Как изменится маркетинг под воздействием виртуальной реальности: 10 гипотез
Apple Vision Pro — новинка в мире очков виртуальной реальности — вызвала бурю обсуждений в социальных сетях. Видеоролики с людьми, которые восторженно машут руками в воздухе, будучи погруженными в виртуальную реальность, в миг стали вирусными.
Быстрый рост интереса к VR-устройствам не только показывает их инновационный потенциал, но и предвещает значительные изменения в маркетинговых стратегиях. Давайте посмотрим, как это может быть.
Какой масштаб изменений ожидаем?
Телевидение и смартфоны стали катализаторами революций в маркетинге. Телевидение открыло эпоху визуальной рекламы, позволяя брендам влиять на эмоции аудитории через изображения и звук, значительно увеличивая охват и вовлеченность. Смартфоны трансформировали маркетинг в направлении мгновенного, персонализированного взаимодействия, обеспечивая таргетированную рекламу и прямое общение с потребителями через соцсети и приложения. Эти примеры иллюстрируют, как технологические прорывы могут коренным образом изменять маркетинговые подходы, что аналогично применимо и к VR-очкам.
Как будет происходить внедрение очков виртуальной реальности?
Очки виртуальной реальности успешно перешагнули через «пропасть разочарования» на кривой Гартнера и направляются к «склону просвещения». Этот этап означает зрелость технологии, её готовность к массовому признанию и интеграции в повседневную жизнь. По аналогии со смартфонами, которые прошли путь от скептицизма к широкому распространению, текущее снижение стоимости и растущая доступность VR скоро превратят их в предмет из нашей повседневной жизни, открывая новые горизонты для маркетинга.
Технологические тренды и история инноваций позволяют предположить, что в ближайшие 2-3 года очки виртуальной реальности станут доступны широкой аудитории. Постепенное проникновение очков виртуальной реальности в повседневную жизнь людей открывает перед маркетологами новый горизонт возможностей.
Этап 1. Возможности VR будут использовать только "новаторы" – смелые и решительные, готовые экспериментировать с новейшими технологиями. Бренды будут выходить в виртуальную реальность для того, чтобы ассоциироваться у пользователей с трендами и высокими технологиями. В этой точке будут актуальны кампании, обладающие потенциальным виральным эффектом.
Этап 2. На этом этапе к трендсеттерам присоединятся "первые последователи". Они будут наблюдать за предшественниками, адаптировать их опыт и развивать новые технологии. Это будет время появления более долгосрочных трендов и серьезных изменений в коммуникациях.
Этап 3. На следующем этапе к использованию VR присоединится "раннее большинство", и мы станем свидетелями фундаментальных социальных и маркетинговых изменений. В этот момент виртуальная реальность станет не просто инструментом для создания рекламных кампаний, но и мощным фактором социального взаимодействия, формирующим новые потребительские привычки и ожидания. Маркетологам предстоит не только следить за изменениями в поведении аудитории, но и активно формировать этот новый цифровой ландшафт, используя VR как средство для создания глубоких, эмоциональных связей с брендом.
Гипотеза 1: Хайповые интеграции с трендсеттерами
Внедрение VR в маркетинг отметится запуском маркетинговых кампаний, нацеленных не только на привлечение внимания к продукции, но и на создание PR-инфоповодов, демонстрирующих компанию как пионера технологических инноваций. Маркетологи сначала будут стремиться к разработке захватывающих VR-проектов, способных вызвать широкий общественный отклик. Такие кампании будут акцентировать на уникальности VR, предлагая пользователям необычный опыт, например, виртуальные путешествия или иммерсивные демонстрации продукции. То есть можно будет не просто узнать о товаре, а полностью его «испытать».
Этот подход даст возможность брендам не только выделиться среди конкурентов, но и подчеркнуть свою инновационность. Рекламные кампании, основанные на VR, станут ключевым инструментом для формирования имиджа компании как активно исследующей новые возможности и направления в технологиях.
Со временем, когда VR-технологии станут привычными, акцент в маркетинге сместится к более глубокому и стратегическому использованию этой технологии. Но на первых этапах именно хайповые кампании станут локомотивом, тянущим бренды к инновациям и помогающим им занять выгодное положение на рынке.
Гипотеза 2: Эволюция брендовых коммуникаций через VR
С появлением VR мы станем свидетелями масштабного ребрендинга, когда компании начнут адаптацию своих брендов к новой цифровой реальности. Этот процесс будет напоминать переосмысление дизайна логотипов в эпоху социальных сетей для улучшения их узнаваемости. В эру VR ожидается создание 3D-логотипов, предназначенных для взаимодействия в виртуальном мире, что станет не только дизайнерским, но и стратегическим решением для глубокого погружения аудитории в брендовый контент.
Развитие 3D маскотов в VR открывает перед брендами новые возможности для укрепления связей с аудиторией. Маскоты превратятся из символов бренда в активных участников взаимодействия, сопровождая клиентов в виртуальных пространствах, участвуя в презентациях и организуя интерактивные мероприятия, что сделает каждый контакт с брендом неповторимым.
