История успеха eFishery: как внедрить технологии в рыбоводство и заработать на этом 1,3 млрд $
Рассказываем, как простой студент из Индонезии смог улучшить отрасль аквакультуры в Индонезии и создал компанию за миллиард долларов.
Привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.
Сегодня поговорим о eFishery — стартапе из Индонезии, который автоматизирует рыбоводство и стал первым стартапом-единорогом в этой сфере.
Идею перспективного бизнеса придумал Джебран Хузайфах — индонезиец, который озаботился проблемой разведения рыбы в искусственных водоемах.
Расскажем, как у простого студента получилось создать платформу, которая оценивается в миллиард долларов и прямо сейчас помогает Индонезии стать одним из ведущих поставщиков рыбы в мире.
Идея — автоматизировать кормление рыб на фермах
Джебран Хузайфах занимался разведением сомов со времен учебы в колледже. Уже тогда он обнаружил серьезную проблему, которая влияет на доходность рыбных хозяйств.
За время работы на рыбной ферме я обнаружил, что затраты на корм составляли 80% от себестоимости продукции. При этом фермеры позволяли себе растрачивать прикорм попусту — они распределяли его неравномерно, из-за чего рыба сильно различалась по размеру. Не все особи получали достаточно еды, чтобы набрать массу. Естественно, это сказывалось на доходности предприятия, ведь покупатели хотели получать рыбу строго определенного размера.*
Кроме того, неравномерное распределение корма создавало еще одну серьезную проблему — там, где рыбы не обращали внимание на прикормку, она смешивалась с илом, начинала разлагаться и загрязнять водоем.
* При покупке рыбы для ресторанов и маркетов специально обученные люди оценивают улов по нескольким параметрам. Размер — один из главных показателей качества.
Джебран Хузайфах вместе с eFeeder. Источник: eFishery
Хузайфах видел, как технологии влияют на секторы торговли, финансов и СМИ, но не затрагивают традиционные отрасли, такие как рыбный промысел.
В этой сфере изменений не было уже лет 30. Мне показалось ироничным, что инновации работают для решения проблем городского населения. Например, позволяют покупать товары онлайн и доставлять продукты на дом. Но туда, где они действительно нужны, технологии доходят крайне долго.
У Джебрана появился план — создать систему, которая помогла бы владельцам рыбных ферм эффективнее развивать рыбное хозяйство.
Два решения в одном: маркетплейс и система управления прикормом
Хузайфах не хотел идти на полумеры. Поэтому разработал платформу, которая влияет на два аспекта рыбного хозяйства: выращивание рыбы и экспорт продукции покупателям. В экосистему вошли два сервиса.
eFisheryKu
Приложение, которое позволяет управлять делами рыбного хозяйства прямо со смартфона. Оно включает в себя несколько функций:
- Beli Pakan — систему покупки корма с доставкой до фермы.
- Kabayan (eFund) — систему покупки корма с отсроченным платежом. Можно заказать корм сегодня, а деньги за него отдать после продажи партии рыбы.
- Lapak Ikan — маркетплейс, на котором можно разместить объявление о продаже рыбы со своей фермы.
eFeeder
Система автоматического прикорма рыбы, которой можно управлять со смартфона. Представляет собой большой автономный фидер — бункер с загруженным внутрь кормом. Он устанавливается на водоем и подает прикормку в строго определенное системой время, порциями с минимальной погрешностью.
Чтобы проконтролировать процесс кормления рыбы, владельцам ферм достаточно войти в приложение и посмотреть отчет по конкретному фидеру — их может быть и несколько, в зависимости от площади рыбного хозяйства.
На фидер также крепятся дополнительные датчики и системы — они помогают снимать более специфические показатели. Например, ежедневное потребление корма рыбой, плотность поголовья, уровень смертности, поведение и аппетит. С помощью них можно отследить и количество улова, которое удалось собрать за интересующий период времени.
В 2017 году стартап eFishery также представил решение, которое позволяет контролировать прикорм креветок. Этот шаг значительно расширил деятельность организации и позволил зарабатывать большему количеству владельцев ферм.
На экране смартфонов показаны данные физических свойств воды, которые приложение получает с датчиков eFeeder: содержание тяжелых металлов, кислотность, цвет. В этом случае данные контролируют среду для разведения креветок. Источник: eFishery
По информации на конец 2023 года платформы eFishery помогла 70 000 фермерам в Индонезии. Но в момент запуска стартап испытал огромные проблемы — если бы не настойчивость Джебрана, истории на миллиард долларов могло и не случиться.
Фермеры и посредники против технологий
После разработки платформы eFishery Джебран столкнулся с сопротивлением владельцев рыбных ферм.
Я несколько месяцев пытался убедить их в том, что эта система полезна. Но они с враждебностью относились к любой технологии. Полагали, что нет ничего лучше ручного труда.
В какой-то момент они перестали сопротивляться и согласились протестировать мою систему. Но не потому, что поверили в нее, а из жалости ко мне.
Проблема была в том, что абсолютное большинство фермеров не умели пользоваться интернетом. Помню, как я обучал их создавать электронную почту, общаться в Facebook, смотреть видео на YouTube и искать другую информацию в сети. Помимо этого, я объясняли им, как использовать eFishery.
