Полномочия и ответственность сотрудников - одно без другого не работает

Для начала давайте разберемся с понятиями:

Полномочия - это право принимать решения и действовать в рамках своей должности.

При этом у сотрудника есть все возможности распоряжаться выделенными ресурсами для реализации полномочий.

Ответственность - это обязанность сотрудника выполнять свои функции и обязательства в соответствии со своей должностью.

При этом у сотрудника так же сеть возможности выполнять свои обязанности.

Евгения Воронова. Бизнес-архитектор. Полномочия и ответственность сотрудников - одно без другого не работает.
Евгения Воронова. Бизнес-архитектор. Полномочия и ответственность сотрудников - одно без другого не работает.

Почему же возникает конфликт между Полномочиями и Ответственностью?

Разберемся на примерах.

1. У сотрудника есть полномочия на выполнение задачи , но нет ресурсов для ее реализации.

Как поступит ответственный сотрудник: он будет искать ресурсы, в том числе через руководителя, который поставил задачу.

Как поступит сотрудник с низкой ответственностью: он будет искать ресурсы, поймет что их нет, и к сроку сообщит , что задача не выполнена и назовет причину.

В чем же здесь конфликт межу полномочиями и ответственностью?

В возможности в рамках своих полномочий поступить двумя способами:

- я должен выполнить, не смотря на то, что у меня нет ресурсов, но за мной ответственность их найти.

- я могу не выполнять, потому что я изначально не владею ресурсами для выполнения, и мне их не дали.

В первом случае полномочия + ответственность дают результат, во втором случае есть только полномочия, которые позволили не проявлять инициативу выше обозначенных рамок.

2. Сотрудника назначили ответственным за выполнения задачи, но у него нет полномочий на использование ресурсов.

Как поступит ответственный сотрудник: оценит какие ресурсы ему нужны для выполнения задачи, и, если сам не сможет их получить, обратиться к руководителю.

Как поступит сотрудник с низкой ответственностью: решит, что выполнить задачу невозможно, потому что для этого нет ресурсов, а их поиск вне рамок его полномочий.

Опять у сотрудников в рамках их полномочий есть возможность поступить двумя способами.

В обоих случаях безответственному сотруднику полномочия «помогли оправдать» невыполнение задачи.

Как сделать так, чтобы Ответственность и Полномочия работали вместе?!

1. Должностная инструкция .

Это документ, который определяет не только права и обязанности, но и ответственность сотрудника. Если нет должностной инструкции, подписанной сотрудником, или документа, заменяющего его, то самое время составить такой документ.

2. Бизнес-процессы.

Должностная инструкция (или документ ее заменяющий) не может содержать каждый шаг сотрудника, поэтому еще должны быть Бизнес-процессы, где прописаны действия сотрудников при взаимодействии.

Если Бизнес-процессы есть, то обязанность действовать в рамках утвержденных Бизнес-процессов закрепляется в Должностной инструкции, а перечислять при этом все бизнес-процессы нет необходимости, если они правильно внедряются на сотрудников.

3. Прозрачность и справедливость закрепления полномочий и ответственности.

Это очень важное условие. Чем выше полномочия, тем больше ответственности. Если не соблюдать это правило, то злоупотребление властью неизбежно.

Наоборот, когда сотрудника наделяют ответственностью, не давая соответствующих полномочий, это затрудняет ему выполнение задач, приводит к частым неудачам и выгоранию.

4. Регулярная оценка персонала и обратная связь.

Без изучения сотрудников процесс наделения полномочиями может происходить без учета отношения сотрудника к ответственности. Проще говоря, можно назначить руководителем сотрудника, который не признает принципы ответственности.

Обратная связь так же хороший инструмент для понимания как сотрудники использует свои полномочия и как это влияет на результаты работы.

5. Командная работа.

Работа в команде с одной стороны заставляет сотрудника нести ответственность за общий результат, с другой стороны маскировать свое бездействие за общими усилиями членов команды, не прилагая усилий для достижения цели.

Поэтому важно, чтобы в команде были установлены четкие правила и нормы, которые бы стимулировали каждого члена команды к активному участию в общем процессе.

6. Поддержка руководства.

Безусловно, надо поддерживать ответственных сотрудников, поощрять их не только материально.

7. Личный пример руководителя.

Личный пример руководителя – это одно из самых важных условий для создания приоритета ответственности над полномочиями.

Когда руководитель лично демонстрирует приверженность своим обязанностям , он создает условия для формирования такой же культуры в коллективе. Сотрудники начинают осознавать, что ответственное выполнение своих обязательств является нормой, а не исключением.

22
2 комментария

Какая весёлая статья. Если руководитель идиот, то проблема в том, что сотрудник с низкой ответственностью.. Выполнение плана и тд - всё это ответственность руководителя. Ему платят не за то, что бы зад протирал, а за то, что бы думал наперёд и понимал, что сотруднику необходимо для поставленной задачи. Не знает если вдруг или не уверен - тогда сам руководитель должен подойти к сотруднику и спросить. Но никак не наоборот. В крупных компаниях можно составить протокол, через который сотрудник может запрашивать всё необходимое. Но озоботиться тем, что бы это всё было в наличии всё равно должен руководитель.

Ответить

Спасибо за дополнение об ответственности руководителя за действия сотрудников. Оно не противоречит содержанию статьи, и я с ним полностью согласна.

Ответить