должны вас нанять? И прочая чепуха. Да, конечно, ребята, я соглашаюсь на мизерную зарплату только ради того, чтобы спасти ваш тонущий бизнес, всегда об этом мечтала. После встречи эти двое показали мне рабочее место, куда торжественно усадили и со словами “ну ты в этой админке быстро сама разберешься” покинули поле видимости. Я вышла на обед и отключила телефон.
Вы скажете: ну это было 13 лет назад, сейчас таких идиотов можно встретить только где-то в глубинке. Но это неправда. Вчерашние идиоты теперь просто выучили множество модных корпоративных словечек, при этом игнорируя такую необходимую составляющую, как чёткие, регламентированные и прозрачные бизнес-процессы. Ну понятное дело, заниматься грамотным строительством бизнеса – дело трудоёмкое, сложное и требующее глобальных изменений в текущих процессах.
В прошлом году на собеседовании я задала вопрос будущему руководителю на эту тему, в частности, о том, соблюдаются ли в компании регламенты бизнес-процессов, каковы структура отдела, зона ответственности, иерархия, кто принимает конечное решение – руководитель или собственник. На что мне ответили примерно следующее: “Самое главное, чтобы каждый член команды отвечал за результат. Это наша ключевая ценность. Нам нужны люди, которые умеют брать ответственность на себя”. Тестовое задание после встречи я даже не открыла.
Да, безусловно, бывает и так, что представитель компании на интервью отвечает на все вопросы идеально и вы принимаете оффер, но по факту ситуация оказывается ровно противоположной. Однако нижеприведённые вопросы всё же помогут хотя бы немного отфильтровать компании, у которых даже близко нет понимания, что такое бизнес:
- За осуществление каких бизнес-процессов я буду отвечать?
- Какова моя зона ответственности?
- Есть ли регламент взаимодействия с другими отделами?
- Из каких этапов состоит программа адаптации в вашей компании?
- Есть ли испытательный срок и каковы критерии оценки? Как оплачивается этот период?
- Каковы структура и иерархия в отделе, кто принимает конечное решение?
- Какими навыками и личными качествами должен обладать ваш идеальный кандидат на эту должность?
- Это новая должность в вашей компании или текущая? Почему вы расстались с предыдущим специалистом?
Ответы на эти вопросы помогут вам понять, насколько в компании ценят и уважают порядок, есть ли у бизнеса перспективы, сможете ли вы развиваться как специалист. Если вы не хотите устроиться работать туда, где все закончится выгоранием и ненавистью к своей работе, еще на берегу обращайте внимание на подобные вещи.
3. Сразу три красных флажка. Тестовое задание до интервью
Вам не кажется абсурдной ситуация, что человек тратит свое время на выполнение тестового задания в неизвестную ему компанию без понимания, хочет ли он там работать или нет? Лично я выполняю тестовое только после встречи с рекрутером/руководителем, оценив степень моей симпатии к данной компании. Бывают такие окрыляющие встречи, что всё: я горю от нетерпения и жду тестовое, чтобы вложить в него весь свой профессиональный опыт и душу. Или наоборот. Как-то раз я общалась с будущим руководителем, который после встречи в зуме направил мне тестовое (в целом оно было максимально лёгким для меня), и я его также даже не открыла. Человек в экране моего ноутбука всю встречу что-то мямлил, задавал вопросы по бумажке, а сам тон беседы был максимально неприятным, недружелюбным и высокомерным. Так зачем мне выполнять тестовое и тратить свое время, если я тут точно не хочу работать?
Другая история из моей практики: когда-то давно я выполнила тестовое до интервью и меня пригласили на встречу. Это была ошибка. На встрече мне рекламировали аналитический инструмент для маркетологов: товарищи просто устроили конвейер из целевой аудитории своего продукта.
Но и это ещё не все. Компании, которые на всём экономят, любят поиграться с тестовыми, чтобы поюзать бесплатную рабочую силу. Вы открываете тестовое, а там работы минимум на два дня. Тратите свое время, отправляете, а в итоге даже не получаете обратную связь. Или получаете что-то в духе “Результаты вашего тестового задания не соответствуют нашим ожиданиям. Удачи с поисками!” Что буквально означает “Спасибо, что два дня работали на нас бесплатно, мы это очень ценим, лошок”.
Мораль сей басни такова: если вам направили тестовое до интервью, спрашивайте о том, как оно будет оплачено. Если никак – давай, до свидания.
3. Ярмарка тщеславия и конкурс самых тупых вопросов в мире
Почему вы хотите у нас работать? На данный вопрос я отвечу так же, как отвечала всем потенциальным работодателям: “Я откликнулась на данную вакансию, потому что по моему мнению и на данном этапе знакомства в вашей компании я смогу удовлетворить свои профессиональные компетенции и заниматься интересными задачами за достойную оплату. А что будет дальше – время покажет”. Всё, господа. Нет никаких “Я хочу работать только у вас, чтобы стать частью вашей волшебной синергии”. Можно хотеть работать в Гугле, но вы же не Гугл. Открою вам страшную правду: все вопросы в подобном духе никак не раскрывают личность кандидата, уровень его амбиций и софт скилс и никто в здравом уме не ответит на них искренне. Вы просто услышите заранее подготовленные “правильные” ответы, не более того.
