Экосистема для творчества за 1 000 000$ которая могла появиться, но не появилась. Пока

Экосистема для творчества за 1 000 000$ которая могла появиться, но не появилась. Пока

Кто я и почему вступление такое огромное.

Меня зовут Валерьян Брунин. Я CEO компании, которая занимается созданием продуктов на аутсорсинге. И здесь я веду свой блог, в котором делюсь мыслями, идеями, гипотезами и опытом.

За последние 4 года я поучаствовал в разработке и проектировании около 50 платформ, стартапов, SaaS решений и приложений. Наша команда разрабатывала “Uber” для юристов, платформу оценки соответствия продукции Технических Регламентов ЕАЭС, консалтинговую платформу и так далее. Как правило — это многопользовательские платформы, на которых участники должны взаимодействовать между собой через модерацию или напрямую друг с другом.

Такие платформы должны отвечать требованиям user friendly интерфейса, быть бесшовными для пользователей и обладать полной автоматизацией процесса участников платформы, с подсказками и другими продуктовыми фишками, которые упрощают жизнь пользователя.

Но еще они должны начинаться с одной простой проблемы, которую решают, а затем нарастать функционалом, сценариями, решениями и в итоге превращаться в целую экосистему.

Именно это меня и вдохновляет в работе — создавать платформы, которые стремятся к экосистеме.

Экосистема в моем понимании — это не про наличие веб-версии, приложения и расширения для браузера. Это про решения всех вопросов данной ниши в одном сервисе.

К примеру.

Сервис электронного документооборота может быть просто сервисом. А может стать экосистемой с возможностью создания, подписания и отправки документов, хранением версий, совместного доступа и даже наличием биржи специалистов, которых можно подключить прямо на платформе по часовой оплате для работы и помощи с документами.

Или. Стоматологический портал, который организовывает обучение стоматологов. На портале размещается афиша ивентов с возможностью оплатить участие. Отлично. Идем дальше. Добавим на сайт вебинары для расширения в сторону онлайн-формата. Сделано. Добавим полезный контент для увеличения SEO трафика. Сделано. Это еще не экосистема. Но что если мы добавим возможность другим организациям публиковать ивенты и принимать оплату на платформе. Отлично. Но мы из портала превратимся в платформу, не более того. А что, если мы добавим возможность самим пользователям вести свой блог и публиковать контент? Дадим возможность его комментировать, реагировать на него, сохранять и делиться. Что, если мы дадим возможность пользователям создавать свои мероприятия, вебинары и продавать подписку к своему контенту? Что, если мы создадим возможность записывать онлайн-курсы и продавать доступ на платформе к этим курсам? Затем мы пригласим на платформу представителей оборудования и инструментов для индустрии. Дадим им возможность публиковать свой каталог, создавать контент, проводить обучение? А пользователи смогут добавлять в свои публикации продукцию производителей и получать за это монетизацию? Вот это уже да, это уже в моем понимании экосистема. Мы собрали всех участников индустрии и замкнули их в единую цепь, которая может быть самодостаточной и не нуждается в сторонних площадках.

Когда ты участвовал в более чем 50-ти проектах, проектировал их, продумывал продуктовые кейсы и пути развития, накапливается не только опыт, но уже и общее видение, как такие платформы должны выглядеть и к чему должны стремиться. А стремиться они должны к экосистеме.

Но не каждый коммерческий проект, который к нам приходил в компанию, мог позволить себе расти в этом направлении. Бюджеты, сроки, задачи бизнеса, взгляд собственника или стейкхолдера — все это влияет на проект.

А так как в голове накопились идеи — появилась жесткая необходимость выплеснуть их на клавиатуру, чтобы они не остались там на веки вечные. В итоге я решил взять наш собственный продукт и описать его от истории создания до концепции развития в экосистему, посчитать, сколько это стоит, какая команда нужна и как выглядел бы Road Map такого проекта.

Текст будет длинным и не каждый его осилит. Когда я размышлял о том, резать его или нет, я размышлял над двумя мыслями.

  • Это не текст о волшебной таблетке или кейса с “лучшим в галактике результатом”. Это свободное изложение мыслей о том, как на мой взгляд создавать экосистемы. Этот текст на подумать, на поспорить, на предложить свои мысли взгляды и идеи, которые я с удовольствием добавлю в этот материал.
  • Резать свои гипотезы, мысли и идеи я не готов. Мне надо вылить их в текст, чтобы больше не держать в голове. Если этого не сделать в полном объеме — какой в этом тогда смысл.

Я не работал в других IT компаниях, кроме той, которую мы создали сами, я не учился на продукта или аналитика. Мне близко понятие “синдром самозванца” и этот текст будем моей лакмусовой бумажкой. Либо 100% скажут, что все это бред и приведут аргументы, либо будут здравые предложения и подтверждение моих мыслей.

Погнали.

О проекте и его бэкграунде.

