Масс-маркетинг или VIP-маркетинг. Что за новости?

Масс-маркетинг или VIP-маркетинг. Что за новости?

В прошлой статье мы говорили про ура-маркетинг, то есть ту деятельность, которая с точки зрения профессионала даже маркетингом не является.

Сегодня я предлагаю различить два уровня маркетинга: масс-маркетинг и вип-маркетинг.

Масс-маркетинг или VIP-маркетинг. Что за новости?

Кому и когда нужен масс-маркетинг?

Этот термин легко понять по аналогии с товарами масс-маркета, то есть теми, у которых максимально широкая и размытая целевая аудитория. В этом случае применяются такие же максимально широкие (=унифицированные) методы маркетинга.

Также и масс-маркетинг – он нужен огромному количеству бизнесов для решения простых базовых ежедневных задач. Какие это задачи? Это ведение соц. сетей, простые рекламные материалы (тексты и простые макеты, которые сейчас уже делает ИИ), сайты и прочее. Можно в целом объединить это как "сопутствующие виды маркетинга".

Обычно для решения таких несложных задач привлекаются смм-щики и дизайнеры. Часто основной критерий при выборе – "недорого".

Какой один критерий можно применить, чтобы эти специалисты действительно начали выдавать вам результат в виде вашего заработка – об этом смотрите подробно в предыдущей статье.

Масс-маркетинг или VIP-маркетинг. Что за новости?

Здесь я обещала раскрыть другую сторону – что делать, когда бизнесу нужно решить более сложные задачи? Ответ: привлекать специалиста более высокого класса. Я без тени смущения могу назвать таких специалистов VIP-маркетологами.

Какие это «более сложные» задачи?

Это уже уровень:

1) позиционирования

Многим предпринимателям кажется, что они и сами хорошо справляются с лого, брендингом и позиционированием, не являясь маркетологами. И это может быть так! Только будьте осторожны, так как это очень похоже на самолечение: мы хорошо справляемся сами, пока не сильно болит. То есть пока бизнес у вас небольшой - такие не совсем профессиональные решения нормально работают.

Но если/когда дела пойдут хорошо, то рано или поздно придётся это исправлять. Вопрос только в том, в какой момент вы это увидите.

И кстати развею миф, что позиционирование нужно прям отличное с самого начала. Нет, это не обязательно. Чаще всего такой возможности нет, и предприниматель прекрасно выезжает на своём чутье. Просто с определённого масштаба - чутья становится недостаточно. И точно также как приходится привлекать хорошего финансиста, бухгалтера, хорошего юриста, хороших сейлзов – также возникает потребность в хорошем маркетинге. А в самом начале (условно, пока продажи до 10 млн. в месяц) – это совершенно не обязательно.

2) стратегия маркетинга на год и более

Эта потребность также возникает с эффектом масштаба. Обычно владелец начинает ощущать нехватку стратегии примерно с оборота 10 млн. в месяц. Эту цифру я не взяла с потолка. Я заметила, что примерно с оборота 100-120 млн в год – компании начинают осознанно искать хороший маркетинг. И в силу неопытности часто обжигаются на первых порах. Вот для улучшения общего понимания, что такое хороший маркетинг, и написана эта статья))

Да, хороший маркетинг стал такой редкостью, что его по праву можно назвать VIP маркетингом. Со временем должна будет появиться прослойка средний уровень + высокий уровень, но пока я вижу или плохо или хорошо. Серединка ещё не образовалась. Всему своё время.

3) стратегия портфеля продуктов

С ростом оборота владелец бизнеса начинает видеть, что хаотичное ведение портфеля продуктов/услуг больше не помогает, и даже начинает мешать, становится анти-эффективным, вплоть до прямых убытков. Это также происходит примерно после оборота 100 млн в год. И также требует довольно грамотного специалиста, т.к. малограмотный ничего хорошего вам не сделает.

4) бюджет на продвижение более 5-10 млн рублей

Эта цифра для маркетинга на самом деле очень небольшая. Но она уже становится непростой с точки зрения эффективности.

До 4-5 млн рублей вам в целом подходит масс-маркетинг специалист, который вас просто размещает, где умеет. И это «как-то» работает.

Но профессионалы знают, что потратить большой бюджет на маркетинг (например, от 100, от 300 млн рублей) само по себе сложно, а сделать это эффективно, отчитаться потом за конкретный результат в виде прибыли компании – вот что делает именно ВИП маркетинг.

Вы ведь не готовы «выбросить» свои кровные 5 млн рублей? Вот и не нужно))

Масс-маркетинг или VIP-маркетинг. Что за новости?

Я предполагаю, что теперь вам будет намного легче увидеть тот момент, когда пора искать действительно качественного маркетолога. Я со своей стороны могу вам предложить 2 критерия, которые с вероятностью 99% определят такого специалиста.

Проблема в том, что таких спецов банально мало. Что делать?

Вам в любом случае полезно знать эти критерии. И даже если у человека есть 1 из 2 пунктов – он уже неплох! Плюс я дам дополнительный «проверочный» критерий для таких случаев.

Итак, как с вероятность 99% определить высокий уровень специалиста по маркетингу?

Нужно учесть всего две вещи: образование и опыт.

А теперь давайте разбираться!

Масс-маркетинг или VIP-маркетинг. Что за новости?

Когда вы выбираете врача или юриста или другого специалиста, где «цена ошибки» для вас высока – вы в понимаете, что у врача должно быть высшее образование по специальности. И у юриста тоже.

То же самое с другими. Как можно довериться пилоту, который по образованию водитель автомобиля? Захотите ли вы обратиться к инженеру, который по образованию экономист?

