100 главных трендов 2024 для российского бизнеса. Часть 1
Аналитический центр НАФИ подготовил глобальный отчет с мировыми трендами и отдельно выделил 100 трендов для российского бизнеса. Я обработала этот отчет и выделила наиболее значимые тренды, а также сделала выводы о том, как можно применить эти тренды в на нашем рынке.
МЕГАТРЕНДЫ
Мы пережили и продолжаем переживать глобальные мировые изменения и, конечно же, они сказываются на нашей жизни. Онлайн-обучение и удаленная работа позволили менять место жительства и больше не быть привязанным к одному месту. Технологии стремительно меняют нашу жизнь, подходы к бизнесу и коммуникации, но вместе с этим они сделали многие процессы обезличенными, утратили эмпатию. Людям, сначала вдохновленным технологичностью, стало не хватать "человеческого лица" бренда или компании. Также заметен тренд на ностальгию - человечество вспоминает прошлые спокойные времена, переосмысливает свои ценности и цели, ищет комфорт.
Единственное, что в современном мире постоянно — это перемены.
Одним из важных мегатрендов, который будут сопровождать нас еще долгое время, является сужение горизонта планирования. Стабильность, с которой раньше можно было планировать свою жизнь, карьеру и отпуск на годы вперед, теперь осталась в прошлом.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Трансформация становится обыденностью.
Управление переменами превращается в один из ключевых навыков бизнес-лидера. Он предполагает способность создать гибкое и адаптивное окружение, сохраняющее эффективность в перманентно меняющихся условиях, умение работать с информацией и делать на ее основе реалистичные прогнозы, проходить постоянное обучение и переквалификацию.
Дефицит кадров.
Большинство российских компаний заявляют о нехватке сотрудников. Тенденция усугубляется тем, что многие представители сегмента МСБ в конце прошлого года взяли курс на расширение штата.
Растет представленность женщин-предпринимателей в быстро развивающихся сегментах, таких как e-commerce. Согласно статистике ведущих маркетплейсов, доля владелиц бизнеса в онлайн-торговле стремительно увеличивается.
Тренд на импортозамещение все еще актуален.
Существует высокий запрос от населения на появление сильных отечественных брендов, которые восполнят недостаток по целому ряду категорий, начиная с товаров повседневного спроса, заканчивая высокотехнологичной продукцией.
Растет интерес российской молодежи к предпринимательству растет.
12% потенциальных предпринимателей среди молодёжи хотели бы открыть высокотехнологичный бизнес.
Последствием бума технологических стартапов в 2010-х гг. стало их банкротство, вымирание и создание на бирже пузыря из акций компаний, которые фактически уже не развиваются. По прогнозам 2024 год завершит процесс этой «чистки».
ТЕХНОЛОГИИ
Понятно, что повсеместное внедрение ИИ является главным трендом настоящего и будущего. Но важно понимать, как и где необходимо внедрять ИИ, чтобы получить максимальную пользу для общества и бизнеса.
Из важных мировых трендов можно выделить активную покупку и продажу данных для обучения ИИ, рост значения кибербезопасности и затрат на ее обеспечение.
Также с развитием новых технологий появляются и новые нормы поведения, морали и этики. Все большее уподобление ИИ человеческому разуму открывает возможности для «гуманизации» роботов и создания «улучшенного» человека; процессы вытеснения людей из различных профессиональных сфер повышают уровень тревожности.
Среди локальных трендов тоже выделяют широкое внедрение ИИ в различные сферы жизни, распространение open source и low-code, которые позволят компаниям разрабатывать собственные пользовательские приложения без погружения в сложные процессы программирования.
Заметен высокий рост интереса к цифровому обучению. По данным НАФИ, две трети россиян хотят повышать уровень собственной цифровой грамотности. 61% получают удовольствие, когда удается опробовать новые технологии.
Гейминг и геймдев уже давно стали желанной сферой работы, а теперь, с развитием ИИ, эта популярность повысилась. Каждый четвертый молодой россиянин (14–35 лет) хотел бы работать в геймдеве.
Также среди заметных трендов можно выделить нехватку IT-специалистов. Речь идет не только о квалифицированных разработчиках и тестировщиках, но и об управленческом персонале. Также нарастают усталость и информационная перегрузка. Постоянная необходимость осваивать новые цифровые инструменты, опасение быть замененным ИИ на рабочем месте, обилие информации в сети приводят к выгоранию и заставляют россиян стремиться к замедлению ритма жизни.
Одним из важных сигналов, который уже перерос в тренд, является то, что интернет перестает быть безграничным, а контент - бесплатным. Казалось бы, с развитием технологий, границы должны стираться, но сейчас все чаще сайты активно блокируют пользователей из ряда стран. Все большее количество компаний и медиаресурсов предоставляет доступ к полному контенту только при условии оформления платной подписки.
Куда двигаться бизнесу?
- Вкладываться в кибербезопасность. Помогать клиентам оставаться в «безопасной зоне», выпуская соответствующие мини-гайды и используя умных помощников на основе ИИ, которые бы облегчали навигацию по сайту/в приложении и одновременно давали короткие советы по защите от киберугроз.
- Интегрировать ИИ в пользовательские приложения, на сайты. Те, кто не сделает этого, рискуют остаться «за бортом». В частности, наличие умного ассистента на сайте/в приложении скоро будет восприниматься как неотъемлемая часть клиентского сервиса.
- Регулярно обучать сотрудников работе с цифровыми технологиями.
- Поддерживать интерес целевых аудиторий, давая им возможность бесплатно опробовать новые технологичные продукты.
- Использовать открытые коды и Low-code платформы там, где это возможно, но придавать своим продуктам уникальные черты.
- Делать ставку на сохранение «человечности» в коммуникации с клиентами, разрабатывать оригинальные программы лояльности, создавать коммьюнити вокруг бренда.
- Делать более доступным обучение и использование технологий для людей старшего поколения. Таким образом сокращать межпоколенческий разрыв в контексте использования технологий.
В отчете показаны тренды из разных сфер: предпринимательство, технологии, здоровье, образование, семья, потребительское поведение. В этой статье я разобрала первую часть трендов, которые прослеживаются в бизнесе и технологиях.
Полный отчет можно скачать у меня на канале.
ОЧЕНЬ КРУТО!
Комментарий недоступен
Рада, что вас заинтересовало. Скоро поделюсь второй частью 😉