Проект Чердак Дали — это интернет-магазин предметов искусства и изделий ручной работы. Идея была проста — запустить что-то вроде картинной галереи, только онлайн.

За проект мы взялись в 2017 году. На разработку ушло всего 2 месяца. Сделали простой каталог, регистрацию, онбординг, внедрили возможность добавления своих работ авторами и запустили проект.

Проект существует практически 7 лет. За это время мы получили следующие показатели:

  • 14551 зарегистрированных пользователей
  • 1557 авторов, разместивших хотя бы одну работу
  • 11710 работ в каталоге, из них 7891 на продажу
  • 249 авторов, которые оказывают услуги
  • 8 558 подписчиков в instagram аккаунте
  • 2162 подписчика во Вконтакте

Показатели кажутся не большими, но по сути все это было сделано с нулевыми вложениями на маркетинг.

Основной трафик шел из поисковых сетей:

  • Переходы из поисковых систем 64,2 %
  • Прямые заходы 17,4 %
  • Переходы по ссылкам на сайтах 8,06 %
  • Внутренние переходы 8,05 %
  • Переходы из социальных сетей 1,92 %
  • Остальные 0,39 %

А регионы показов были в большей части из СНГ:

  • Беларусь 70,2 %
  • Россия 12,9 %
  • США 4,22 %
  • Германия 1,41 %
  • Польша 1,27 %
  • Остальные 9,99 %

Все семь лет мы поддерживали и развивали проект. В итоге получился на мой взгляд интересный продукт. О том, что внутри, хочу остановиться подробнее.

Итак. Архитектура проекта с точки зрения продукта простая:

  1. Общедоступные разделы. Главная страница. Каталог работ. Страница работы. Каталог авторов. Страница автора. Каталог услуг. О проекте.
  2. Закрытые зоны сайта, доступные после регистрации. Профиль. Работы. Услуги. Сообщения.
  3. Закрытые зоны сайта, доступны администраторам. Пользователи. Работы. Услуги. Сообщения. Статистика.

По сути — это классифайд, который позволяет пользователям взаимодействовать между собой через платформу без участия администраторов.

Основная задача таких платформ, как я уже писал выше, быть интуитивно понятными, бесшовными и user friendly. Когда мы запускали проект, так глубоко мы не понимали в продуктовой разработке и проект вышел больше как MVP такой платформы, без подсказок, крутого онбординга и постоянного взаимодействия с пользователем через интерфейс.

Но, тем не менее, проект получился простой и понятный для целевой аудитории, которая сильно далеко от IT технологий: художников, мастеров handmade и ремесленников.

Из 48 000 посетителей сайта за 7 лет 14551 смогли зарегистрироваться, что примерно 30%. Согласитесь, отличная конверсия для платформы, которая была написана двумя специалистами, которые научились делать лендинги только вчера.

За 7 лет, которые прошли с момента разработки Чердака, мы получили опыт и экспертизу на коммерческих проектах. И когда команда посмотрела на проект с новой точки зрения, пришло понимание, что он, как продукт, находится в версии плохого MVP, которое подтвердило несколько гипотез о ценности для целевой аудитории.

Нам предстояла задача — пройти путь от MVP до продукта, от продукта к экосистеме.

Однажды вечером я открыл ноутбук, сайт и начал формировать техническое задание на доработку и улучшение проекта. Надо было пройтись по платформе, сформировать бэклог, приоритизировать задачи, разбить все на спринты и погнали. Но чем больше я рассматривал каждый блок, раздел, тем больше разгоралась фантазия. Ну я и решил дать ей волю. Захотелось отбросить спринты, итеративную разработку, все принципы lean модели и просто помечтать, что можно создать.


Ведь на мечты не нужны инвестиции.

В итоге появилось 11 этапов. На большее меня не хватило) Мечтать о миллионах не так легко, как кажется)

Но если у кого-то появятся идеи, я с удовольствием расширю статью с указанием автора идеи.

Итак, давайте пройдемся, как из плохого MVP прийти к экосистеме. *По крайней мере на бумаге.

Этап 1. Наведение порядка в MVP. Как в спорте — делаем базу перед ростом.

Необходимо пересобрать текущую платформу со стороны дизайна. Сделать его современным, удобным и заложить основы для масштабирования и монетизации продукта. В идеале начинать работать через дизайн-систему или хотя бы через сильный UI-kit. Основной упор сделать на мобильную версию, так как мобильный трафик стал значительно превышать десктоп. Также сделать мобильное приложение, которое позволяло бы расширить аудиторию и получить больше возможностей для масштабирования и коммуникации с пользователями платформы.

Обозначим шагами.

