Как создать проект с нуля? Разбор на примере книжного клуба
Откуда берутся идеи проектов, насколько сложно создавать с нуля цикл мероприятий и где искать участников? О необходимых навыках и пройденных трудностях во время создания своего книжного клуба в Москве рассказывает Анна Варламова, выпускница курса «Менеджер проектов».
Книжный клуб: как появилась идея
Анна всегда любила читать, а после прохождения курса в Практикуме стала читать ещё больше — особенно профессиональной литературы об управлении проектами и командой. В какой-то момент появилось желание фиксировать прочитанное — обсуждать, закреплять, делать выводы. Анна стала искать книжные клубы, посетила несколько, но ни в одном ей не понравилось.
Создание клуба началось с поиска единомышленников — людей, которые также хотели бы с кем-то делиться мыслями о прочитанных книгах. Анна была амбассадором выпускников Практикума и общалась с организаторами курса. Одна из организаторов предложила ей создать своё сообщество. Анна поняла, что это должен быть книжный клуб, сообщество для начинающих — и опытных — менеджеров.
Я рада быть частью книжного клуба Практикума. Он помогает мне лучше усвоить, понять, а иногда и открыть новые смыслы книг. На встречах мы не только обсуждаем содержание, но и практикуемся на интересных примерах. Каждая встреча — это отличная возможность познакомиться с новыми людьми, вдохновиться их энергией и классно провести время
Создание клуба: подготовка
Нужно было определиться, какую книгу обсуждать первой. Выбор пал на «Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо» Максима Дорофеева.
Вместе с коллегами Анна составила и протестировала сценарий первой встречи: кроме обсуждения в него вошла интерактивная игра и вручение призов — промокодов на Яндекс Плюс.
Примерный сценарий встречи, на которой участники:
- знакомятся друг с другом — если есть новые участники;
- рассказывают, о чём книга, в одном простом предложении;
- делятся, какие основные моменты в книге запомнились;
- делают выводы, делятся умозаключениями и кейсами из собственной практики;
- участвуют в интерактивной части;
- подводят итоги встречи.
Мне нравится проводить глубокую ревизию своих знаний. Ещё нравится, что встречи клуба очень структурированы и Аня придумывает очень крутые практические задания! Супербонус — возможность взглянуть на мысли авторов с позиции других людей. Это позволяет ещё лучше понять темы, которые поднимаются в текстах
Трудности при создании проекта
Анна рассказала, с какими проблемами приходится сталкиваться чаще всего:
- Подготовка к встрече. Чтобы проводить мероприятия в книжном клубе, нужно хорошо подготовиться. В частности, прочитать книгу, которую планируют обсуждать. На это у участников и организатора есть три недели, ещё неделя — на подготовку к встрече.
- Составление плана встречи. Нужно подробно расписать, как именно будет проходить встреча, что будут обсуждать, продумать интерактивную составляющую. Тут Ане помог её опыт работы преподавателем и разные фишки, которые она позаимствовала в других книжных клубах.
- Психологическая подготовка. Перед каждой встречей — не только самой первой — возникает страх, что никто не придёт. Анна рассказала, что однажды пришла только одна девушка, но встреча всё равно состоялась и всё прошло хорошо.
Со страхом справляюсь просто: спрашиваю себя, действительно ли мне так страшно, что я даже делать не буду? Или буду бояться, но делать? Тут приходится принимать волевое решение. Нужно принять, что действительно всё может пойти не так, и подумать, что тогда делать. Бояться, когда создаёшь свой проект, абсолютно нормально. Это как с ездой на велосипеде — чтобы научиться кататься, сначала нужно научиться падать
Какие навыки пригодились при создании книжного клуба
- Работа с обратной связью. Один из самых главных навыков — получать развёрнутый фидбек от пользователей. Это даёт возможность совершенствовать продукт исходя из реальных потребностей клиентов. Например, первые встречи я проводила, сидя перед ноутбуком. Это оказалось не самым лучшим решением — было не очень удобно общаться с участниками.
Мы много экспериментировали, чтобы найти оптимальные варианты работы с участниками клуба. Например, сделали бота, который отправлял участникам задания, вопросы для обсуждения, видео. Оказалось, что для локации, где мы проводим встречи, такой вариант не подходит — там не всегда стабильный интернет. Поэтому от бота пришлось отказаться
- Навыки коммуникации. Для того чтобы встречи проходили продуктивно и участники возвращались снова и снова, нужно уметь общаться, чувствовать аудиторию, доносить информацию.
- Работа в условиях дедлайна. Прочитать книгу, составить план встречи, продумать интерактив, протестировать сценарий — всё это нужно успеть сделать вовремя, чтобы минимизировать риск, что что-то пойдёт не по плану.
- Инструменты планирования. Примерный сценарий встречи — важная составляющая. Не обязательно безукоснительно ему следовать — он нужен скорее для того, чтобы было куда обратиться, если мероприятие примет неожиданный поворот.
Книжный клуб — что получилось
Встречи клуба проходят раз в месяц и длятся полтора часа — Анна вместе с участниками выбирают книги для чтения, обсуждают и пробуют применять полученные знания на практике. В приоритете — книги, которые могут помочь в управлении проектами и командой.
Какие книги уже разобрали на встречах клуба:
- «Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо», М. Дорофеев;
- «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений», Э. Берн;
- «Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости», Н. Н. Талеб;
- «Думай медленно… Решай быстро», Д. Канеман.
Для меня книжный клуб Практикума — это возможность проживать жизнь более осознанно. Каждый день мы пропускаем через себя тонны информации, которая сразу забывается. Книжный клуб помогает глубоко погрузиться в выбранную книгу, прожить её, зафиксировать важные тезисы и поделиться своим видением с другими участниками. Самое ценное для меня — услышать мнение, отличное от моего. Таким образом я расширяю рамки мышления