Продал машину, взял заем и влез в долги. И ради чего? Честная бизнес-история
Герой этой статьи за свои 20 с небольшим лет успел набить немало шишек, открывая то один, то другой бизнес. Какие выводы он сделал, расскажу в публикации. Информация будет полезной и начинающим, и опытным предпринимателям.
Меня зовут Ксения Лысенко, я занимаюсь франчайзингом уже много лет. И в этой статье я хочу наглядно показать разницу между путем франчайзи и открытием собственного бизнеса.
Чем франшиза интереснее одинокого плавания
Быть предпринимателем-одиночкой ― не плохо, просто не всегда выгодно. Заботы о бизнесе, а также ответственность за него ложатся только на одни плечи, и эту ношу ни с кем не разделить.
Точки же франшизы ― это семья. Такой максимально сплоченный коллектив по интересам, где каждый человек заинтересован в росте: собственном и общем. Поэтому чувствуется поддержка.
Разница при открытии ритейла самостоятельно и во франшизе
Разница между ними особенно видна в разрезе проблемных зон (а они есть в любом виде ритейла, без этого никак).
Может показаться, что решение открыть магазин самостоятельно лишено достоинств. Но это далеко не так.
Во-первых, так предприниматель имеет полную свободу выбора, не ограниченную никакими правилами управляющей компании. Во-вторых, при принятии решений собственнику не придется согласовывать каждое действие с УК. И в-третьих, так человек может инвестировать в нововведения, а это - большой азарт для многих предпринимателей.
Все плюсы и минусы самостоятельного открытия бизнеса и по франшизе на личном опыте прочувствовал мой земляк, екатеринбуржец, Константин Дерягин. С разрешения публикую его личную историю, так сказать, от первого лица.
Как разбивал розовые очки
Наверняка, есть предприниматели, которые начинают собственное дело продумано, планово и без факапов. Как оказалось, я не в их числе.
В 2017 году мы с партнером загорелись идеей открыть магазин уличной одежды. Дело-то прибыльное, а еще и мейнстримное ― 100% народ повалит. В общем, за душой были запас уверенности, “розовые очки” и куча долгов. Зато идея какая!
Поставил на карту все и еще горку сверху насыпал: вложил в открытие накопления, продал машину, взял заем и влез в долги. И ради чего? Чтобы ровно 6 месяцев продавать одежду.
Конечно, сейчас понимаю, что сам дурак. Но в 22 года кажется, что обертка ― самое главное. С партнером вложились в нейминг, бренд, помещение и его ремонт, вывеску. В общем, во что угодно, только не в продукт.
В итоге получилось то, что получилось: красивая витрина с ерундой внутри. Денег на закуп нормального товара практически не осталось. Ассортимента в магазине не было. С расчетом экономики не заморачивались, просто тратились.
Логично, что спустя полгода магазин закрылся. Это стало ударом: мало того, что предпринимательское эго пострадало, так еще и долги нужно было отдавать.
В общем, я был даже не на нуле, а в полной… полном минусе. Пришлось вернуться в найм. Готов был браться за любую работу, чтобы вылезти из долговой ямы. Подвернулась вакансия бариста в кофейне, пришел собеседоваться.
Видимо, какой-то потенциал во мне-таки заметили, потому что предложили попробовать должность менеджера. Конечно, сразу согласился, потому что идея двигаться вверх, пусть даже и работая «на дядю» какое-то время, во мне теплилась.
За 1,5 месяца смог вырасти с должности менеджера до управляющего, и этот карьерный толчок вернул тягу к бизнесу. Даже задумал новые проекты, привлек партнеров и инвестиции.
Первый успешно запустился ― secret-бар с коктейлями. Второй ― точка на фудкорте крупного ТЦ с завтраками ― был в активной стадии запуска, когда у нас с партнером возникли разногласия во взглядах на бизнес, и я ушел.
Как постоянно выбирал, и выбрал
Решил продолжать пробоваться в сфере общепита. Как раз на тот момент было 3 варианта:
- должность управляющего в екатеринбургском филиале столичной сети кофеен Cofix (на тот момент в городе уже запустили одну точку, вторая была в процессе открытия);
- должность менеджера в заведении известного ресторатора Кирилла Шлаена (хотел прийти на должность управляющего, но таковой не было даже в перспективе);
- стажер в одном из магазинов франшизы Жизньмарт.
Как думаете, что выбрал? Правильно!.. стажерство.
Без шуток. У Жизньмарта была перспектива роста, причем реальная ― от стажера до директора. В двух других точках ― должность, с которой никуда не вырасти. А я люблю движение, быть полезным и чувствовать, что учусь, и других могу чему-то научить.