  • Пересобрать дизайн текущей платформы через дизайн систему.
  • Когда создадим сильный UI-kit, необходимо переписать Frontend, чтобы все работало на компонентах. Это позволит в дальнейшем масштабировать платформу быстро и относительно дешево.
  • Сделать рефакторинг кода, покрыть код тестами. Для SEO будет хорошо переписать Frontend на Nuxt, чтобы страницы с метаданными генерировались на стороне сервера, так как наш опыт показывает, что монтирование vue.js на стороне клиента (браузера) плохо индексируется поисковыми системами.
  • Добавить мобильное приложение. Так как проект написан на Laravel и отдает все на Frontend по API, то написание приложения на Flutter не составит труда. Веб и приложения будут работать по одному API.

В итоге мы получим сильную базу в виде текущей платформы, которую можно масштабировать как с продуктовой точки зрения, так и с технической стороны. Огромное число страниц с уникальными метаданными быстро дадут скачок трафика из поиска.

Маркетинг и монетизация.

Так как на платформе уже 14551 пользователей и 1557 авторов, то они сразу же увидят новое дыхание проекта. Маркетинг и продукт смогут на этой волне проводить интервью, тестировать гипотезы, повышать конверсию в платную подписку на расширенный аккаунт. Как и положено стартапу — гипотезы и фичи должны подтверждаться платежами. За счет SEO показываем посещаемость профиля, работ и предлагаем сделать свою страницу заметнее. В теории должно сработать.

Да, мы уже пробовали внедрить монетизацию. В итоге 54 пользователя оплатили подписку, что составило 0.4% от зарегистрированных пользователей. Но делали мы это в момент пикового спада посещаемости, длительного мертвого периода в социальных сетях и в отсутствии вообще коммуникации с аудиторией. И при этом 54 пользователя решили оплатить 5$.

Если удастся довести количество платных размещений от текущих 1557 авторов за год до 10-20% от текущих пользователей, то получим следующую unit экономику:

  • конверсия 10% от текущих авторов по 5$ в месяц = 60$ в год. 155*60=9300$ в год;
  • конверсия 20% от текущих авторов по 5$ в месяц = 60$ в год. 310*60=18600$ в год.

Всего на платформе 14551. Если отнять авторов, то остается 14551-1557=12994 пользователей, которых можно вернуть на платформу и сделать авторами. У нас есть их email и согласие на рассылку. Значит email маркетинг обойдется нам бесплатно и мы попробуем вернуть 10-20% на платформу.

Значит за год мы получим еще от 12994*0.1=1299.4 до 12994*0.2=2598.8 авторов. Их них 10-20% купят платную подписку. В итоге мы добавим следующие цифры:

  • конверсия 10% от вернувшихся авторов по 5$ в месяц = 60$ в год. 129*60=7740$ в год;
  • конверсия 20% от вернувшихся авторов по 5$ в месяц = 60$ в год. 259*60=15540$ в год.

В итоге первого года за счет текущих пользователей платформа сможет генерировать от 9300+7740=17040$ до 18600+15540=34 140$ в год.

Сами авторы на данном этапе монетизируются за счет продажи работ и оказания услуг по своей тематике.

Этап 2. Пересмотр категорийности и расширение аудитории. Как в e-commerce — с развитием рынка пересматриваем продуктовую матрицу.

Сам рынок и аудитория поменялись за 7 лет существования проекта. Теперь социальные сети дают художникам больше аудитории, продаж и возможностей со стороны рекламных контрактов, чем платформа. Также рынок цифровых произведений (3D / иллюстрация / моушн-дизайн и другие) стали не менее востребованным, чем классические художники. Рынок handmade расширился от мастеров, которые делали интересные вещи, до блогеров-миллионников, которые кастомизируют вещи и предметы, создают что-то новое и уникальное в любой тематике.

Обозначим шагами:

  • добавить новые категории в каталог, услуги и тип авторов на платформе;
  • пересобрать отдельно каждую категорию и подкатегорию по своим фильтрам, характеристикам и структуру карточки работы и автора;
  • для каждой категории продумать формирование метаданных;
  • категории + фильтры должны формировать страницы со своими метаданными для поисковых сетей.

Это похоже на то, как интернет-магазин торговал узким ассортиментом, а теперь надо превратиться в маркетплейс с широким выбором товаров. И чем лучше будут структурированы разделы, тем удобнее будет поиск необходимого товара. Так и здесь, если для классической живописи необходимо задать параметры фильтрации такие как тип краски: масло, акрил и так далее, то для иллюстрации необходимо добавить тип ПО, в котором создавалась работа. И когда пользователь добавляет работу или услугу, он должен выбрать категорию и заполнить свойства именно для этой категории и подкатегории, чтобы попасть в правильную выборку для пользователей.

Для этого, как в и крупном e-commerce, нужны свои эксперты по категориям, которые будут формировать требования к свойствам объекта.

Маркетинг и монетизация.

Новые авторы будут знакомиться сразу с обновленной платформой, а не с сырым MVP, как первые последователи. Также на платформе уже будет внедрен онбординг, который сразу будет вести пользователя к подписке, а не так, как было с первыми — их пришлось в холодную просить сделать up-sales с free на 5$. Сложно продать то, что было бесплатно. А здесь фактор наличия социального доказательства в виде 2000-3000 авторов на платформе.