Важной тенденцией станет геймификация брендовых коммуникаций, превращая общение с аудиторией в захватывающий процесс. Использование игровых элементов увеличит вовлеченность потребителей, делая взаимодействие не только полезным, но и увлекательным.
Геймификация трансформирует брендовое общение в захватывающее приключение, где каждый шаг укрепляет связь между брендом и потребителем, превращая каждого участника в героя собственной истории в брендовом мире.
Гипотеза 3: Революция в покупательском опыте через VR
С приходом очков виртуальной реальности изменится не только мир технологий, но и потребительское поведение. Взаимодействие с брендом станет иммерсивным: не выходя из дома, мы сможем «брать продукты с полки магазина», испытывать товары и услуги в полностью контролируемых виртуальных пространствах. Эта эволюция приведет к настоящей омниканальности, где границы между онлайн и офлайн покупками сотрутся, предоставляя потребителям не только удобство и эффективность, но и непревзойденный опыт погружения в бренд.
Развитие VR даст толчок инновациям в области дизайна упаковки, мотивируя создавать продукцию, которая одинаково привлекательна в обоих мирах — физическом и виртуальном. Дизайнеры начнут уделять внимание не только визуальным и тактильным аспектам упаковки, но и её интерактивности и способности к погружению в виртуальной среде для целостности впечатлений.
Гипотеза 4: Иммерсивное взаимодействие с продуктом
На примере макарон посмотрим, как может измениться взаимодействие с продуктом. Представьте, сканируя QR-код на упаковке, вы откроете дверь в мир кулинарии с личным мастер-классом от известного шефа. Этот процесс не просто готовка, а уникальный диалог: шеф адаптирует рецепт под ваши навыки и предпочтения, предлагая альтернативы и корректируя ошибки в реальном времени. Больше, чем рецепт — это интерактивный опыт, где каждый шаг становится приключением.
Этот опыт выходит за рамки кулинарии. QR-код ведет к историям о происхождении продукта, виртуальным встречам с фермерами, экскурсиям по производству. Каждая покупка превратится в путешествие, глубоко связывая вас с продуктом.
Такой иммерсивный подход трансформирует упаковку в ключ к миру новых вкусов и знаний. Это не только о приготовлении еды, это о создании воспоминаний и возможностях для обучения, делая каждый прием пищи исследованием и открытием. Упаковка станет началом пути в гастрономический мир, доступный каждому.
После более глубокого проникновения очков виртуальной реальности произойдут более фундаментальные изменения, появятся новые рекламные технологии и новые площадки.
Гипотеза 5: Появятся новые социальные сети
Внедрение очков виртуальной реальности откроет новую эру для социальных платформ, аналогичную тому, как интеграция камер в смартфонах способствовала взлету Instagram* (запрещён на территории России. Компания-владелец Meta признана экстремистской организацией). Эта инновация изменит способы взаимодействия пользователей, предлагая новые, более глубокие и интенсивные формы общения. Платформы виртуальной реальности позволят пользователям не только обмениваться сообщениями или фотографиями, но и полностью погружаться в общие виртуальные пространства, делиться уникальными трехмерными опытами и взаимодействовать друг с другом в режиме реального времени.
Это откроет перед маркетологами безграничные возможности для создания новых форматов взаимодействия с аудиторией, глубже понимать ее предпочтения и увлечения через интенсивное виртуальное взаимодействие.
Гипотеза 6: Новые рекламные форматы
Привычная наружная реклама уступит место индивидуально настроенным рекламным форматам, которые будут встроены непосредственно в виртуальное пространство, видимое через очки VR. Это позволит рекламодателям создавать более целенаправленные и эффективные кампании с рекламой, которая не только соответствует интересам и предпочтениям пользователей, но и органично вписывается в их виртуальный опыт, делая рекламное взаимодействие менее навязчивым и более привлекательным.
Эти новые рекламные каналы, вероятно, будут тесно интегрированы с искусственным интеллектом. AI позволит анализировать предпочтения и поведение пользователей в реальном времени, адаптируя рекламные сообщения так, чтобы они максимально соответствовали интересам и текущему контексту потребителей.
Гипотеза 7: Прорыв в персонализированной аналитике
Представьте, что у вас есть возможность поставить исследователя наблюдать за каждым покупателем, чтобы узнать, какой продукт он выбрал и почему. С появлением VR-технологий такого исследователя люди будут носить с собой.
Очки виртуальной реальности смогут фиксировать каждое движение, взгляд и взаимодействие, обеспечивая точные прогнозы и инсайты. Это позволит формировать персонализированные маркетинговые стратегии, основанные на реальном пользовательском опыте, а не предположениях. VR-аналитика углубит взаимодействие: пользователи смогут выражать мысли и чувства интуитивно, а бренды — получать ценные сведения для оптимизации продуктов и услуг.
Технологии виртуальной реальности сильно повлияют и на работу маркетологов.
