Я люблю свою работу: 6 способов победить выгорание
За 12 лет работы в корпорациях я прошла все стадии эмоционального выгорания: от эйфории и желания участвовать в 10 проектах сразу без сна и отдыха до обесценивания любых своих заслуг и полного безразличия к происходящему в компании. Разобрала вопрос до атомов и делюсь с вами экспертизой из первых уст.
Сегодня только глухой или безработный не участвовал в подобной дискуссии 😁
Давайте разденем эту проблему!
- 12 лет опыт работы в банках
- 7+ лет в управлении командами от 1 до 70 человек
- 3 года в IT
В этой статье делюсь личным опытом профилактики выгорания и наблюдениями за сотрудниками.
Маркером выгорания являются не только апатия, вялость и избегание людей.
Наоборот, первым звоночком выступают эйфория, азарт, достигаторство и чрезмерная увлеченность работой в ущерб себе!
Не спешите ставить себе диагноз, если прямо сейчас вы ночуете на работе в погоне за мечтой о повышении или сверхприбылях.
Когда наш труд ценят, мы ощущаем свою значимость и вклад — выгорание не грозит.
А вот если наши старания не оцениваются по достоинству, то происходит крушение ожиданий, и развивается синдром эмоционального выгорания.
Правда в том, что:
Как это происходит?
1 – Не умеем говорить "нет"
затаскиваем на себя и команду лишние задачи, возникают переработки, появляются ошибки и раздражение из-за возросшей нагрузки
2 – Не умеем расставлять границы
зона ответственности между коллегами размыта, делаем двойную работу и тратим время на избыточные коммуникации
3 – Сомневаемся в себе и своих компетенциях
транслируем неуверенность, наши аргументы звучат неубедительно, защита проекта на грани срыва, ресурсы дают другим командам, тебя как эксперта не воспринимают всерьез
4 – Ощущаем свою "маленькость", думаем, что я ещё недо...
отказываемся от амбициозных проектов и задач, стыдно задавать вопросы и просить помощь, нет драйва и развития, появляется чувство беспомощности и одиночества
Почему мы так делаем?
❌ нет фокуса на цели
(усталость есть — успеха нет)
Ушёл за кофе — вернулся, а у тебя уже +200 сообщений в почте и мессенджерах и несколько пропущенных звонков. Всё срочно, важно, ещё вчера.
Знакомо? Стоп. Не поддаваться на провокации!
Нужно понимать, что аврал и ASAP — это постоянные атрибуты рабочих будней. Это не кончится никогда. Твой успех и выживаемость зависят от умения приспособиться к такому образу жизни и использовать себе во благо. Да, я говорю о приоритизации.
Делюсь заметкой из недавно прочитанной книги Грега МакКеона — «Эссенциализм. Путь к простоте»:
Слово priority закрепилось в английском языке в XV веке, и в то время у него не было множественного числа. Оно обозначало единственную самую важную или первую вещь. В течение еще пятисот лет оно использовалось только в единственном числе, и лишь в XX веке люди заговорили о «приоритетах». Нам почему-то кажется, что, поменяв одно слово, мы можем изменить и реальность.
❌ не знаешь своих сильных сторон, нет навыка самопрезентации
(думаешь, что все всё умеют и ничего особенного ты не делаешь, кроме самообесценивания)
Мы настолько строги к себе, что СРАВНИВАЕМ СВОИ СЛАБОСТИ, СВОИ САМЫЕ УЯЗВИМЫЕ МЕСТА С ЧУЖИМИ ПОБЕДАМИ.
А НУЖНО СРАВНИВАТЬ С САМИМ СОБОЙ ВЧЕРА!
Как быть?
Оцифровать свой опыт, собрать обратную связь от коллег, упаковать это в продающее резюме и/или рассказ о себе для качественного нетворка.
Репетировать перед зеркалом важно и нужно (пока сам не поверишь в свою исключительность)
❌ до сих пор убежден, что скромность украшает человека
(ага, дела сами говорят за мастера)
Можно ждать до пенсии, пока тебя заметят, а можно взять ответственность за свою жизнь в свои руки и действовать из взрослой позиции.
Уметь рассказать о своих личных успехах, презентовать деятельность команды, «продать» идею сотрудничества с тобой — это один из обязательных навыков современного высокоэффективного человека.
К чему это приводит?
- демотивация и потеря смыслов
- мысли о том, что с тобой что-то не так (читай мою статью о синдроме самозваца)
- болезни и физическое переутомление
Как себе помочь?
1 – Пытаться успевать не всё, а только самое важное
Главный приоритет может быть только один.
Отметьте в своём to do-списке, какое из запланированных дел на день является самым значимым.
Даже если ничего кроме него сделано не будет — день оправдан и идёт в зачет!
2 – Принять, что нет — это не отказ человеку, это отказ по задаче
Можно начать с того, чтобы не давать ответ и обещание сразу, а брать паузу на подумать.
Дальше — составить словарик своих "спасательных фраз", если вам сложно говорить "нет".
Например, "я бы с радостью вам помог, но у меня уже всё распланировано" или "к сожалению, это направление сейчас не является приоритетным для меня, может быть в другой раз".
3 – Качественно отдыхать
Смена деятельности — это не отдых.
Отдых — это делать ничего!
Мои любимые способы быстро расслабиться: кататься на качелях во дворе, медитация, прогулка без гаджетов и музыки, горячий душ.
Важно — планировать под это время в календаре, особенно в будни, иначе соблазн загрузить себя работой/обучением/книгой будет велик.
4 – Оцифровать и присвоить себе успех
Собирать метрики и обратную связь о своей деятельности и вести дневник благодарности, в котором отмечать даже маленькие достижения.
Проще всего это делать в частном чатике в tg, чтобы всегда держать под рукой.
У меня такой чат называется "Мои приятности", туда я пересылаю приятные сообщения от коллег и пишу свои собственные восхищения проделанной работой.
Создайте его прямо сейчас!
5 – Говорить о своих желаниях вслух
Начальнику — о том, что готов брать ответственность и хочешь повышения, клиентам — просьбы оставить отзыв и дать рекомендацию и т.д.
Да, прямо словами через рот. Нет, вас за это не убьют и не осудят.
Каждый из нас думает, в первую очередь, о себе. Чтобы подумали ещё и о вас — нужно попросить!
6 – Смело заявлять о себе и идти туда, где страшно
Страх — всего лишь эмоция, можно бояться и делать!
Например, в следующий раз взять в работу ту сложную и желанную задачу, которая прокачает ваши навыки и от которой вы раньше отказывались, боясь не справиться.
Обозначайте комфортный для себя срок исполнения, чтобы было время погрузиться в тему и внести правки (30% заложите на риски).
Делитесь в комментариях своими лайфхаками по борьбе с выгоранием! 😉
Если вам интересна тема личной эффективности, управления собой и своим временем — подпишитесь на мой tg-канал "Хомякова могёт"
Вот подборка наиболее популярных постов канала:
- 10 навыков современного высокоэффективного человека
- Секреты руководителя: как вырастить сотрудника, которого хотят все
- Лучший способ найти дорогу к себе
- Как уложить десятки фреймворков по достижению целей в единую стратегию
- Идеальный лидер — мертвый лидер
Хомякова могёт и ты сможешь!