Если инвестировать 34140$, которые будут получены от оформления подписки за год в рекламу на привлечение новых авторов для наполнения новых категорий, то можем получить следующие результаты.

*все расчеты, конечно, имеют примерный характер и должны подкрепляться реальными данными. Но здесь мы рассматриваем теорию и принципы.

Предположим, что средняя стоимость привлечения нового автора на платформу будет составлять 10% от среднего чека, который он будет формировать. То есть подписка на год 60$ — значит привлечение должно обходиться в 6$. Такие KPI можно ставить отделу маркетинга.

Если 6$ нам должен обходиться платящий пользователь. Но из тех, кого мы привлечем, мы получим 10-20% конверсии в подписку. Значит построим обратную экономику:

  • Бюджет - 34 140$
  • Стоимость привлечения - 6$

  • Конверсия в платящих - 10%
  • Охват по рекламе - 1 000 000 пользователей
  • CTR в клики - 20% - 200 000 пользователей
  • CTR в регистрацию - 50% - 100 000 пользователей

  • CTR в оформление профиля - 50% - 50 000 пользователей
  • CTR в подписку - 10% - 5 000 пользователей
  • Стоимость привлечения - 6,828$

То есть, потратив 34140$ и выстроив воронку по данным параметрам, мы получим пользователей по 6,828$, которые будет платить 60$ в год. То есть, потратив за год 34140$ мы получим 5000 новых платящих авторов + тех, кто продлит подписку на следующий год. Предположим это будет 6 000 платящих авторов. Значит на второй год по подпискам мы получим 6 000*60=360 000$

Да, здесь конечно вопрос, где взять 50000 авторов, чтобы получить 10% в оформление подписки. Но это примерные расчеты. Мы можем играть таблицей, уменьшать количество авторов, но увеличивать конверсию в подписку за счет работы продукта и маркетинга. К примеру, снизим количество авторов до 2500, но увеличим конверсию в подписку с 10% до 20% и получим те же данные.

Этап 3. Шаг вперед. Создание дополнительной ценности. Отстройка от конкурентов.

В период с 2021 по 2023 год (возможно и дальше, пока непонятно) стала активно развиваться технология NFT. Рынок получил не просто новый инструмент, а что-то совершенно новое. Да, тематика спорная и вызывает много вопросов, но с точки зрения художника, который мог создать картинку и продавать ее через инструменты NFT-идея выглядела интересно и перспективно. Мы начали ресерчить рынок с точки зрения внедрения WEB3 на платформу.

Для этого необходимо:

  • провести ресерч рынка NFT;
  • выстроить продуктовые кейсы для мастеров на платформе, чтобы они могли создавать NFT на основе своих работ или продавать права на создание NFT на основе их работ;
  • создать инструменты реализации NFT;
  • интегрировать платежные системы на основе криптовалюты.

Маркетинг и монетизация.

Внедрение данных инструментов поможет маркетингу расширить свою аудиторию для привлечения на платформу. На этом этапе мы сможем расширять подписку. За доступ к такому инструменту авторы будут платить платформе либо комиссию от сделок, либо оформлять дорогую подписку.

Как монетизируются текущие NFT платформы:

  • OpenSea — 70$-100$ за публикацию;
  • Rarible — 30$-100$ за публикацию;
  • Nifty Gateway — 15% от сделки.

По данным The Block's Data Dashboard, в ноябре 2023 года объем торгов NFT на базе Ethereum составил $605 млн. Давайте возьмем для скромности 0,001% рынка, который мы сможем освоить за год. Это 605 000$. Цифры впечатляют.

Давайте посчитаем еще другим путем.

Предположим, что на платформе будет ко второму году 1 000 авторов, которые хотят опубликовать по 5 картинок в NFT. За публикацию работы мы можем брать 30$. Значит 5000*30=150 000$.

То есть, внедрение на платформу NFT позволит заработать от 150 000$ до 605 000 $ в год.

Также на этом этапе сами авторы получают дополнительный инструмент монетизации. Помимо продажи работ и оказания услуг, они выходят в NFT пространство. Возможность монетизации с покупателей необходимо тестировать с маркетингом.

Шаг 4. Идем в будущее вместе с AI.

AI плотно зашел на территорию искусства. Одним из важнейших факторов развития AI в Art индустрии — это обучение на больших данных, которые должны быть размечены. Да, наши пару тысяч работ в начальной точке — это мало. Но если смотреть на перспективу? Рост цифрового контента на платформе, который пользователи будут сами размещать, позволил бы нам в будущем создавать AI материалы на основе работ, которые понравились пользователю.

Для этого необходимо:

  • на втором этапе, когда мы расширяем категории и подкатегории, продумываем структуру свойств для каждой их них, необходимо заложить свойства, которые на этапе 4 можно использовать как разметку данных для изображения;
  • также необходимо обучать пользователей описывать свои работы так, чтобы эти данные можно было использовать как промт для AI, создающих изображения.

