5 причин сделать нормальную базу знаний: подборка сервисов на 2024 год
И нет, папка в Google Диск — это не база знаний. Собрали 5 мифов, 5 профитов и 5 сервисов, чтобы в вашей команде была крутая база знаний.
Привет, vc.ru! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.
Есть мнение, что создавать корпоративную базу данных – это долго и муторно. Сначала нужно придумать идеальную структуру, написать сотни страниц инструкций, описать все процессы от и до, и только после этого туда можно будет грузить информацию. В итоге этот вопрос откладывается в долгий ящик, а данные сваливают в папку на Google Диске.
На самом деле, базу знаний можно создать за пару дней, потратив минимум усилий. А польза от неё появится практически сразу. В чем профит базы знаний, и какой сервис выбрать, рассказали в статье.
5 мифов о создании базы знаний
Миф 1. Нужно сразу создавать идеальную структуру и полностью законченное наполнение, иначе не стоит начинать
Можно годами пользоваться «костылями» вроде Google Диска и сохраненок в Telegram, и думать, что инфа для базы знаний еще не накопилась. А потом очнуться на втором часу поисков нужного файла.
На самом деле, стоит начать с минимального набора документов по ключевым направлениям. А со временем добавлять новые разделы и дополнять имеющиеся. В современных сервисах можно легко редактировать отдельные документы и структуру базы знаний, а также добавлять новую информацию.
Миф 2. Это километры сложных текстов, проще рассказать все на онбординге или записать видео
Когда новичок приходит в компанию — посмотреть видео ему действительно проще и интереснее, чем сразу читать кучу документов. Но сотрудник привыкает, вливается в процессы, а базовые вещи могут забыться — это нормально.
Если сотруднику нужно быстро подсмотреть порядок действий в задаче — пересматривать видео неудобно. Нужны текстовые регламенты, которые можно быстро найти и использовать в работе. А еще в видео не получится поиграться с форматами подачи информации и добавлять схемы, инфографики и чек-листы.
Миф 3. База знаний будет полезна только новичку. «Вот когда будет найм, тогда и сделаем»
За полгода в компании накапливается документов больше, чем библиотека Ивана Грозного. Из-за того, что они разбросаны по дискам и почтам, сотрудникам приходится тратить кучу времени на поиски нужных кейсов. Как побочка — нужно постоянно дергать коллег.
Иначе говоря, польза от базы знаний есть для всех сотрудников, а не только для новичков. Даже опытным сотрудникам иногда нужно подсматривать в инструкции и регламенты. Готовая база знаний экономит время всем.
Миф 4. Руководителю нужно взять весь процесс на себя и самому наполнять базу знаний
Это точно не так. Руководитель задает лишь общее направление и ключевые области, а не обслуживает базу знаний.
Лучше поручить задачу руководящему составу, например, HRD, тим-лид, руководителю отдела. Они анализируют кейсы в своих отделах и создают регламенты их решения. Идеально, если в команде есть специальный чат, в котором сотрудники пишут чего не хватает в базе знаний, или что нужно обновить.
Миф 5. У нас уже есть папка в Google Диск, зачем ещё одно хранилище
Выше говорили о полугодии, а теперь представьте сколько документов появится на диске за 5 лет. Это уже не библиотека, а комменты на Youtube — хаос из сотен файлов. В такой ситуации проще заново написать регламент, чем найти нужные наработки.
Помимо того, что в Google Диске сложно организовать поиск, важно еще контролировать права доступа и вести апдейт регламентов. Выход один — специальные сервисы. Они предлагают расширенные возможности для совместной работы, поиска и интеграции статей друг с другом.
Профит от базы знаний
1. Команда меньше спотыкается на проблемах, с которыми уже сталкивалась раньше
Ситуация: компания разрабатывает мобильные приложения. Команда сталкивается с багом, который уже фиксила в прошлом. Но сотрудник, который занимался проблемой, уволился, и решение приходится искать заново.
На этом вполне можно потерять несколько рабочих дней. А ведь эти знания уже есть — нужно их просто зафиксировать.
В Lee Hecht Harrison подсчитали, что сотрудник, у которого есть быстрый доступ к корпоративной информации, приносит компании в 2 раза больше прибыли, чем его коллеги без доступа к wiki.
2. Можно проанализировать статистику, чтобы посмотреть, с какими процессами чаще всего возникают проблемы
В базе знаний можно проанализировать, что сотрудники ищут чаще всего. Какие можно сделать выводы:
- Какие процессы вызывают сложности, и как их упростить.
- Какие инструкции устарели и не дают ясности.
- Какие направления в работе требуют корпоративного обучения.
Так можно точечно совершенствовать процессы и убедиться, что у сотрудников всегда есть актуальная информация.
3. Сотрудники меньше дергают тимлидов, потому что могут подсмотреть сами
Сотрудники могут сами справляться с трудностями, а руководители — сосредоточиться на стратегических вопросах.
По оценкам International Data Corporation, компании из списка Fortune 500 теряют около 31,5 миллиарда долларов в год из-за отсутствия структурированной базы знаний.
4. Быстрый онбординг новых сотрудников
После созвона с новичком, HR'у не нужно вести сотрудника «за ручку» — он может сам изучить все регламенты, инструкции и получить ответы на частые вопросы.
