Теории цвета, повлиявшие на архитектуру

С основанием первых цивилизаций цвет в архитектуре использовался, чтобы подчеркнуть функцию здания или добавить символики и смысла. Например, окружающие Вавилон, голубые Ворота Иштар, говорили о религиозности общества, отсылали к чему-то божественному.

В XX веке цвету в архитектуре уделяется особое внимание. Художники и архитекторы изучают колористику, создаются знаковые трактаты о цвете, которые в будущем окажут влияние и на современную архитектуру.

Об этом вкладе архитекторов и теоретиков XX века в архитектурную колористику и поговорим. Расскажем о самых знаковых теориях и школах.

Теория цвета Кандинского

Цвет — это клавиши, глаз — молоточек, душа — многострунный рояль.

Основы своей теории Василий Кандинский излагает в двух своих работах - «О духовном в искусстве» (1911) и «Точка и линия на плоскости» (1926).

Мягкая напряженность, Василий Васильевич Кандинский, 1923
Мягкая напряженность, Василий Васильевич Кандинский, 1923

В воздействии цвета люди подсознательно стремятся достичь гармонию. Так, жители холодных районов на севере, стараются восполнить нехватку солнца и в жилье чаще используют теплые цвета. Люди, живущие на юге, где много солнца, стараются и в одежде, и в интерьере использовать холодные или нейтральные цвета.

Цветовая гармония — результат гармонизации — равновесие двух цветов и более, а также цветовых групп. Теории цветовой гармонии – предмет изучения Кандинского.

Каждый цвет воздействует на человека, вызывая отклик всех органов чувств. Художник изучает, как именно происходит это воздействие. Как оно меняется в зависимости от выбранного цвета.

Более того, форма, которой ограничена краска, влияет на восприятие цвета человеком. Например: круг и квадрат одного цвета буду влиять на нас по-разному. Красный ощущается намного острее в треугольнике, чем в квадрате. Глубокий синий, приняв форму круга, станет еще глубже. В голубой комнате посетитель погрузится в спокойствие, темно-синий, наоборот, способен воздействовать депрессивно.

Casa das Artes, Португалия, 2013, Фото: Joao Morgado
Casa das Artes, Португалия, 2013, Фото: Joao Morgado
Интерьер квартиры в Москве, Crosby Studios
Интерьер квартиры в Москве, Crosby Studios

Также характеристики цветов определяют то, как они будут восприниматься в пространстве. Теплое приближается к смотрящему, холодное же от него как будто отдаляется.

Casa Gilardi, Luis Barragán, México
Casa Gilardi, Luis Barragán, México

Впоследствии теории Кандинского оказывают сильное воздействие на архитектуру. Так, например, в здании школы Баухауз в Дессау вновь появляется цвет. Спроектированный Гропиусом в 1925 году комплекс имел четкое функциональное зонирование, которое подчеркивалось не только объемно-пространственным решением, но и цветом: детали красного, синего и желтого оформляли коридоры, лестницы и потолки.

Интерьеры школы Баухауз в Дессау
Интерьеры школы Баухауз в Дессау

DeStijl (1917)

Наверное, самая известная группа творцов Голландии начала XX века. Её основатель-художник Тео ванн Дусбург. Де Стиль выработали новую концепцию творчества под названием неопластицизм. Один из участников, художник Пит Мондриан, взял этот термин из теософии (теория оккультизма). В искусствознании термин переводится как «калька» с французского.

Pit Mondrian, 1920
Pit Mondrian, 1920

Идея предполагала определённые ограничения. В плане цвета – это строгое использование только трёх основных цветов: красного, жёлтого и синего, и трех фоновых цветов: черного, серого, белого. Формы ограничивались прямыми линиями, которые могли пересекаться только под прямым углом. Однако ограничение объёма не влияло на открытость здания окружающему миру. Эта связь со средой осуществлялась за счёт выступающих плоскостей.

Самый яркий пример - Дом Трюсс Шрёдер. Ассиметричные фасады, похожие на работу Мондриана в объёме создают единую композицию. Яркие детали делают её динамичной. Но при всей экспрессии, здание абсолютно функционально и удобно.