Лично для меня такой подход означает следующее: вопросы для интервью не проработаны, поиск кандидата передали в руки дешёвого рекрутера-новичка, будущий руководитель – слабый специалист, который предпочитает действовать по допотопному учебнику, а не исходя из своего опыта.
Какое у меня было самое классное интервью, после которого я без промедлений приняла оффер (хотя на руках у меня было еще 2 других и я выбирала между ними)? Оно выглядело примерно так:
- Расскажи о функционале и результатах на двух последних местах работы?
- Чем нравится твоя работа?
- Лонгриды на сложные технические темы умеешь писать? Есть опыт написания тз разработчикам? С аналитикой дружишь? Какие-то свои фишки в работе есть? Как относишься к критике?
- Сколько хочешь денег, хочешь ли стать в дальнейшем руководителем или остаться рядовым сотрудником, какие виды деятельности даются сложнее, а какие проще? В чём чаще всего косячишь? Готова к оплачиваемым переработкам?
Честный простой диалог между двумя профессионалами без всяких “Кем вы видите себя через 5 лет в нашей компании”. На этой встрече я увидела своего будущего руководителя, который зрил в корень, не задавал поверхностных вопросов, разбирался в людях и сам был крутым спецом, который реально шарит. Если вы хотите расти и работать в команде талантливых профессионалов, а не корпоративных марионеток, делайте выводы уже после первой встречи.
4. Одностороннее движение. Большой красный флаг
Все знают, как проходит классическое собеседование: рекрутер/руководитель презентует компанию, вы рассказываете о себе и отвечаете на вопросы, далее сами задаёте интересующие вопросы. Как я уже писала ранее, в первую очередь меня волнует отлаженность бизнес-процессов и порядок в компании. В прошлом году у меня была пара запоминающихся встреч, где практически на каждый мой вопрос рекрутер просто отвечал “А это вы узнаете на следующем этапе собеседования”. И почему я после этого должна захотеть вообще появиться на этом самом следующем этапе, если ни на один вопрос я не получила внятного ответа? Если вы решили устроить конвейер из кандидатов, наплевав на их время и подготовку к встрече, то я, пожалуй, попрощаюсь с вами прямо здесь и сейчас.
Повторюсь: когда компания ищет сильного классного спеца, понимая его значимость и ценность, вам не придется общаться с этими дегенератами. Представитель компании готовит презентацию, вникает в суть должности, разбирается во внутренних бизнес-процессах, потому что его задача закрыть не вакансию, а бизнес-задачу заказчика. И если рекрутер допускает возможность так быстро упустить профессионала из-за того, что решил себе упростить работу, задумайтесь. Скажите мне, кто ваш рекрутер, и я скажу, кто вы.
Чем такой безрамотный подход грозит работодателям: первая встреча должна заинтересовать соискателя ровно так же, как и соискатель должен заинтересовать вас. Если вы устраиваете допрос, ничего не давая взамен, у кандидата будут встречи сразу после вас, которые ему понравятся гораздо больше. Если вы думаете, что в море полно рыбы, то же самое можно сказать и о местах работы.
5. Намеки на секту. Море красных флажков
Я уже работала в компании, где каждый сотрудник должен был питаться святым духом и пахать на чистом энтузиазме во имя какой-то там миссии. За эти годы я прямо-таки преисполнилась пониманием, зачем нужны все эти “мы одна семья” и бесконечные корпоративные тренинги. А именно: чтобы иметь возможность регулярно переходить личные границы и не выплачивать бонусы за перманентные переработки. Мне не нужна ваша корпоративная семья, чтобы почувствовать свою значимость и найти каких-то там единомышленников с едиными ЦЕННОСТЯМИ. Повторюсь, я просто классный спец и мне нравится реализовывать свои профессиональные компетенции, давайте вы все просто перестанете корчить из себя Чарльза Мэнсона.
Если вы услышали все эти рассказы про радугу и волшебные пони на собеседовании, сразу спросите, как оплачиваются переработки и зумы в выходные дни, есть ли регламент взаимодействия, запрещающий писать в корпоративные чаты вне рабочего времени, проходят ли корпоративные тренинги в будний или выходной день.
Скорее всего, будет что-то ещё, но это основное. Что думаете? Кем вы видите себя через 5 лет? Напишите в комментариях.
Если интересно почитать статью на тему бизнес-процессов, с чего начинается их описание и зачем это вообще нужно, также дайте знать.
Подписывайтесь на канал, чтобы читать больше вкусных статей на тему работы, бизнеса и контент-маркетинга.