Кто такие менеджеры и что они делают?
Приветствую вас, мои дорогие коллеги, союзники в деле познания искусства управления и соратники в пути к личному и профессиональному развитию!
Сегодня мы поговорим о том, кто такие менеджеры и чем они занимаются. И это будет первой статьей из цикла статей о менеджменте, о том как выработать навык управления бизнесом в первую очередь, а также как использовать эти концепции в обычной жизни.
Прежде чем мы погрузимся в детали, и сделаем очень полезное практическое задание, давайте разберемся в основных понятиях. Менеджмент, как и многие другие области, имеет свои истоки и первоисточники. Когда я изучаю какую-либо тему, я всегда стремлюсь к ее корням, к сути вопроса. Поэтому использую такой же подход и здесь, в начале серии статей о менеджменте.
И по этой причине, вначале небольшой экскурс в историю возникновения менеджмента.
В древности требовалось управлять строительством пирамид и огромных храмов, также управлять государством и людьми. Поэтому первые концепции менеджмента зародились еще тогда, причем в достаточно четкой формулировке. Например, в Китае военный стратег Сунь Цзы разработал управленческие подходы для достижения коллективных целей. В Италии Макиавелли писал об эффективном управлении.
Изучение менеджмента как дисциплины впервые было представлено в 1776 году в книге Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит описал, как разделение труда в организации может способствовать ее экономическому успеху. Он приводил пример изготовления булавок, где разделение труда между рабочими значительно увеличило производительность.
Позднее тему разделения труда развил Фредерик Уинслоу Тейлор в работе под названием «Принципы научного менеджмента» (1911). Это стало отправной точкой для изучения менеджмента как науки. Промышленная революция XVIII века привела к изменению сферы бизнеса. Появление машин изменило способы производства товаров, создав потребность в эффективном управлении фабриками с большим количеством работников.
Другой значимой фигурой в истории развития менеджмента является Генри Файоль (Henri Fayol) . Он разработал теорию административного менеджмента, которая акцентировала внимание на роли высшего руководства в организации и необходимости эффективного управления людьми. B 1916 году он опубликовал книгу, в которой дал определение менеджменту как процессу, включающему в себя:
- прогнозирование и планирование;
- организацию;
- распоряжения;
- координацию;
- контроль.
Так родился менеджмент, который с течением времени стал предметом изучения и практики во всем мире.
Теперь вернемся к определению понятия менеджмента:
Менеджмент — это искусство управления ресурсами, процессами и людьми с целью достижения поставленных целей. Менеджер играет ключевую роль в организации, координируя действия команды и направляя их усилия на достижение общих целей компании.
Теперь проверь себя или своего сотрудника по данному чек-листу функций менеджера:
- Руководство, координация и лидерство: Менеджер является лидером своей команды, руководит и координирует их деятельность, вдохновляя на достижение высоких результатов. Он мотивирует сотрудников и создает благоприятную атмосферу для работы.
- Планирование: Менеджер разрабатывает стратегии и планы действий для достижения целей компании. Он устанавливает приоритеты и определяет краткосрочные и долгосрочные задачи.
- Организация и управление ресурсами: Менеджер эффективно распределяет ресурсы компании — от времени и финансов до материальных и человеческих ресурсов. Он учитывает имеющиеся возможности и ограничения и стремится достичь максимальной производительности.
- Контроль и анализ: Отслеживание выполнения поставленных задач и анализ результатов играют важную роль в работе менеджера. Он контролирует процессы, анализирует данные и корректирует стратегию при необходимости.
Если Ваша деятельность соответствует данному описанию, тогда Вы — менеджер, даже если слово «менеджер» или «руководитель» не входит в название Вашей должности. И, соответственно, наоборот, если в вашей должности есть слово «менеджер» или «руководитель», но вы не выполняете описанных функций , то вы не менеджер.
