Исследование: аудитория, рейтинги подкастов и подкастеров
Следить за рынком подкастов становится интересно. Медуза продолжает развивать это направление и предлагает новые темы и форматы. Яндекс.Музыка создает подкасты самостоятельно и делает коллаборации. В подкасты приходят за рекламой такие компании, как Альфа Банк, Банк Точка, Новартис, Simple Wine.
Мы в Tiburon Research провели исследование про аудиторию подкастов, чтобы помочь рекламодателям и создателям подкастов узнать своих слушателей лучше.
Замерили размер аудитории, составили рейтинги подкастов и подкастеров, выявили гендерные различия, узнали почему не все, кто знает про формат подкастов, их слушают.
Методология
Онлайн-опрос мужчин и женщин в возрасте от 16 до 55 лет в городах России с населением более 100 тысяч человек. Выборка — 500 интервью. Из них 300 респондентов слушают подкасты раз в месяц и чаще. 200 респондентов знают формат подкастов, но слушают реже раза в месяц или совсем не слушают их. Выборка респондентов повторяет структуру населения страны по полу, возрасту и географии.
Аудитория подкастов
Каждый четвертый пользователь интернета в России слушает подкасты раз в месяц и чаще. В Москве эта доля выше, чем в регионах — 42% против 23-27%. По полу аудитория немного смещена в сторону мужчин. По возрасту преимущественно это молодежь и представители среднего возраста, до 44 лет. После 45 лет аудитория подкастов снижается. Подкасты слушают в основном люди со средним доходом и выше среднего.
26% — размер месячной аудитории подкастов среди пользователей интернета
Слушатели подкастов в большей степени, чем те, кто не слушает, интересуются новостями. Они получают новости на РБК, Meduza, Коммерсант, Afisha.Daily, The Village. Также эти люди любят слушать радио и проводить время в социальных сетях. Перечисленные каналы можно использовать для рекламы подкастов.
Две трети слушателей слушают единовременно только один подкаст. 23% аудитории слушают два-три подкаста. 14% слушают четыре подкаста и более. В среднем на одного человека приходится полтора подкаста, в которых прослушаны каждый или почти каждый выпуск.
Женщины больше, чем мужчины, интересуются подкастами о психологии, кино и сериалах, о литературе, новостными передачами. Мужчинам тоже интересны юмористические подкасты, подкасты про кино, новостные. Им в большей степени, чем женщинам, интересны подкасты про политику и экономику, IT и компьютерные технологии.
Подкасты с явно выраженной женской аудиторией: «Книжный базар», «Чтение», «Как жить», «Полка», «Собака съела дневник», «Сперва роди». Ниша «мужских» подкастов пока что свободна.
Подкасты и подкастеры
Спонтанно люди называют подкасты Яндекса и Кинопоиска, Медузы и Маяка, Лекториум, Лекции Арзамас. На эту запоминаемость может влиять то, что люди знают бренды, представляющие подкасты. Если задавать вопрос, подсказав список популярных подкастов, рейтинг будет отличаться.
Самая большая аудитория у «подкаста Лайфхакера». 28% регулярных слушателей подкастов хотя бы время от времени слушают его сейчас, или слушали ранее. Далее в рейтинге музыкальные подкасты «Radio Record» и «ЕвроХит Топ40». Немного уступают подкасты «Слушай, Алиса!» и «Игры разума».
Cписок достаточно сильно отличается от того, что принято считать выдающимися или успешными подкастами внутри комьюнити — что, наверное, что-то говорит и об узости внутреннего взгляда, и об искажениях, связанных с продвижением контента внутри конкретных платформ.
Люди узнают о новых подкастах преимущественно из статей в интернете. На втором месте — советы знакомых. На третьем месте рекомендации от незнакомых людей в интернете, из приложения для подкастов и из других подкастов.
При выборе подкаста большинство людей ориентируется на тему выпуска, около половины слушателей надеются найти в подкасте что-то полезное для работы или учёбы. 40% прислушивается к советам знакомых, столько же могут заинтересоваться названием подкаста или интересным гостем.
Чтобы узнать о выходе нового эпизода подкаста, половина пользователей обновляет привычное приложение для просушивания, примерно столько же людей смотрят социальные сети проекта. Уведомления из приложения получают 37% слушателей, причём так чаще ориентируются мужчины.
Респонденты называют имена подкастеров с трудом. Сейчас нет явных лидеров, имена которых ассоциировались бы с подкастами.
Часть аудитории готова поддержать подкаст деньгами. 14% слушателей сказали, что они уже переводили деньги в пользу подкаста. Люди помогали любимым ведущим, поддерживали выпуск новых эпизодов, просто благодарили за полученную пользу и удовольствие.
Ситуации прослушивания
Люди чаще всего слушают подкасты в дороге — когда идут на работу или учебу, или когда просто гуляют. Подкасты сопровождают дела по дому у 59% женской аудитории. Также люди часто слушают подкасты, когда занимаются хобби. Треть мужской аудитории слушает подкасты во время работы. Оптимальная длина подкаста по мнению аудитории — 24 мин.