В итоге сами пользователи могут создавать свои изображения на основе AI, другие пользователи могут использовать данные для создания своих AI изображений, а мастера будут монетизировать свою интеллектуальную собственность еще и на этой технологии.

Маркетинг и монетизация.

На данном этапе появляется монетизация не только с авторов, но и с обычных пользователей. На этом этапе выручка должна вырасти экспоненциально. Так, если авторов на платформе к концу второго года – началу третьего будет 50 000 – 100 000, то пользователей будет 500 тысяч.

*по данным https://www.similarweb.com/ платформу https://www.freepik.com/ посещает 93 000 000 в месяц. Поэтому 500 тыс. для нашей платформ – это не заоблачные цифры.

Давайте посмотрим на стоимость подписки текущих сервисов с AI для создания изображений:

  • Джаспер Арт – 20$ в месяц;
  • Midjourney – 10-30$ в месяц;
  • ДАЛЛ-Э – 2-15$ примерно за 4 изображения.

Если из 500 тысяч наших пользователей, сервисом AI будут пользоваться в год 10% с подпиской по 10$, то мы получим цифры: 50000*10$=500 000$.

Также сами авторы могут монетизировать свой профиль через:

  • создание промтов;
  • продажа своих AI работ;
  • создания AI работ в своем стиле на заказ.

Этап 5. Лопаты для мастеров.

В золотой лихорадке зарабатывают продавцы лопат, а не золотоискатели...

Внедрение e-commerce инструментов в платформу для того, чтобы производители красок и продукции могли выгружать свои товары прямо на платформу, а художники и мастера могли покупать ее на особых условиях. Также интересной фишкой было бы то, что художник мог бы присоединиться к реферальной программе, указывать бренд в своих работах и получать бонусы от продавца.

Для этого необходимо:

  • добавление маркетплейса в платформу и размещение продукции для художников и мастеров;
  • добавление реферальной программы для художников и мастеров, которые добавляют продукцию брендов к своим работам и получают за это бонусы или денежное вознаграждение в зависимости от типа реферальной программы.

Данный этап будет первым серьезным шагом к построению экосистемы. Здесь мы в первый раз расширяем платформу и создаем пространство для взаимодействия трех аудиторий: покупатели – мастера – бренды. Каждый художник заинтересован в том, чтобы указывать производителя и прокачивать свой аккаунт для получения бонусов. Производители заинтересованы в том, чтобы поддерживать авторов, которые пользуются популярностью и на которых смотрят остальные художники – чем именно он рисует, какой бренд использует. Все это создает саморазвивающуюся экосистему.

Маркетинг и монетизация.

Для любого e-commerce существует 2 типа монетизации:

  • подписка;
  • процент от продаж.

Оба варианта имеют преимущества и недостатки. Сейчас мы не можем предположить объем продаж, комиссию и средний чек. Но мы можем посчитать стоимость подписки.

Предположим систему подписок с настройками под магазин, когда можно настроить свой тариф. Он будет состоять из количества категорий, в которых будет представлен товар, количество самого товара. Также мы добавим дополнительные инструменты up-sales и cross-sales: выделенное размещение, закупка рекламных мест, покупка доступа к реферальной программе с художниками и так далее.

Предположим, что в одной стране 5 крупных игроков. Каждый из них в месяц будет приносить в среднем по 300$. Если в месяц брать по одной стране, то за год мы соберем 12 стран по 5 магазинов — это 60 магазинов по 300$ в месяц. К концу первого года мы получим: 60*300*12=216000$.

В точки зрения маркетинга, мы получим трафик по SEO, который мы можем перенаправлять на художников и работы. Тех, кто ищет кисточки для ребенка в школу, сильно больше, чем тех, кто целенаправленно ищет онлайн-галлереи.

Этап 6. Цифровые лопаты для мастеров.

На шаге 2 мы не зря добавили авторов цифрового контента. Так как производители ПО для арт-индустрии зарабатывают не меньше, чем их оффлайн коллеги по цеху. После внедрения маркетплейса с цифровыми продуктами мы увеличим продажи и доход с продаж цифровых продуктов. Это покупка лицензионных программ, курсов и лекций от официальных поставщиков ПО. Данный этап логически следует из предыдущего. Здесь мы расширяем маркетплейс до программного обеспечения и лицензий на его использование.

Маркетинг и монетизация.

Здесь такой же принцип монетизации. Самого ПО для арт-индустрии скорее всего меньше, чем производителей в офлайне. Но если добавить в эту категорию подписку на различные сервисы по типу freepik.com, то количество участников сильно превысит оффлайн сегмент.

Но возьмем для простоты 60 сервисов по 300$ и получим за год 60*300*12=216000$.

