Адресное хранение товара интернет-магазина
Если в вашем интернет-магазине 100–200 наименований товара, то смысла заниматься оптимизацией и адресным хранением нет, но как только ваш ассортимент перевалил 1000 или тем более 10 тысяч наименований, найти и быстро собрать заказ у вас не получится.
В любом интернет-магазине ключевой фактор — это скорость сборки посылки и понятность системы хранения. Простота входа нового работника должна быть 100%, нельзя вешать все на плечи одного человека, который знает, где лежит, так вы становитесь уязвимым.
Я понимаю, что мой рассказ будет смешным для крупных игроков интернет-маркетинга, так как мне даже сложно представить работы Ozon или Wildberries. Крупные игроки не делятся знаниями и наработками, да и не всегда их знания применимы для малого бизнеса.
Основная задача начинающего интернет-магазина — организация складского хранения с минимальными затратами. Представьте, что у Вас 50 тысяч рублей, на которые нужно организовать склад, разложить все по местам и сделать удобную навигацию. Отталкиваясь от такой суммы, вам в голову вряд ли придет покупка дорогих систем хранения.
1. Стеллажи — растем вверх
Задача номер один использовать 100% арендуемого пространства на складе. Арендуемого — потому что вы начинающий магазин и у вас нет инвесторов на свое помещение, да и не всегда это выгодно.
К примеру, на данный момент мы арендуем два помещения площадью 60 и 40 м², средняя цена по Ярославлю (600 т.ч.) = 500 рублей за помещение с отдельным входом и в центральном районе.
В зависимости от удаленности от центра цена может падать до 250–300 рублей за м², но мы решили совместить интернет-магазин с розничным, поэтому выбрали центральный район. Для чистого интернет-магазина можно рассматривать и совсем окраины — при отсутствии самовывоза.
С 60 м² интернет-магазина (запчасти для бытовой техники) у нас оборот больше 1 млн рублей в месяц, при объеме склада в закупке 2 млн. Вы понимаете, какая текучка, я не знаю, насколько это эффективно, так как не находил цифр других магазинов, но думаю, что это хороший показатель.
Первое, что мы постоянно покупаем, — это стеллажи из «Леруа Мерлен», самые дешевые за 3500 рублей на 40 мм, плюс докупаем к ним пятую полку, покупаем по мере роста магазина, что позволяет отсрочить резкие вложения в оборудование, которое будет тухнуть. «Леруа Мерлен» из расчета, что там всегда есть и купить очень быстро и просто.
Стеллажи скручиваем в секции для большей устойчивости, но получаем только использование горизонтальной плоскости полки, а у них еще есть замечательная вертикальная плоскость, которую можно прекрасно использовать для самого разного товара
2. Крючки, торчки и боксы
В том же «Леруа Мерлен» можно распилить очень ровно фанеру по нужному размеру, мы используем 10 мм и после распила она прекрасно входит в легковушку.
Прикручиваем листы фанеры и уже можно вешать боксы, которые делятся на три размера. Маленький и средний размер боксов вешаем на стенки, а крупный ставим на стеллаж, по восемь штук на полку.
Кроме стандартных боксов, которые стоят немало, для стартапера, можно использовать и любые подходящие крючки и торчки, так, например, неходовые сальники для стиральных машин мы развесили на 16 мм клугляк, купленный в той же «Леруашке».
Хранение мелких деталей
Одна из наших категорий — это радиодетали, мы начинали с микроконтроллеров для модулей стиральных машин и всевозможных релюшек, шимок и транзисторов, применяемых в той же бытовой техники, так как наше начало идет с продажи программаторов и разработки инструмента, о чем я писал в первой статье.
Постепенно ассортимент мелкого товара вырос, его нужно было как-то хранить. Классические боксы для этого не подходят, есть красивые прозрачные боксы для радиодеталей, но по цене за место они тоже дорогие, решение было в боксах для саморезов — из того же «Леруа Мерлен».
Каждый бокс состоит из 17 ячеек, но их можно и увеличить числом перегородок, хранятся они по пять штук в белом стеллаже, структура в админке имеет уже немного другую версию.
Так как сайт я пишу самостоятельно, но любой каприз зависит только от свободного времени, кстати, если кому нужен самописный движок чего угодно (форум, магазин, система учета) пишите на alexragulin@mail.ru (и да, отчасти для этого тут статья и пишется, но считаю, что это не делает её менее полезной)
Используй все плоскости на складе!
Использовать можно не только плоскость полки и заднюю поверхность стеллажа, но и боковые грани, например, для хранения длинномерного и узкого товара.
В нашем случае это припой для пайки трубок холодильников, которого бывает очень много. И если фирменный припой Castolin идет в специальной упаковке, то отечественный и китайский — россыпью, для его хранения подходят сантехнические трубы
Сейчас мы прорабатываем хранение в больших коробках по низу стеллажа и сверху, пока это находится в разработке, так что похвастать нечем.
Админка в адресном хранение
Наверное, вы заметили цифры у каждой ячейки и если перейти на наш сайт, то в большинстве товаров есть пункт «место», и продавец магазина по сути выполняют функцию мини-курьера от ресепшена к ячейке, функцию консультанта, который знает, где все лежит и куда это подходит. Как вы понимаете, это упрощает наем работников и позволяет масштабироваться в других городах.
Мы приняли на вооружение английский алфавит, у каждого типа мест есть своя буква.
- A — маленький бокс.
- B — средний бокс.
- С — большой бокс.
- D — ....
- E в нашем случае имеет еще и субградацию, так как в Е-боксе еще 17 отделов для радиодеталей.
Толстый склад — смерть магазина
Как и писал ранее, оборачиваемость нашего склада два месяца, понятно что по мере роста будет увеличиваться запас «мертвых» позиций. То есть тех позиций, которые заказывают 1–2 раза в год, но если у тебя будет в наличие только ходовые позиции, возможность роста остановится очень быстро.
Для начального этапа закупка очень важна, поэтому все новые товары мы покупаем по минимуму (1–2 штуки), как только новый товар был продан хотя бы одни раз, его минимальный остаток меняется на 1 штуку, если товар купили 10 разных клиентов за последние 3 месяца, его минимальный остаток автоматически становится 5 штук и так далее.
Если количество товара меньше, чем минимальный остаток, он попадает в специальную таблицу для менеджера по закупкам, то есть при удачном стечение обстоятельств товар приходит раньше, чем успевает кончиться.
Профицит товара тоже возможен и высчитывается по обратной процедуре, все коэффициенты могут корректироваться в зависимости от наличия оборотных средств, которых всегда не хватает, но надеюсь с помощью, в том числе данных публикаций, мы найдем своего идеального инвестора и наставника, который и денег даст и советом поддержит (стеб), хотя...
В прошлой статье я рассказывал про логистику, а в следующей расскажу про онлайн-кассы и совмещение розничной и онлайн-продажи, эквайринг и так далее.