Вы можете нести ответственность за работу начиная от 1 сотрудника и более, и если с их помощью Вы работаете для достижения организационных целей, — Вы управляете этими людьми наряду с другими используемыми Вами ресурсами. Для управления требуются определенные способности и навыки. Какие навыки и как их приобретать мы также будем обсуждать в дальнейших статьях и в моем телеграмм канале
Практическое задание, оно будет очень полезно для анализа текущей управленческой ситуации в вашем бизнесе:
Если вы руководитель, предприниматель, проверьте чем вы занимаетесь на работе, или, если вы собственник бизнеса, который нанимает себе топов, проверьте какие задачи вы перед ними ставите: составьте список действий, это будет первой частью практического задания.
например:
- Проверяю, доделываю отчеты и другую работу за сотрудниками
- Работаю с конфликтными ситуациями с клиентами
- Занимаюсь заключением контрактов с партнерами
- Составляю налоговую отчетность
- Организовываю логистику
- Консультирую клиентов
- Занимаюсь прямыми продажами
- Провожу совещания
продолжите список в таком формате (что я делаю или что делает мой топ.) . Вторая часть задания: соотнесите действия из этого списка с нижеследующим списком функционала менеджера:
Руководство, координация и лидерство:
- Определение общих целей и направлений работы команды.
- Распределение задач и ответственности между членами команды.
- Построение эффективной коммуникационной системы внутри команды.
- Проведение регулярных собраний и обратной связи для оценки прогресса и решения проблем.
- Вдохновение и мотивация членов команды для достижения общих целей.
- Создание и поддержание положительной корпоративной культуры и рабочей атмосферы.
- Установление примера и роли модели для членов команды.
- Развитие и поддержка лидерских качеств и навыков у членов команды.
Планирование:
- Определение конечных целей проекта или задачи.
- Разработка стратегий и тактик для достижения этих целей.
- Установление конкретных сроков и мероприятий для реализации плана.
- Оценка рисков и разработка плана действий по их минимизации.
Организация:
- Выделение и распределение ресурсов (людских, финансовых, временных и т. д.) .
- Создание структуры и порядка в работе, определение последовательности действий.
- Установление системы контроля и отчетности для отслеживания прогресса и результатов.
- Создание и поддержание рабочей атмосферы, способствующей эффективной работе команды.
Контроль:
- Мониторинг выполнения задач и достижения целей в соответствии с планом.
- Анализ результатов и выявление расхождений между фактическими и планируемыми показателями.
- Принятие корректирующих мер для устранения отклонений и обеспечения соответствия целям.
- Оценка эффективности работы и выработка рекомендаций для улучшения процессов и результатов.
И если по итогам сверки двух списков, в вашем списке нет действий из второго и много других исполнительских задач, большую часть времени вы занимаетесь всем, но не управлением/менеджментом, поэтому вам и вашим топам никогда не вырваться из операционки, и соответственно не получить стратегически значимого результата.
Если все-таки управленческие функции присутствуют в вашем списке, но от этого ситуация не меняется, значит какая-то функция работает неправильно, и ее необходимо диагностировать.
Признаки неэффективности в функции руководства:
- Перегрузка: Сотрудники перекладывают свои обязанности на вас, нагружая вас своими задачами.
- Игнорирование инструкций: Сотрудники предпочитают выполнять задачи по-своему, не следуя вашим указаниям.
- Отговорки: Вместо выполнения порученной работы сотрудники используют отговорки: «Почему именно я?", "Я устал", "Позже", "Другой сотрудник справится».
- Конфликты: Наличие в команде трудноуправляемых личностей, которые создают напряженную обстановку.
- Проблемы в общении: Затруднения в взаимодействии с сотрудниками различного уровня опыта, возраста или мировоззрения.
- Формальное выполнение: Сотрудники выполняют задачи механически, следуя инструкции, без вклада собственной инициативы.
- Недоверие и неповиновение: Сотрудники не признают ваш авторитет и открыто оспаривают ваши решения.