В точки зрения автора, можно зарабатывать на реферальной программе, записи туториалов по использованию ПО, а также получать награды и побеждать в конкурсах, которые организовывает производитель софта.

Этап 7. Создаем для себя новых пользователей.

Как экосистема, мы должны обеспечить приток новых участников, а также передачу опыта между поколениями. Здесь мы приходим к внедрению онлайн-образования. Пользователи или корпоративные аккаунты могли бы проводить платные и бесплатные вебинары, курсы, менторство и репетиторство прямо на платформе. Также мы хотели подключить учреждения образования, чтобы и они могли быть активными участниками сообщества.

Для этого необходимо дать возможность школам и частным преподавателям оформить профиль и создать свою образовательную программу в виде:

  • бесплатные и платные вебинары;
  • бесплатные и платные оффлайн мастер-классы;
  • онлайн-курсы;
  • офлайн-курсы;
  • видео мастер-классов и обучения;
  • индивидуальные занятия и репетиторство.

Таким образом мы добавляем на платформу образовательный сегмент, который позволяет привлекать будущих авторов и мастеров на платформу, которые потом сами станут полноценными участниками экосистемы.

Маркетинг и монетизация.

Я думаю все прекрасно понимают, сколько зарабатывают крупнейшие игроки в сфере онлайн-образования. Английский язык, IT — это уже выжженная земля. Но крупного и серьезного игрока в сфере искусства еще нет. Это и понятно. Учить надо новичков и детей, а это не большой и денежный рынок, который будет интересен крупным игрокам. Но у нас есть мастера, которые живут этим и зарабатывают на платформе. И получить дополнительный канал заработка для себя — это легкий порог входа. Из классического онлайн-образования мы убираем поиск экспертов, т.к они у нас уже есть. Нам надо работать только на привлечение студентов, да и то не как основная бизнес-модель. Наша задача, чтобы с онлайн-оплат мы брали комиссию и тратили ее на привлечение учеников. Таким образом, мы даем дополнительный заработок для мастеров и привлекаем новых мастеров на платформу в будущем.

Но разработка и поддержка образовательной онлайн платформы — это не дешевое удовольствие. Поэтому прибыль должна быть.

Частные школы и студии будет покупать доступы к платформе для своих учителей. Индивидуальные учителя скорее всего будут работать по модели комиссии с продаж. Также дополнительная монетизация будет за счет расширенных возможностей аккаунта, например, запись урока или выделенное размещение в каталоге школ и учителей.

К моменту создания онлайн-школы предполагается около 50 000 мастеров. Предположим, что 10% из них захотят преподавать. Это 5000 преподавателей, 5000 индивидуальных мастеров, по 1 занятию в день 5 дней в неделю по 10$ за занятие. Частных школ и студий как правило несколько даже в небольшом городе. Возьмем для расчетов по 5 школ в каждой стране и 12 стран. Стоимость подписки 300$.

Итого:

  • 5000 учителей*1 занятие в день *265 дней в году *5$. 5000*265*5=6625000$. Комиссия платформы 10% = 662 500$.
  • 60 школ по 300$ в месяц *12 месяцев. 60*300*12=216000$.

Этап 8. Социальная валидация и светская жизнь.

Социальное признание и участие в творческой жизни — главные стимулы после финансовых для творческого человека. А иногда и важнее. На этом этапе предстоит внедрить ивенты от галерей, выставок и музеев, чтобы платформа генерировала все события в мире Art. Также покупка билетов должна происходить через платформу.

Для этого необходимо:

  • создать возможность музеям, выставкам, галереям создавать свои страницы на платформе и публиковать афишу мероприятий;
  • создать платежный модуль для покупки билетов на ивенты;
  • создать возможность авторам продвигать ивенты и получать за это бонусы по реферальной программе.

Здесь мы также дополнительно создаем ценность не только для художников и мастеров, которые интересуются ивентами, здесь мы создаем дополнительную ценность для обычных пользователей, которые не каждый день ищут работы или хотят их посмотреть, но будут заходить на платформу чаще для просмотра афиши.

Маркетинг и монетизация.

С точки зрения маркетинга мы получаем дополнительный трафик на платформу. А пользователи могут использовать платформу для пиара и продвижения ивентов, где представлены их работы или они сами.

Также платные ивенты можно продвигать через реферальную программу с получение комиссии с продаж билетов.

Платформа монетизирует раздел за счет сервисного сбора на продажу билетов.

В среднем по миру экскурсии стоят от 10$ до пару сотен. Возьмем среднее значение (из того, что удалось нагуглить) = 30$. За год 95 миллионов людей посещают музеи. Да, бывают платные, бесплатные, со скидками и закрытые выставки. Но 95 миллионов — это много. Мы возьмем для скромности 0,01% — это 950000.

Итого: 950000*30=28500000$. Сервисный сбор 5% — это 1425000$. Выход даже больше, чем с онлайн-школы. Но все расчеты просто для отображения логики, а не реальной экономики проекта.