Выбор был правильным. Пару месяцев работал стажером и продавцом, подрабатывал курьером. У франшизы фишка такая ― даже если изначально идешь на управляющую должность, весь этот карьерный путь пройти обязан, чтобы научиться. Взял курс на должность директора магазина.
Когда дорос до нее, встал еще один выбор: пойти управлять или попробоваться в startup-команде. Бросил вызов, и выбрал второй вариант.
Около года ездил по запускающимся точкам франшизы, настраивал процессы под единую систему, обучал персонал и проверял готовность к открытию. И не зря. Потому что тот опыт не заменит ничто.
Через год был готов взять под управление магазин, еще через один ― открыть собственную франшизу в качестве партнера Жизньмарта.
На тот момент для этого нужно было 5-7 млн рублей, которых в кармане не было. Но это уже не казалось страшной проблемой. Нашел партнеров, договорился, что с них ― только окупаемая инвестиция (правда, 90%), с меня ― 10% вложений и полное управление процессами: подготовка к запуску, открытие, ведение отчетностей, найм персонала и т.д. Да, я снова был в долгах, но в этот раз за плечами был опыт, дающий уверенность.
Как я, наконец, вырос
Конечно, красивую картинку с франшизой расписал, но было именно так. Когда становишься партнером, УК дает многое ― отлаженные процессы, готовый бренд, который не нужно раскручивать дополнительно, даже с выбором локации могут помочь.
Но есть вопросы, которые решаешь сам, например, как привлечь клиентов и где найти адекватный персонал. Да, с последним действительно возникают проблемы.
Продавцами обычно устраиваются студенты, чтобы подрабатывать. И отношение к обязанностям у них, в основном, соответствующее ― заработал на погулять, и ладно. А взрослому человеку постоянно оставаться в этой должности не очень-то интересно.
Но повезло с управленческим составом ― ребята, в которых я уверен. Часть из них уже работает, другая ― заканчивает подготовку.
Но даже среди продавцов есть интересные примеры. Был парень, который планировал пару месяцев подработать на стартовых позициях, а затем ― уйти. Но мы как-то разговорились, рассказал свою историю, и парень вдохновился. Сейчас он дорос до директора магазина. Пусть подобных историй 1 на 100, но они есть.
Еще был факап в 2022 году. Уже занимался строительством нового магазина, когда началась мобилизация. Это так сильно выбило почву из-под ног подрядчика, что тот затянул работы на несколько месяцев: почти 30 дней сносил одну стенку, потом 1,5 месяца ходил, что-то проверял.
А еще я чуть не разругался с управляющей компанией. У Жизньмарта есть система автозакупа, которая меня не устраивала. Думал, что мешает зарабатывать и выводит в убытки. Каждое утро пытался ее исправлять, спорил с УК до посинения.
До тех пор, пока партнеры и операционный директор не посадили меня за стол переговоров, и не объяснили, что разговариваем на разных языках об одном и том же. Попросили довериться системе. Убедили. Спустя время увидел ― а она действительно работает как надо!
Сейчас зарабатываю в разы больше, чем когда-либо в найме. Грубо говоря, с 25 тысяч рублей пришел к выручке в 300 тысяч рублей. И это не предел, потому что в качестве партнера уже работаю над запуском еще двух магазинов (на этапе строительства) и подбираю локацию для третьего. Все ― большого формата.
Но даже не это главное, а то, что в них инвестировал только собственные средства, без долгов. Плюсом ― исполнил мечту побывать в Тайланде.
Чек-лист «Как выбрать франшизу»
Напоследок вкратце рассказываю о признаках и нюансах, на которые нужно обратить внимание в первую очередь, если решился стать частью франшизы.
- Попробовать на себе роль покупателя, чтобы объективно посмотреть на внешние процессы.
- Изучить маркетинговую стратегию франшизы, почитать отзывы о ритейле, причем как от покупателей, так и от франчайзи.
- Переговорить с представителем УК, узнать у него о планах развития на 5-10 лет вперед.
- Встретиться с 2-5 франчайзи или директорами магазинов, и расспросить их о работе с франчайзером изнутри
Ну и, конечно, не забывать про азы подготовки: изучение финмодели и экономической ситуации во франшизе. Кстати, информацию по выручке франчайзи часто публикуем в Телеграм-канале. Ведь только с полноформатной внутренней и внешней информацией о франчайзере предприниматель сможет решить подходит ли он ему, и есть ли желание стать частью франшизы Жизньмарта большого формата.
А как вы считаете: стать франчайзи ― это выгодное вложение?