Люди слушают подкасты на смартфонах, планшетах, на компьютерах, через умную колонку и на smart-TV. 70% аудитории слушает подкасты на смартфонах Android. Они используют приложения Яндекс.Музыка, Google Podcasts, Spotify. На смартфоны Apple приходится 18% слушателей. Они преимущественно используют приложения Apple Подкасты, Яндекс.Музыка и Google Podcasts.
Почему не слушают подкасты
У аудитории подкастов есть потенциал для роста. Это 1) люди, которые знают про существование подкастов, но не слушали их, или слушают реже раза в месяц; 2) люди, которые не знают про подкасты; 3) люди в возрасте более 55 лет.
Популярные барьеры к подкастам — нет времени их слушать, неудобно воспринимать информацию на слух и нет интересных для слушателей тем. Менее популярные причины — трудно выбрать подкаст для прослушивания и непонятно каким образом слушать подкасты.
Я четкой оценки дать не могу, но ваше (ваше же, я правильно понимаю?) исследование трещит по швам. Взять хотя бы график "20 подкастов с самой большой аудиторией". Ваша экстраполяция сильно отличается от реальности. Достаточно запросить хотя бы цифры Лайфхакера и понять, что их слушают далеко не 0.26*0.28=7,28% (что ~6.7млн человек), а ваши оценки расходятся на пару порядков(!!!)
Из чего напрашивается вывод не тот, который вы в статье приводите, что "внутри индустрии узкий взгляд и это у всех подкастеров просто искаженное видение", а что исследование очень поверхностное, зато с громкими выводами
¯\_(ツ)_/¯
Ну или, если вам еще нужно подтверждение, в исследовании говорится, что 13% слушают подкасты через Spotify. А теперь просто остановитесь и подумайте. По этим данным получается, что примерно 3.25% рунета (т.е. если очень грубо ~3.5млн человек) активно пользуется сервисом, который даже официально не запущен в России? И Spofity на равных соперничает с какой-нибудь Яндекс.Музыкой и даже ее превосходит (тут оценка аудитории ЯМузыки в 3млн: https://vc.ru/media/96460-chislo-podpischikov-yandeks-muzyki-vyroslo-v-tri-raza-za-poltora-goda-i-dostiglo-3-mln)
Так может быть исследование все же в себе кучу систематических ошибок и необоснованных экстраполяций содержит? Хотя нет, бред какой-то, не может такого быть.
Я не очень понял с какими другими данными вы сравнили аудиторию подкаста Лайфхакера.
Цифры выглядят, мягко говоря, не слишком реалистичными. Изнутри индустрии как минимум выглядит именно так.
"Каждый четвертый" совсем не стыкуется с реальностью
А как выглядит изнутри индустрии, и на чем вы основываете свою оценку?
Есть отчет альтернативный посмотреть? Хочу разобраться.
почитал прикидки выше... часть не очень справедливые. Да, в пересчете на людей: да 93млн рунет, но!!!
в городах 100тыс.+ живет 76млн, в возрасте 18-55 42млн (предположим все они в интернете, мы ж прогрессивная страна).... по исследованию 26% что-то слушали последний раз = 10млн грубо. С учетом стат погрешности исследования это может быть от 6 до 14. По твоим оценкам какой размер аудитории месячной?
... ну типа 1млн. Правда это скорее мнение эксперта, чем данные.. очень допускаю, что от продуктовых данных отталкивались. Правда и тут нет ясности, это вообще или за какой-то период...https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2019/10/02/812657-mediakompanii-zarabativayut-na-podkastah
Еще вопрос тут конечно, а что люди сами считают подкастом. Весьма вероятно, что пользователи понимают под подкастом не то, что индустрия. Да я и сам видел, как люди выкладывают просто ролики в ютуб и называют это подкастом.... короче тут возможно есть нестыковка понимания самого термина podcast в головах людей из индустрии и обычных пользователей. С другой стороны, кто-то даже и не догадывается, что слушает "подкаст" :)
С лайфхакером, типа 28% слушали когда либо среди тех, кто слушал "подкасты" за последний месяц. 3 мл чел. (когда-либо!!!). И тут еще важный момент... это же то, что у человека в голове, считай рейтинг знания... очень примерный, то, что вспомнили..
Похоже текущие оценки рынка в индустрии реально основываются на пользователях + скачиваниях + прослушиваниях. Тот же лайфхакер можно слушать не скачивая, без регистрации... это учитывается? или учитывается совместное прослушивание, когда учетка одна, а слушает несколько человек? Я склоняюсь к выводу, что сама аудитория "подкастов" кратно выше 1 млн человек.
Если поделишься прям конкретикой и другими оценками, будет здорово и полезно всем.
Тут еще подметили, что на андроиде не существует приложения Apple Подкасты, а на iOS нельзя слушать подкасты через Google Подкасты. А в ваших данных таких людей 9% и 35% (!) соответственно.
Сами то хоть думаете, какие данные выкладваете? Может там фактчекингом можно заняться при составлении вариантов ответов? Говорят, такое можно делать, иногда даже полезно.
-
PS Высказанная вами гипотеза, что 35% владельцев iOS держат дополнительное Android-устроцство для прослушивания на нем подкастов через Google Podcasts, просто до слез смехотворно. Думаю, вы и сами это прекрасно понимаете.