Снижение текучести кадров в IT: подробный гайд
Как удержать тех, кого легко потерять.
Причины текучести кадров
Доказано, что текучесть кадров может снизить норму прибыли в четыре раза, а последствия ухода сотрудников преследуют компанию в среднем еще два года — пока новые работники не освоят свой функционал полностью.
Последствия частых увольнений очевидны: снижение производительности труда, дополнительные расходы на поиск новых работников, слабая коммуникация в коллективе (если текучесть высокая, его и вовсе фактически нет), отсутствие пространства для развития бизнеса — ведь нет опытных членов команды, на которых оно бы держалось.
Можно выделить пять наиболее распространенных причин регулярного ухода персонала из компании.
- Скучные и однообразные задачи
Для многих работа является не только источником заработка, но и способом узнать новое и достичь новых высот. Ничто не убивает стремление к развитию так, как однообразие рабочего процесса и решение рутинных задач.
- Низкая заработная плата
Даже если в вашей компании перед сотрудниками стоят интересные задачи, грамотные спецы могут согласиться на оффер от конкурентов. Причина банальна — им могут заплатить больше. Для IT-сектора это особенно актуально: зарплаты специалистов стабильно растут, особенно с учетом конкуренции за узкоспециализированных профессионалов.
- Слабая корпоративная культура
Отсутствие онбординга, отказ от общих мероприятий, требование постоянного нахождения в офисе — верный путь к текучести кадров. Если сотрудники чувствуют, что работодатель рассматривает их лишь как инструмент для зарабатывания денег, вероятность увольнения кратно повышается.
- Переработки
Еще один способ снизить мотивацию сотрудников к работе на вас — не уделять внимания грамотному распределению задач. К сожалению, в компаниях по-прежнему распространены ситуации, когда одна часть персонала вынуждена закрывать дедлайны до глубокой ночи, а другая фактически занята лишь на 2-3 часа в день.
- Некомпетентные руководители и/или «токсичные» коллеги
Зачастую тим-лиды и менеджмент отказываются учитывать интересы сотрудников, не собирают обратную связь и не умеют мотивировать. Все это выливается в смену места работы специалистом, который мог бы принести компании дополнительную ценность. К аналогичному итогу ведут сплетни и распространение слухов в коллективе, отсутствие взаимовыручки и буллинг.
Как рассчитать процент текучести кадров
Как правило, главным индикатором возможного повышения степени текучести кадров является постоянно снижающаяся продуктивность сотрудников. Если вовремя заметить эту тенденцию, разобраться в причинах и принять меры, ухода специалистов можно избежать.
Полезно также ввести график регулярного подсчета текучести кадров, например, раз в квартал. Формула для определения процента проста: (количество уволившихся за период сотрудников) / (среднее за период количество сотрудников компании) * 100%. Считается, что нормальный процент текучести кадров в IT-секторе составляет 8-10% в год.
Если в вашей компании этот показатель выше или вы зафиксировали его рост — самое время углубляться в анализ причин.
Как бороться с уходом специалистов
Ниже представлены самые действенные методы — на каком из них сделать упор можно определить, тщательно проанализировав причины текучести кадров. А если следовать этим принципам всегда, с проблемой и вовсе можно не столкнуться.
- Проводите exit interview.
Чаще всего оно реализуется в виде заполнения уволившимся сотрудником опросного листа, в котором уточняются причины ухода, а также содержится просьба описать сильные и слабые стороны работы руководителя, особенности коммуникации с командой, оценить стоявшие перед работником задачи.
- Работайте над корпоративной культурой.
В компании должны быть традиции — поздравления с днем рождения от руководства, совместные праздники и корпоративы. И обязательно прорабатывайте обратную связь руководства и подчиненных, чтобы менеджмент не отрывался от коллектива.
- Детально продумайте онбординг для новичков.
У каждого нового сотрудника должен быть ментор, а руководству компании следует собирать обратную связь о его адаптации на рабочем месте. Более подробно о внедрении онбординга мы уже писали.
- Занимайтесь профессиональным развитием своих сотрудников.
Если специалист стремится к росту, компания от этого только выигрывает, так что имеет смысл оплачивать участие работников в воркшопах, конференциях и прохождении образовательных курсов.
- Платите в рынке (это как минимум).
Материальную мотивацию никто не отменял. Следите за изменениями заработной платы для профессионалов в вашем сегменте, своевременно пересматривайте систему премирования и признавайте заслуги работников бонусами.
Мы IT Рекрутинговое агентство IT ATLAS применяем более 37 инструментов для сорсинга кандидатов и успешно подбираем IT-cпециалистов уже больше десяти лет.
Опросный лист никогда вам не покажет результат, уволенные сотрудники не пишут правду.
думаю, наоборот, им скрывать нечего
но надо лично опросить
а "лист" я бы тоже не стал заполнять
Это точно, представил как сотрудник, которому уже пох и возможно обижен, расписывает плюсы и минусы своего экс-работодателя)
Когда зарплаты начнут расти, уже 3 года верхняя граница зарплатой вилки замерла на месте
Добрый день! Работодатель за эти три года не предоставил никакой информации о сроках повышения зарплаты сотрудников?
Учитывая происходящее за последние 2 года — я удивлён что в российском IT зарплаты всё ещё сильно выше других профессий в стране. Но дальше скорее всего будет 70-90 тыщ как и везде (в деньгах 2024 года).
За то, что написали "текучесть", а не "текучка" кадров - отдельное вам спасибо! :-)