Работа без начальников: как я договариваюсь с собой чтобы быть более продуктивной
Недавно я поняла, что я спринтер – мне легче поднапрячься, сделать много дел за короткий период и получить результат. Но для многих задач (ведение блога, развитие бизнеса) больше подходит модель марафонца – делать задачи на длинной дистанции регулярно и понемногу. Спринтерский подход к таким задачам ведёт к проблемам – не получается системно что-то делать, хаос, переработки, не видно результаты. В статье рассказываю, как мне удалось с собой договориться.
Итак, мои лайфхаки:
Разбиваю задачи на атомы и делаю списки с галочками
Когда передо мной стоит большая задача, сложно за нее взяться, я могу начать прокрастинировать. Я заметила, что тут важно начать – сделать 1-2 небольших первых шага и дальше втягиваешься в процесс.
Чтобы начать, я на бумаге разбиваю задачу на очень маленькие и простые подзадачи, дальше отмечаю выполненное. Это особенно помогает подступиться к задачам, которые не до конца понимаешь как делать. А также видеть прогресс, как я двигаюсь по выполнению.
Например, если мне нужно подготовить прототип для сайта, я разбиваю процесс на 20-30 подзадач. Важно, чтобы подзадачи были очень простыми и маленькими. В случае с прототипом, первые шаги:
- найти 5 конкурентов для анализа
- заполнить таблицу анализа: по каждому конкуренту отдельная задача
- выделить сегменты ЦА
- заполнить таблицу анализа: по каждому сегменту отдельная задача
- сформировать структуру сайта и страниц по блокам на основе анализа и информации от клиента
- и так далее вплоть до сопроводительного письма для отправки клиенту
Даже этот материал я пишу, используя список 😉
Делаю систему наград для себя – за день, за неделю, за месяц
После плотной работы я планирую что-то приятное для себя. Чем больше задачи и срок, тем интереснее и значительнее награда. За день – это может быть вкусная еда или интересный фильм. За неделю – качественный отдых на выходных. За месяц – покупка чего-то значительного или поездка.
Награда в конце стимулирует делать запланированное и двигаться в удовольствии. Часто люди забывают об этом пункте и выгорают, так как много работают, но сами не понимают ради чего.
Разделяю задачи по слотам – тактические (операционные) и стратегические. Между ними перерыв 1-3 часа
Предпринимателям бывает особенно сложно переключаться между этими типами задач. Не всегда есть возможность быстро и насовсем выйти из операционки.
Тактические и стратегические – принципиально разные задачи, требующие разных ресурсов. В частности, для решение стратегических задач нужна доля креативности. А креатив приходит на пустую и расслабленную голову.
Поэтому я делаю так: операционные задачи я ставлю на первую половину дня, примерно до 14-15 часов. Исходя из этого планирую неделю, вношу задачи в календарь в порядке очереди поступления. У меня к этим задачам относится работа по текущим клиентским проектам.
Дальше я делаю перерыв в 1-3 часа. Поняла, что без перерыва сложно переключиться и приходится заставлять себя. А насильно выполненные задачи могут страдать в качестве. Во время перерыва я могу погулять, полежать, помедитировать, что-то посмотреть.
И после этого я приступаю к стратегическим задачам. Сейчас у меня они связаны в основном с продвижением. Я люблю эти задачи и они даются легко даже вечером.
Не планирую глобально. Есть цель конечная, примерный план. Но двигаюсь короткими отрезками. А дальше сверяюсь с реальностью
Раньше я совершала ошибку. Я ставила цель, расписывала план движения, в котором было очень много разных действий. Часто этот план даже физически было сложно выполнить, только если не спать. А после выполнения первых действий картина менялась и меня это еще больше раздражало, потому что план приходилось переделывать. В итоге я все эти планы не доводила до конца, бросала и была недовольна своей непродуктивностью.
Сейчас я делаю по-другому. У меня есть цель и примерное понимание пути. Я понимаю, что путь займет несколько месяцев. И не делаю план сразу на это время, а делаю на короткий период, максимум на месяц. И дальше смотрю как идет:
- Успеваю ли я делать запланированное? Если нет, то снижаю темп.
- Как реагирует реальность на мои действия? Сходится ли прогноз с фактом? (Спойлер: почти никогда не сходится)
Исходя из этого продолжаю планирование, но уже на основе фактов, а не моих домыслов. Тут еще важный ингредиент – уверенность и знание, что к цели я приду. Не знаю когда и как именно, но точно приду.
Не нагружаю себя большим количеством разноплановых задач. Расставляю приоритеты и считаю время на задачи
Еще одна ошибка, которую я раньше совершала – хваталась за все и сразу. Мне казалось, что все сферы важны. Например, я хочу развивать 6 основных каналов продвижения. Но если берусь за них все, я сразу выгораю и стою в итоге на месте.
В итоге я сделала (тяжелый) выбор и определила два приоритетных канала. При этом остальные каналы я тоже буду развивать, но позже, когда смогу оптимизировать эти и научусь работать с ними быстро и легко. Фокус во многих случаях решает.
Также я фиксирую, сколько времени у меня занимает та или иная задача и делаю планирование исходя из этих данных. А также думаю о том, что можно сделать, какие внедрить алгоритмы, чтобы ускорить это время.
Это несколько вещей, которые я внедрила и долгосрочная работа стала легче и в удовольствие.
А вы спринтер или марафонец? Какие приемы для развития продуктивности помогают вам?
Делюсь своими мыслями в авторском ТГ-канале, присоединяйтесь)