Индонезийские рыбные фермеры с открытым на смартфоне приложением eFisheryKu и контейнером eFeeder. Источник: eFishery
Вторая серьезная проблема появилась после локальных успехов Джебрана. Компании было необходимо масштабироваться, выходить за рамки своей провинции. Перспективы были очевидными: несмотря на то, что рыбное хозяйство в Индонезии чрезвычайно распространено, его потенциал был раскрыт всего на 7-9%. И причина этому — фрагментация бизнеса в государстве.
В Индонезии есть 34 провинции. В каждой — свои методы ведения дел. Я на горьком опыте убедился, что нужно уважать местных игроков и относиться к ним особым образом. Например, общаться на местном диалекте и выстраивать крепкие отношения с посредниками.
Помню, как эти самые посредники отравили пруды в нашей провинции. Все для того, чтобы наше дело не могло развиваться. Люди просто боялись, что будут выброшены с этого рынка за ненадобностью.
После разговоров с ними мы выяснили, что они хотят сохранить свою работу, заниматься предпринимательством. Мы были только рады этому — и превратили их в наших партнеров: со связями, активами и знаниями конкретной провинции.
В результате уже к 2018 году компания работала в большинстве районов Индонезии. А к 2020-му продукцию компании стали использовать в 280 городах страны.
Важные события в истории компании
11 января 2022 года
eFischery привлекла 90 миллионов долларов инвестиций от Temasek, SoftBank, Sequoia Capital India и других компаний. На тот момент платформой пользовались 30 тысяч фермеров в Индонезии. Из них 7 тысяч использовали программу eFund для закупки кормов в долг — общая сумма одобренных кредитов составляла 28 миллионов долларов.
Компания обещала направить деньги, полученные в ходе инвестиции, на развитие платформы в других странах, например, в Китае и Индии.
Индонезия — один из крупнейших в мире производителей рыбы. Мы считаем, что ее аквакультурная промышленность сыграет значимую роль в обеспечении продовольствием растущего населения мира. И eFishery будет одним из лидеров этого направления.
7 июля 2023 года
eFishery объявила о получении 200 миллионов долларов инвестиций — рекорда в сфере аквакультуры во всем мире. Компания привлекла деньги от фонда 42XFund, пенсионного фонда Малайзии, Northstar, Temasek и SoftBank. Кроме того, финансовым консультантом eFishery выступил американский банк Goldman Sachs.
С учетом инвестиции компания была оценена в один миллиард долларов — это также рекорд среди компаний в отрасли.
На инвестиции компания к 2025 году создаст миллион прудов аквакультуры в Индонезии и расширит деятельность за рубежом.
Технологии и комплексные решения, которые представила eFishery, оказали огромное влияние на рыбоводческую культуру Индонезии. Бенефициарами стали в основном мелкие фермеры, которые получили возможность расширять свое дело.
Мы уверены, что eFishery продолжит продвигать устойчивую и инклюзивную экономику, а также внесет свой вклад в достижение целей по сохранению окружающей среды не только в Индонезии, но и за ее пределами.
Чему мы можем научиться у создателя eFishery?
1. Традиционные отрасли хозяйства меняются очень медленно — стоит инвестировать в них
Джебран обратил внимание, что аквакультура в Индонезии практически не развивается — в ней не используются новые технологии. Он решил повлиять на отрасль, и его решение стало прорывным. Оно позволило сэкономить деньги на корм для рыбы и креветок и упростить торгово-рыночные отношения для фермеров с небольшими владениями.
Найдите секторы рынка, в которых нет конкуренции. Вопреки мнению о том, что «они пустуют не просто так», проверьте — вдруг они скрывают отличные возможности.
2. Предложите рынку комплексное решение
Джебран мог остановиться на разработке «умных кормушек» для рыб, но такая бизнес-идея не позволила бы его компании масштабироваться. В дополнение к технологии он разработал маркетплейс, в котором фермеры могут тут же продавать свой улов и закупать корма по выгодным ценам.
Стартап повлиял на внутренние и внешние процессы. И теперь по праву зарабатывает деньги с продажи eFeeder и посредничества в сделках.
3. Люди будут сопротивляться новому — найдите к ним подход
Если бы не настойчивость основателя, eFishery так бы и осталась локальной компании в одной провинции. Джебран сумел найти подход к консервативным фермерам, а затем договориться с посредниками. И те, и другие просто хотели зарабатывать деньги на деле, которое хорошо знали. Отработав их возражения и став им партнером, Хузайфах смог обеспечить компании светлое будущее.
Для создания стартапа-единорога не помешает быстрая коммуникация с командой. Наладить ее поможет мессенджер для работы Compass. Создайте отдельное пространство, где легко фокусироваться на задачах и выстраивать рабочие процессы.
Другие статьи в наших блогах:
- Mattermost — обзор мессенджера для работы
- Интересный бизнес: 15 необычных идей
- Как найти нишу в бизнесе: советы
- Цели контент маркетинга
- Что покупать предпринимателям в 2024 году
- Canva: как построить компанию стоимостью 40+ миллиардов долларов
- 21 совет для бизнесменов, которые помогут избежать ошибок при развитии стартапа
- 10 софт-навыков, которые нужны команде для достижения результата