«Роза Хутор». Сервисная архитектура в нестандартном екоме
Разработка уникальных архитектурных решений обеспечила «Розе Хутор» возможность внедрения принципов эволюционной архитектуры и заложила основы для полного перехода на сервисы.
Роза Хутор — нетипичный для электронной коммерции проект. С точки зрения ИТ это определяется двумя особенностями:
- Продажа услуг, а не товаров;
- Переработанная платформа «1С-Битрикс» с измененной логикой.
Гринсайт — интегратор Ensi и команда поддержки прошлого решения
Предпосылки
Сотрудничество Гринсайта и Розы Хутор началось еще в 2018 году — за это время проект прошел несколько комплексных этапов. Перед переходом на эволюционную архитектуру совместными усилиями была запущена обновленная версия сайта курорта на базе платформы «1С-Битрикс».
При дальнейшем развитии онлайн-ресурса потребовалось существенно изменить главную страницу. В ответ Гринсайт предложил разделить фронтенд и бэкенд «1С-Битрикс», выделив клиентскую сторону в отдельный React-сервис. Так выросли скорость работы и удобство пользователей, а внутренняя команда Розы Хутор получила опыт разработки на новом стеке. В последствии были переработаны и другие страницы сайта — это одна из возможных стратегий для постепенного перевода платформы на сервисную архитектуру.
Стратегия постепенного переезда подразумевает вынесение части бизнес-процессов в независимый сервис. Доступ к функциональности реализуется через API.
В случае Роза Хутор постепенный переход был избран, исходя из ряда условий:
- Много налаженных интеграций;
- Уникальная реализация части компонентов: например, системы управления доступом к услугам на смарт-картах посетителей;
- Ограниченные сроки перед началом нового сезона.
Бронирование отелей и управление ски-пассами
Первым шагом стала разработка инструментов бронирования отелей и управления ски-пассами.
Инструмент для бронирования отелей объединяет гостиницы курорта, актуализирует информацию по номерному фонду и дает возможность менеджеру управлять бронированием, квотами, номерами и отелями.
Инструмент управления ски-пассами и прогулочными билетами позволяет добавлять новые и редактировать имеющиеся билеты, модерировать тарифы, даты и условия.
Разработка инструмента продажи пакетных туров
Весной 2022 года появилась задача по запуску онлайн-продажи пакетных туров. Каждый тур включает бронирование отеля и вариативный комплекс услуг, соответственно, сервис должен обеспечивать управление:
- Списком отелей;
- Доступными и занятыми номерами;
- Датами заезда и выезда;
- Услугами, записываемыми на смарт-карты посетителей;
- Услугами отелей;
- Ценами;
- Квотами и прочим.
Помимо гибкой конфигурации, эти параметры необходимо и правильно друг с другом склеивать — производить перерасчет стоимости и доступности услуг в зависимости от условий каждого из туров.
Для реализации этой функциональности был создан сервис Bundle, разработанный с применением шаблона Ensi Skeleton.
⚡ Ensi Skeleton — универсальный шаблон новых сервисов Ensi, который консистентен архитектуре платформы. Он используется для быстрой разработки уникальных решений, соответствующих требованиям бизнеса.
Bundle подключен к фронтенду панели администратора через API Gateway на стороне «1С-Битрикс», что делает его Headless-решением.
⚡ Headless-приложения не имеют собственного интерфейса: бэкенд интегрируется с любой клиентской стороной, поддерживающей API. Headless доступен для всех сервисов Ensi.
Продажа пакетных туров была запущена незадолго до новогодних праздников в декабре 2022 года — наиболее прибыльный период сезона. В течение двух последующих месяцев производилась отладка.
Разработка PIM для услуг
Следующим в очереди на развитие стоял сервис управления товарным контентом — PIM.Специфика екома Розы Хутор особенно отразились на требованиях к этой системе, поскольку базовая логика оказания услуг отличается от продажи товаров ритейлерами.
Прошлая версия системы работала с двумя типами предложений:
- Услуги отелей;
- Услуги, записываемые на смарт-карты посетителей.
Однако их не было достаточно: некоторые мероприятия на территории курорта (например, концерты) не попадают ни в одну из категорий.
Для решения этой задачи в PIM были реализованы «универсальные услуги» — они включены в пакетные туры. Также был доработан интерфейс параметров карточек с услугами, в котором появились новые статусы и атрибуты.
Усиление инхаус-разработки
Роза Хутор искала способы наращивания компетенций внутренней команды разработки, и переход на новую архитектуру стал важным шагом на пути к этой цели сразу по нескольким направлениям:
- Новые возможности. Сервисная модель освобождает бизнес-процессы от ограничений монолитной платформы;
- Новые задачи. В планах появляются масштабные цели;
- Новые методы. Инхаус-специалисты перенимают новый подход к разработке;
- Новые сотрудники. В команду уже привлечены новички, поддерживающие и развивающие сервисы Ensi;
- Новый стек. Бизнесу проще найти разработчиков на PHP, Laravel и React.
Команда Гринсайта организовала дополнительное обучение разработчиков, проводила Code Review, а также онбординг специалистов.
Команда
С октября 2021 года в разработке участвовали:
Гринсайт
- Аккаунт-директор;
- Руководитель проекта;
- Архитектор;
- UX-проектировщики;
- Системные и бизнес-аналитики;
- Фронтенд- и бэкенд-разработчики;
- DevOps;
- Тестировщики.
Роза Хутор
- Руководитель проекта;
- Системные и бизнес-аналитики;
- Фронтенд- и бэкенд-разработчики;
- DevOps;
- Тестировщики.
Результаты
К декабрю 2023 года Роза Хутор обновила сайт, запустила несколько уникальных инструментов, предложив клиентам удобные возможности приобретения услуг курорта.
Не менее важное достижение — это первые несколько шагов к изменению подхода развития собственного ИТ. Помимо инструментов насыщения функциональности, переход на эволюционную архитектуру способствует углублению компетенций в ИТ, формированию технологической независимости и фокусировке на совершенствовании бизнес-процессов. Кроме того, Роза Хутор наглядно показывает, что ограничения и нетипичность используемого решения не становятся критическими причинами сохранения устаревшей платформы.