Гипотеза 8: Мы окончательно переместимся на удалёнку
С VR удалённая работа перестает быть компромиссом и станет полноценной альтернативой офисной жизни. Маркетологи получат инструмент для создания виртуальных рабочих пространств, где команды могут сотрудничать в реальном времени, независимо от физического расположения участников. Это откроет новые возможности для глобального подбора талантов и создания международных команд.
Для маркетинга это означает, что бренды смогут разрабатывать и реализовывать глобальные стратегии с участием специалистов из разных уголков мира. Виртуальные офисы и рабочие зоны в VR позволят проводить мозговые штурмы, совещания и презентации в формате, максимально приближенном к реальному взаимодействию. Виртуальные воркшопы станут привычными, мы будем писать на висящих в воздухе стикерах в Miro и строить трёхмерные интеллект-карты.
Гипотеза 9: Появятся новые профессии в маркетинге
Внедрение очков виртуальной реальности поменяет ландшафт маркетинга и откроет место для новых профессий. Впервые маркетологи столкнутся с возможностью создавать полностью иммерсивные брендовые миры, что приведет к возникновению новых профессий и уникальных знаний.
1. Разработчик VR-контента — специалисты, ответственные за создание виртуальных пространств и опытов, которые вовлекают потребителя в мир бренда на новом уровне. От их навыков зависит, насколько эффективно бренд сможет взаимодействовать с аудиторией в VR.
2. Аналитик VR-данных — профессионалы, способные интерпретировать данные, полученные в процессе виртуального взаимодействия. Они помогают понять, как пользователи взаимодействуют с VR-контентом, и как эти взаимодействия влияют на восприятие бренда.
3. Специалист по UX/UI в VR – дизайнеры, фокусирующиеся на создании интуитивно понятных и эффективных пользовательских интерфейсов для VR. Их задача — сделать виртуальный опыт максимально комфортным и иммерсивным.
4. Менеджер по VR-мероприятиям — организаторы виртуальных событий, от конференций до рекламных акций. Они должны уметь работать в новом для маркетинга формате и создавать мероприятия, которые эффективно привлекают и вовлекают аудиторию.
5. Эксперт по VR-брендингу – специалисты, занимающиеся интеграцией бренда в виртуальную реальность. Их задача – передать ценности и идентичность бренда через VR-опыт, укрепляя связь с потребителем.
Развитие VR в маркетинге не только откроет новые горизонты для брендов, но и создаст спрос на специалистов, способных работать на стыке технологий и креатива, переосмысливая взаимодействие с потребителем.
Гипотеза 10: Промо всё равно никуда не денется
Когда VR достигнет пика распространения, промо преобразуется и станет максимально персонализированным и интерактивным. Скидки и специальные предложения будут активироваться при выполнении определённых действий внутри VR-пространства, например, при входе в определённую зону магазина или взаимодействии с определённым товаром. Это сделает процесс поиска скидок похожим на игру, где каждое ваше движение может привести к неожиданным бонусам.
Промо-акции станут более персонализированными, благодаря аналитике поведения в VR. Если система заметит ваш интерес к определённой категории товаров, она мгновенно предложит вам эксклюзивную скидку или демонстрацию продукта, устроенную именно для вас.
Более того, виртуальные ассистенты будут сопровождать вас во время покупок, предлагая товары, основываясь на ваших предыдущих взаимодействиях и предпочтениях, делая рекламное давление более тонким и нацеленным.
В эру VR давление промо станет менее назойливым, но более интеллектуальным и персонализированным, превращая процесс покупки из обыденности в увлекательное приключение.
Что в итоге?
Внедрение очков виртуальной реальности открывает перед маркетологами и брендами новые возможности и вызовы. От создания 3D-логотипов и геймификации взаимодействия с потребителями до полного переосмысления промо-акций и рекламных кампаний — всё это указывает на неизбежные изменения в стратегиях маркетинга. Какие-то из моих теорий могут показаться слишком футуристичными, какие-то уже сейчас реализуются в маркетинговых стратегиях. Объединяет их то, что и за первыми, и за вторыми чертовски интересно наблюдать.
Как вы думаете через сколько месяцев / лет, виртуальная реальность будет обыденностью?
Надеюсь, что меньше, чем через год! Хочется виртуальных встреч с фермерами и готовить макароны с шефом на своей кухне!
Для меня было знаком, что VR становится обыденностью, когда Sony с начала 2024 начала в выдаче игр делать акцент на VR-версиях. Понятно, что это еще не масс-маркет, но прям заметный шаг, который уже не вызывает какого-то удивления даже.
Будет и очень скоро, автор прав, что мы на пороге революции в виртуальной реальности, мир совсем скоро измениться до неузнаваемости!
Помню старый фильм из детства, где люди дома лежали в капсулах, а из дома за них выходили их аватары, старый толстый мужик там был красивой молодой женщиной. Это казалось какой- то совсем далекой историей. Очень интересно что же будет дальше))
ВР появился 1837, следующих шаг в развитии в 2024, так что еще через 187 точно станет...
к следующему лету все уже будут ходить в очках виртуальной реальности, когда ксяоми выпустит свои.