Этап 9. Управляем баллом самостоятельно.

После того, как мы создали мост между посетителями выставок и самими выставками, мы можем не просто перенаправлять трафик за комиссию, мы можем оставлять его у себя. Это ведет к созданию онлайн-выставок от имени платформы, от имени авторов или частных галерей. Внедрение виртуальных галерей. Да, это не оффлайн, но дешевле и доступнее, чем в любой точке мира. А с VR — это вообще сказка.

Маркетинг и монетизация.

Трафик мы будем получать из этапа 9 и не будем гоняться за ним самостоятельно. Это сильно экономит бюджет на рекламу и продвижение.

Монетизироваться будем за счет сервисного сбора. Да, 95 млн посещений, как музеев, нам не светит. Но давайте посчитаем то, что вполне реально. 50000 авторов, пусть 1% из них захочет делать свои выставки 1 раз в год. Это 500 выставок. Каждую выставку посетит 1000 пользователей за 5$. 500*1000*5=2 500 000$. Комиссия сервиса будет минимум 30% — это 750 000$. Звучит приятно.

Также мы получаем интересный инструмент для рекламы ПО и оборудования для VR. Допустим 10 серьезных игроков на рынке и каждый готов заплатить за продвижение и рекламу по 100 000$ — это 1 000 000$ к нашей копилке в год. Звучит еще приятнее.

Этап 10. Кто даст больше.

Создание онлайн-аукционов от имени платформы, от имени авторов или частных галерей, коллекционеров — это логическое завершение всей цепочки экосистемы. Так как все в итоге должно продаться и желательно дорого и желательно несколько раз.

Также является логическим продолжением от выставок до аукционов. Авторы выставляют работы, а платформа должна предоставить возможность покупателям их приобрести в частном порядке или в процессе аукциона.

Маркетинг и монетизация.

Аукцион является больше маркетинговым и PR инструментом. Так как должен создавать инфоповоды, тешить художников и впечатлять окружающих. Доступен он будет не всем, да и нужен будет не всем. Но это будет стимулом для всех однажды попасть туда и почувствовать, что за твои работы сражаются.

Аукцион живет с коммиссии и мне очень сложно даже представить, о каких средствах может быть речь. Да и к 10-му этапу не понятно, в какой валюте считать — может уже в юанях надо будет)

Давайте добавим цифру 1 000 000$ просто за то, что мы дошли до этого этапа. Все молодцы.

Этап 11. Сервис порождает сервис.

Экосистема — это то, что живет самостоятельно. Но еще — это и то, что создает сервисы внутри себя для обеспечения своей деятельности. Это создание сопутствующих сервисов таких как: фриланс, оценщики, доставка, файловое хранилище, инструменты маркетинга и продвижения и так далее. Все эти сервисы должны появиться как сопутствующие и обслуживающие индустрию. Скорее всего появятся новые сервисы, о которых мы пока не знаем, но необходимость в них будет видна со временем развития экосистемы.

И так. Все готово.

Мы даем платформу для самореализации, заработка, обучаем новых и передаем опыт, продаем инструментарий и обеспечиваем социо-культурную деятельность. Мы работаем с передовыми идеями и выстраиваем инструменты для поддержания всей экосистемы. И мы довольны.

В итоге мы объединим в системе более десяти типов аудиторий из одной индустрии.

Экосистема для творчества за 1 000 000$ которая могла появиться, но не появилась. Пока

Для каждого участника платформы необходимо создать инструмент, который будет решать его проблемы и задачи, а также необходимо дать инструмент взаимодействия всех участников между собой.

Обозначив наше видение, давайте перейдем к деньгам. Думаю вам интересно увидеть расчеты, которые в итоге вышли для такого глобального проекта? Тогда начнем.

Сколько деньгов надо.

Экосистема для творчества за 1 000 000$ которая могла появиться, но не появилась. Пока

Детальную таблицу расчетов вы можете посмотреть по ссылке Расчеты по проекту Чердак Дали.

Получилось 10 этапов. На каждый этап мы закладывали в среднем по 4 месяца (где-то больше, где-то меньше), что равняется 40 месяцам разработки (более 3-х лет разработки). А примерный бюджет за три года составил 828 160 $ (76 000 000 RUB). Конечно, это очень примерные расчеты и не включают риски, факапы и другие затраты. Поэтому для красоты материала и в качестве мечты возьмем 1 000 000$.

Теперь давайте предположим, как выглядел бы Road Map в разрезе нескольких лет.

Экосистема для творчества за 1 000 000$ которая могла появиться, но не появилась. Пока

А сколько мы планируем зарабатывать?

Экосистема для творчества за 1 000 000$ которая могла появиться, но не появилась. Пока

По нашим скромным подсчетом, с пятого года существавания, платформа будет генерировать больше 6 000 000$ в год. За 4 года на содержание команды и маркетинга уйдет 2-3 млн $. Звучит как мечта.