Дом Шрёдер-Ритвельд в Утрехте, 1924
Дом Шрёдер-Ритвельд в Утрехте, 1924
Интерьеры дома Шрёдер-Ритвельд в Утрехте, 1924
Интерьеры дома Шрёдер-Ритвельд в Утрехте, 1924

Как можно заметить, архитекторы и художники особое внимание уделяли восприятию цвета. Они решительно восставали против чисто декоративной раскраски интерьеров и стремились использовать цвет для того, чтобы увеличить выразительность пространственного построения, способствовать зрительному удалению или приближению членящих пространство плоскостей.

Группа прекратила своё существование после смерти Тео ван Дусбурга в 1931 году. Но её деятельность оказала в будущем влияние на модернизм, школу Баухауз и советский конструктивизм.

Архитектурная полихромия Ле Корбюзье

«Цвет в архитектуре — это средство столь же мощное, как план и разрез. Или лучше: полихромия сама по себе компонент плана и разреза», — писал Ле Корбюзье.

Вдохновленный гармонией и совершенством красок природы, Ле Корбюзье разработал свою собственную «Архитектурную полихромию». Первая палитра появилась в 1931 году, когда марка Salubra предложила модернисту разработать коллекцию обоев. Результатом стали 43 приглушенных оттенка, которые позже дополнили ещё 20, более насыщенных и динамичных. Основная идея системы в том, что все представленные тона идеально сочетаются друг с другом, позволяя создавать бесчисленное количество цветовых решений.

Жилая единица в Марселе, Ле Корбюзье
Жилая единица в Марселе, Ле Корбюзье

Вспоминая практические применения в архитектуре, хочется отметить Жилую единицу в Марселе, за авторством все того же Корбюзье. Семнадцатиэтажный единый комплекс с цветными балконами, предающими индивидуальность каждой квартире, расположенный на бульваре Мишле, стал наглядной иллюстрацией архитектурной полихромии.

Искусство цвета Иоханнеса Иттена

Между прочим, одна из самых уважаемых и востребованных книг в кругах художников, дизайнеров и архитекторов. Почему? Книга Иттена — опыт преподавания этой дисциплины во всемирно известных европейских школах.

Цветовой круг Иттена
Цветовой круг Иттена

Кто же такой Иоханнес Иттен?

Швейцарский художник, крупнейший исследователь цвета в искусстве и один из ведущих преподавателей знаменитого Баухауза. В своей, весьма фундаментальной, работе он разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования. Согласно теории Иттена, гармония цветового сочетания и впечатление от него создаются при помощи правильно выстроенных отношений между оттенками в композиции.

Интерьер дома Бальо, Антонио Гауди, Барселоне, 1904–1906 – контраст по цвету
Интерьер дома Бальо, Антонио Гауди, Барселоне, 1904–1906 – контраст по цвету

Понять особенности этих отношений могут помочь 7 типов контрастов, которые он сформулировал: по цвету, светлого и темного, холодного и тёплого, по насыщенности, контраст дополнительных цветов, симультанный (при рассматривании какого-либо оттенка возникает ощущение присутствия его дополнительного колора) и контраст по площади.

Жилой комплекс La Muralla Roja в Аликанте, Рикардо Боффил, 1973 – контраст светлого и тёмного
Жилой комплекс La Muralla Roja в Аликанте, Рикардо Боффил, 1973 – контраст светлого и тёмного
Жилой комплекс Gaudí District в Реусе,1968 – контраст температуры
Жилой комплекс Gaudí District в Реусе,1968 – контраст температуры
Проект Луиса Баррагана – контраст насыщенности
Проект Луиса Баррагана – контраст насыщенности

Помимо описаний контрастов, Иттен разработал схемы гармоничных сочетаний. Для этого ученый снова обратился к цветовому кругу.

Схемы сочетания цветов
Схемы сочетания цветов

Автор статьи: Бессонова Дарья

Желаете записаться или узнать подробнее о курсах, пишите нам: https://vk.cc/ckcHtK

Посмотреть отзывы выпускников можно здесь: https://vk.com/topic-57893773_36484173

Посмотреть видео-отзывы можно здесь: https://vk.com/video/playlist/-57893773_2

Наш metaGPT: задавай любые вопросы и наш бот с удовольствием ответит: https://t.me/GPTmeta_bot

1
2 комментария

Расскажите подробнее о metaGPT.

Меня пугает эта хаотичность на фотографиях