5. Дополнительная лояльность сотрудников, если они участвуют в создании базы знаний
Если сотрудники могут делиться своим опытом и дополнять базу знаний — это плюс к ценности их работы. Люди понимают, что их знания полезны для всей команды, а не только для выполнения собственных задач. Такой подход поощряет инициативу и дает буст к мотивации.
Компании, которые поощряют сотрудников делиться своими знаниями и опытом, лучше справляются с обучением персонала, организацией работы команд и выполнением больших проектов. Интеллектуальные системы
Подборка крутых сервисов на 2024 год
1. Notion
Это база. Популярная онлайн-платформа, в которой можно сделать что угодно. В сервисе большой набор инструментов.
В Notion можно не только создать базу знаний, но и для организовать другие задачи — от личного планирования до управления крупными проектами.
Преимущества:
- Готовые шаблоны различной сложности в самом сервисе, а также сайты с тысячами шаблонов пользователей, например, этот.
- Совместная работа над документами в корпоративной версии.
- Удобный интерфейс и широкие настройки форматирования.
- Поддержка Markdown и визуального редактирования.
- Встроенный ИИ, поиск и множество способов визуализации данных.
Для личных целей Notion бесплатный, но есть ограничением на встроенный ИИ. Для команд — от $8 за пользователя в месяц, но российской картой оплатить нельзя.
2. WEEEK
В WEEEK можно управлять проектами и структурировать знания.
У платформы минималистичный интерфейс и встроенный редактор текста. Есть интеграции с другими сервисами, например, Google Drive, Figma и Airtable.
В сервисе можно настраивать доступ к разделам базы знаний для конкретных сотрудников или внешних партнеров. Можно точечно выдать права на редактирование, просмотр и комментирование документов.
Для небольших команд сервис бесплатный. Для команды от 5 человек — от 199 ₽/месяц за сотрудника.
3. Аспро.Agile
В сервисе можно работать над проектами и создать базу знаний.
В Аспро.Agile есть:
- Интеграция с системами GitLab и Bitbucket. Можно синхронизировать ход работы с репозиториями кода.
- Есть модуль планирования с визуализацией статусов задач. Это полезно для контроля выполнения работы.
- Богатый набор инструментов редактирования.
- Можно настраивать уровни доступа для внешних участников.
- Встроенный мессенджер. Можно чатиться с коллегами не выходя из платформы.
Есть аналитика данных и экспорт результатов.
Стоит сервис от 3920 ₽/месяц за 30 пользователей.
4. Teamly
Отечественный сервис, который предназначен для управления корпоративной базой знаний. Имеет много общего с популярным инструментом Confluence как по функциональности, так и по структуре.
Важные особенности:
- Команда может создавать, комментировать и дополнять документы в риалтайм.
- Можно делать учебные программы и курсы внутри платформы.
- Рабочие пространства адаптируются для каждого отдела или проекта.
- Есть новостная лента.
- Есть файловое хранилище.
- Есть чат внутри документов.
- Можно настроить аналитику просмотров статей.
- Есть интеграция с сервисами Google и Draw.io.
Бесплатный тариф предлагает до семи пользователей, 100 статей и 2 ГБ памяти. Далее от 149 ₽/месяц за пользователя.
5. WikiWorks
Удобный онлайн-инструмент для обучения персонала и накопления знаний в компании. База данных представлена в структурированном виде, а доступ можно настроить с учетом иерархии. Каждый материал можно оценить и предложить улучшения.
В сервисе есть поиск информации, курсы и новостная лента для обмена знаниями.
А еще есть система мотивации – сотрудников можно поощрять за добавленные в базу знания. Сервис делает акцент и на обратной связи – пользователи могут анонимно предлагать идеи для развития системы знаний.
Тарификация начинается с 495 ₽/месяц за 5 пользователей, далее 99 ₽ за каждого нового сотрудника.
А если с базой знаний у вас проблем нет, но коммуникацию в команде все равно подтянуть нужно — попробуйте мессенджер для работы Compass. Для команды до 10 человек приложение бесплатное. Если пользователей больше 10, у нас есть бесплатный пробный период на 30 дней. И самое приятное — теперь мессенджер доступен для размещения на вашем сервере.
Что еще почитать, чтобы хакнуть все бизнес-процессы:
- Правила корпоративных чатов
- Диаграмма Ганта: что это и как применять в команде
- Управление командой проекта: гайд
- Что такое Deepwork и как помогает сфокусироваться
- Теория игр: 3 примера из бизнеса и повседневной жизни
- 10 советов, как настроить идеальную удаленку и не потерять эффективность
- Боюсь, что команда будет совершать одни и те же ошибки: как составить регламенты
первая картинка - просто угар, @Compass Мессенджер вы заставки выбираете как боженьки ))
🤗
с языка сняли)
Тоже обратил внимание, картинка просто нечто)
о, май, гад
как-то повезло смотреть 4 часа адаптирующий видеоролик в компанию - то еще занятие )
после такого в голове максимум 10% остаетсся и то на пару дней
а потом чтобы вытянуть информацию - надо опять смотреть это видео... ад
Вот это уже непродуманность и непроработка конечно. Такого не должно быть
Вот это мы понимаем длинный метр 🙃