Поэтому образование никто и никогда не "отменит" и ничем не заменит ))

P.S: курсы - это НЕ образование! Это доп.образование, но не больше. Вы согласитесь на операцию у хирурга, который прошёл онлайн курсы? Вот то-то и оно..

Масс-маркетинг или VIP-маркетинг. Что за новости?

И второе, на что вы точно обратите внимание: а где этот человек работал и работает?

Очевидно, что специалист высокого и очень высокого уровня будет работать только в топ компаниях (топ клиниках, топ юр.фирмах и т.д.).

Это не всегда будет служить гарантией. НО если хирург работает терапевтом в поликлинике (это ведь тоже «врач») – вы вряд ли захотите к нему на операцию или на учёбу, правда? А если юрист дома на удалёнке помогает людям заполнять заявления для налоговой, то вы вряд ли доверите ему оформление своей миллионной сделки?

Да, опыт из пустоты не возьмёшь ;) поэтому это такой точный критерий.

Кстати, а опыт – это сколько? Скажу вам так: если человек из реально топ мировой компании, то уже через 3 года он будет круче большинства других. Да, в 27-28 лет, они реально круче тех, кто "подучился" маркетингу на курсах и что-то делает хоть 10 лет!

Там реально круто растят спецов. Растят-то для себя))

Безусловно опыт 5-7 лет в топ компании уже превосходный. Больше – лучше)

Да, люди и из топ компаний будут разные. Поэтому в идеале нужно, чтобы сошлись два критерия. Но если нет – ниже будет дополнительный «проверочный» вам в помощь.

Я думаю, что вам уже стало понятно, почему именно два критерия - образование и опыт - помогают с высокой точностью найти крутого специалиста. Но не гарантируют.

Однако без них высокий уровень к сожалению не достижим ни при каких других условиях. Ведь это просто невозможно, что хирург или стоматолог или косметолог выучится сам или на онлайн курсах. Это просто невозможно! И это всем понятно.

А работа в топ компаниях продолжает растить специалиста постоянно. Без сложных проектов на высшем уровне, без крутых кейсов, крутого окружения, нормальных бюджетов – также невозможно формирование высокой квалификации.

Да, есть ещё один момент, который не менее важен. Он тоже относится к опыту: какие результаты у этого специалиста. Но как вы могли заметить в современном мире у всех есть «результаты». При этом их невозможно проверить. И мы уже знаем, как часто люди стали просто приписывать себе подобные «факты».

Именно поэтому образование и опыт работы в лучших компаниях – являются своего рода проявителями квалификации.

А вот без них настоящими специалистами становятся единицы. И это скорее не маркетологи, а люди с предпринимательской жилкой, которых "занесло" в маркетинг. Но об этом в другой раз))

Масс-маркетинг или VIP-маркетинг. Что за новости?

Что делать, если у выбранного вами маркетолога только один из этих пунктов? Во-первых порадоваться! Это уже неплохо! Скорее всего этот человек будет вам полезен намного больше, чем другие кандидаты.

Для полной уверенности поговорите с ним на тему того, как он видит результаты своей работы. На этом месте «сыпятся» абсолютно все НЕ-профи.

Если в ответ вы слышите что-то про бренд, продукты, клиентов и прочие «атрибуты» - это плохо. Кандидат в ваши маркетологи должен хотя бы упомянуть про деньги, а точнее про ваш дополнительный доход от его деятельности.

Если человек не ответил сам про прибыль – попробуйте спросить уже прицельно. И если даже в этом случае он «поплыл» - а вы это сразу увидите - то ничего хорошего он вам не принесёт. Если интересно разобраться в этом критерии – посмотрите подробнее в статье ура-маркетинг.

Масс-маркетинг или VIP-маркетинг. Что за новости?

Резюме, когда уже пора заводить VIP-маркетолога:

шаг 1. Увидеть момент, когда такой специалист становится необходим.

шаг 2. Найти действительно грамотного спеца, два критерия и проверочный вам в помощь)

А что делать если не получается найти такого сотрудника на постоянку? Поскольку таких профи реально мало.

>> Я могу вам предложить такую связку: берёте лучшего из имеющихся кандидатов и подключаете хорошего ментора/консультанта по маркетингу. С точки зрения финансов это будет "то на то". Вы можете взять более молодого, но адекватного и энергичного специалиста, которому пообещаете развитие под руководством опытного ментора. А объем поддержки ментора легко регулировать по вашим потребностям. Так что это очень неплохой вариант.

Я надеюсь, что эта статья будет для вас максимально практичной, полезной и в конечном счёте выгодной для бизнеса!

Я буду очень этому рада. Удачи и успехов вам!

Далее я обещала рассказать, что такое маркетинговая услуга в целом или как перестать платить за ура-маркетинг ))

До встречи, с любовью к маркетингу,

Дарья

Если вам удобнее в телеграм - приглашаю на канал ))

7 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

)))))) ну да, не на один вечер.. И он прямо скажу не вау как интересно читается... Я использую как coffee book. Сейчас у меня электронная книга, которую я читаю за кофе. Правда как открою... так забуду и про кофе и про время )))
А вам точно нужно так глубоко? Я как профи читаю, мне такое интересно. А человеку не из маркетинга я бы не стала советовать 6 книг Котлера. Это ж жуть))

1
Ответить

Александр, ещё раз благодарю вас за тему с книгами. Я бы хотела взять паузу и проработать этот вопрос))) Можно я у вас уточню: что бы вам было интересно/полезно? И если вас не смутит: чем вы занимаетесь (бизнес или какая-то определённая сфера)?
Хорошего вам понедельника))

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Александр, благодарю за ваше мнение. Мне жаль, что вам не понравилось. У меня нет задачи никого убедить. Я лишь передаю свой опыт. Если он вам не подходит, то удачи вам с другими авторами)

1
Ответить