Dream Team.

Продукт-менеджер.

  • Ну и конечно же, соберем команду для реализации такой экосистемы.
  • Определение и представление потребностей пользователей.
  • Мониторинг рынка и анализ конкурентов.
  • Создание концепции продукта.
  • Согласование концепции продукта с заинтересованными сторонами.
  • Установка приоритетов для функциональных возможностей продукта.

Менеджер проекта.

  • Управление проекта и формирование документации проекта.

Бизнес-аналитик.

  • Сбор требований и описание их для команды.

  • Определение границ системы.

  • Составление Vision and Scope документа.

  • Написание технической документации.
  • Поддержка технического задания на всех этапах.

Исследователь, UX/UI дизайнер.

  • Исследователь: Поисковое исследование. Опрос стейкхолдеров. Воркшопы.
  • UX дизайнер: Проектирование системы в виде высокоуровневых макетов, создание интерфейса функциональным, удобным и понятным пользователю.

  • UI дизайнер: Создание дизайн-системы.

Front-end разработчики.

  • Front-end программирование.
  • Кроссбраузерность.
  • Скорость загрузки.
  • Кэширование.
  • Техническое SEO.

Back-end разработчики.

  • Разработка серверной логики.
  • Разработка функциональности сайта.
  • Покрытие кода тестами.
  • Написание документации.

Flutter разработчики.

  • Верстка UI и программирование логики.
  • Покрытие кода тестами.
  • Написание документации.

Тестировщики.

  • Функциональное тестирование.

  • Нефункциональное тестирование.

  • Тестирование интерфейса.

  • Нагрузочное тестирование.

  • Кроссбраузерное тестирование.

DevOps. CI / CD система.

Team Lead. Контроль качества. Проведение ревью кода.

SEO. Работа по улучшению SEO показателей платформы.

Специалист по AI. Консультация по AI технологиям.

Специалист по NFT. Консультация по NFT технологиям.

Маркетолог. Создание маркетинговой стратегии.

SMM менеджер. Управление социальными сетями.

Трафик менеджер. Закупка трафика.

Копирайтер. Написание текстов, переводы.

Support и модераторы. Поддержка пользователей.

Back-office. Обеспечение операционной деятельности платформы.

В итоге бюджет, сроки и содержание такой команды, естественно, не по карману нашей компании. А создать такой проект в свободное время “за идею” просто нереально. Тем более расчеты и планы, конечно, красивые, но, как говорится, что может пойти не по плану в разработке? Все.

В итоге наш грандиозный план остановился на этапе нового дизайна. Вы можете посмотреть его по ссылке на figma ссылка на новый дизайн платформы

Выводы.

Что можно сказать вместо выводов и зачем я вообще это все писал. Мы с командой столько размышляли о возможностях проекта, его масштабах, потенциале и идее, что необходимо было выписать эти мысли на бумагу, поделиться с миром, чтобы они не остались просто идеями, просто в моей голове.

Плюс мне хотелось не просто для себя покрутить эти идеи, но и поделиться ими с теми, кому интересно будет это читать.

Проект безумно интересный и потенциально безграничный. К примеру behance, который очень близок по духу нашему проекту, был продан Adobe за 150 000 000$.

Неплохо. Но, чтобы пройти этот этап, необходимо переключить свой фокус внимания с развития компании и с головой уйти в стартап. Сейчас я, как CEO, больше сосредоточен на развитии компании в текущих турбулентных условиях. Возможно, когда-нибудь фокус поменяется и у меня уже будут наброски плана в виде этой статьи и проект возродится.

А пока проект развивается сам по себе и мы ждем потенциального покупателя, инвестора или того, кто знает, что с ним делать. Если это вы — давайте пообщаемся.

У кого есть интересные мысли по этапам — пишите. С удовольствием дополню материал и укажу автора мысли и идеи.

1919
46 комментариев

Да, не короткий материальчик для чтива. Не хватает расчетов по затратам на рекламу и привлечение пользователей. По сути любой продукт не так дорого обходиться в создании, как в поддержке и маркетинге. По этому ваши расчеты можно умножить на 3-4 и тогда будет примерно похоже

3
Ответить

да, может передохну и добавлю расчеты по маркетингу. чтобы вообще было топчик. Ну или отдельным материалом.

Ответить

А для авторов публикация своих работ была платной, если да, то сколько?

2
Ответить

публикация работ бесплатная. была возможность купить выделенное размещение за 5$

Ответить

Экосистема слишком часто и много встречается в статье. По сути вы facebook на первом этапе хотите создать, только со всем тем, что есть в нем спустя много лет. Это не реально практически.

2
Ответить

да, понятно, что здесь с места в карьер) но это же на 3 года и понятно что все по lean модели делать надо)

Ответить

Спасибо, что поделились. Если правильно идею уловил, то весьма актуально. Желаю вам успеха в развитии!

1
Ответить