- Обход руководства: Сотрудники обходят вас, обращаясь за помощью к вашим непосредственным начальникам.
Признаки недостаточной координации:
- Конфликты: Возникают частые конфликты внутри команды.
- Постоянная текучка: Высокая текучесть кадров.
- Несоответствие ожиданиям: Кандидаты, которые казались подходящими на собеседовании, не соответствуют ожиданиям на рабочем месте.
- Напряженные отношения: В команде царит напряженная и неприятная атмосфера.
- Отсутствие поддержки: Отсутствует взаимная поддержка и открытость в команде.
- Неформальный лидер: В группе существует лидер, который подрывает ваше влияние на коллектив.
- Токсичные элементы: Присутствие в команде токсичных сотрудников.
- Зависимость от отдельных сотрудников: Откровенная зависимость от ключевых сотрудников, чье увольнение может парализовать работу.
Признаки неудачного управленческого планирования:
- Не выполнение планов: Планы не реализуются, что часто приводит к разочарованию в собственных способностях.
- Тушение пожаров: Постоянная нехватка времени на решение стратегических задач из-за постоянной необходимости реагировать на экстренные ситуации.
- Повторение проблем: Проблемные ситуации постоянно повторяются.
- Поверхностное решение проблем: Решение проблемы только на поверхности, без анализа ее источника.
- Ограниченное время: Работа занимает все ваше время, включая выходные и отпуск.
- Работа в отпуске: Невозможность отдохнуть полностью даже в отпуске.
- Отсутствие времени для себя: Отсутствие времени на хобби или личные дела.
Признаки пробелов в организации:
- Неясные роли и обязанности: Неопределенность в распределении ответственности в команде.
- Ответственность только за вас: Множество сотрудников, но основная ответственность лежит на вас.
- Недостающие задачи: При контроле обнаруживаются невыполненные задачи без ответственного исполнителя.
- Неэффективное использование опыта: Не использование ранее накопленного опыта, из-за чего приходится постоянно изобретать велосипед.
- Зависимость от ключевых сотрудников: Зависимость от отдельных сотрудников, которые становятся неотъемлемой частью работы.
- Вовлеченность в операционку: Застревание в рутинной операционной работе.
- Ощущение бессмысленной занятости: Ощущение, что вы заняты, но не приводите дело к результату.
- Страх делегирования: Отсутствие уверенности в том, что можно доверить задачи другим и сделать это правильно.
Признаки отсутствия адекватного контроля:
- Невыполнение задач: Постоянное невыполнение сотрудниками поставленных задач в срок.
- Искаженное выполнение: Задачи выполняются не так, как было запрошено.
- Постоянные отговорки: Сотрудники постоянно придумывают оправдания для невыполненной работы.
- Недовольство: Вы считаете нормальным, что ваши задания не выполняются, если есть оправдания.
- Переделывание работы: Постоянная необходимость переделывать работу за сотрудниками.
- Нарушение правил: Не соблюдение правил и стандартов работы.
- Дисциплинарные нарушения: Регулярные нарушения дисциплины, такие как опоздания.
- Уход от ответственности: После вашего контроля сотрудники увольняются или отказываются от выполнения задания.
Если вы нашли у себя хотя бы 3 пункта в списке, это уже показатель, что функция не работает!
Если же вы нашли у себя пункты из КАЖДОЙ функции, то это означает, что у вас не работает система управления В ЦЕЛОМ!!!
То как построена ваша система управления определяет успех вашего дела, поэтому анализ проблемных зон — первый шаг к улучшению производительности и достижению поставленных целей.
Переходите в мой телеграмм канал и оставляйте свои комментарии о результатах вашего анализа, читайте обратную связь других читателей
Также я приглашаю вас принять участие в моих групповых живых тренингах по развитию навыков управления, где вы сможете узнать больше о эффективных стратегиях и методах управления, а также получить практические инструменты и отработать навыки для достижения успеха в вашей карьере и бизнесе.