Стоп-лист: табу в переговорах для менеджера по продажам
Мой стаж в продажах — 15 лет. Последние 6 лет — я один из основателей и генеральный директор платежного сервиса CloudPayments. И все это время полностью курирую блок продаж в компании.
И продажи — это не только финансово выгодно, но и критически важно для завоевания рынка и дальнейшего масштабирования компании, а также ещё и интеллектуально стимулирует.
Я видел и проживал на практике, как меняются подходы по технике продаж: это и метод SPIN, и метод концептуальных или челлендж-продаж. Да и все первое десятилетие 21 века стало золотым временем для инфобизнесменов, большинство из которых прозвали инфоцыганами, так как они умело впаривали сказки про продажи и маркетинг все из тех же бестселлеров американских гуру-писателей и бизнес-тренеров.
Меняются рынок, покупатели, бизнес, поэтому и техники продаж трансформируются. При этом, на мой взгляд, есть табу в переговорах на рынке b2b, которые не подвластны времени. И менеджеры по продажам должны их знать.
Представляться менеджером по продажам
Многие специалисты пишут и говорят, что холодные звонки уйдут в прошлое. Я же считаю, что холодные звонки остаются важной составляющей продаж. И они точно ещё долго будут актуальными, особенно на рынке b2b.
В 80% случаев при первом холодном звонке менеджер натыкается на секретаря. И тут он не должен представляться менеджером по продажам или говорить, что он что-то продает.
Это сразу воспринимается в штыки, и его моментально направляют на общую почту. У секретарей как ни у кого другого срабатывает триггер на слова и конструкции вроде «я хочу предложить», «продать», «добрый день, меня зовут Максим, я менеджер по продажам ...».
Для себя я сделал вывод, что я и мои менеджеры не будут продавать. В нашей компании продукт презентуют, и уже сами ЛПР принимают решение пользоваться ли нашим продуктом.
Поэтому у нас менеджеры по продажам — это руководители проектов, руководители по развитию бизнеса. Представьтесь так секретарю, и в большинстве случаев вас соединят с конечным адресатом.
Да и возражение секретаря с такой позиции обрабатывается легче. Вы заставите его задуматься, если произнесете фразу: «Вы точно принимаете решение, что Федор Петрович не должен услышать руководителя проекта?»
И вообще цель холодного звонка — не продажа. За пять минут никогда не расскажешь всех прелестей продукта. Поэтому конверсия продаж от первичного холодного контакта до подписания контракта в 30–40%, как в нашей компании, — это высокий результат.
Говорить, как робот
Если верить исследованиям, 40% людей при первом общении по телефону обращают внимание на тон и интонацию звонящего.
Например, сразу слышен скрипт — это всегда четкая, размеренная и абсолютно безучастная речь. Когда разговор живой и заинтересованный, он интонационно другой.
Чтобы менеджер по продажам был не похож на робота, ему важно общаться живо. А ещё ему просто необходимо быть влюбленным в свою компанию и продукт.
Также люди хорошо реагируют на зеркалирование, поэтому можно попытаться соответствовать их тону голоса и речевым моделям. Но главное все же не пытаться что-то доказать в разговоре, а слушать собеседника и презентовать продукт.
Врать
Некоторые специалисты и книги по продажам рекомендуют заходы в стиле «соедините с Федором Петровичем, мы знакомы...». Но такая ложь выясняется сразу при разговоре с самим Федором Петровичем.
Также не стоит представляться сотрудником другой компании, представителем ФСБ. Такая ложь может сыграть злую шутку не только с самим менеджером, но и негативно сказаться на имидже самой компании.
Так, в этом году я лично столкнулся с таким случаем. Впервые за всю историю компании сразу несколько сейлзов представлялись сотрудниками коллег по цеху, с целью узнать контакты ЛПР. Я принес публичные извинения коллегам, а сотрудники были уволены.
Иногда менеджер в пылу переговоров может пообещать внедрить какую-то техническую фичу предполагаемому партнеру (всех клиентов мы в компании называем партнерами). Но если сейлз предварительно не уточнил о данной разработке у технарей, это тоже ложь. Если дополнительные разработки отсутствуют или находятся в стадии разработки — так и скажите.
В продажах должна быть искренность и честность.
Звонить невовремя
Существует оптимальное время для холодного звонка — с 11:00 до 13:00. Это время у людей самое продуктивное, и они готовы получать новую информацию. А с 14:00 до 17:00 обычно у людей самая большая загрузка, и звонки их будут только раздражать.
Говорить по скрипту
Скрипты начали писать и внедрять ещё в 70-х годах прошлого века в США, когда стало понятно, что по телефону можно продавать. Но сейчас мы живем в другой парадигме — пользователи и владельцы бизнеса — все очень устали от того, что им что-то продают.
Каждый второй звонящий, если он не высвечивается знакомым именем на дисплее, — пытается что-то продать. И часто это именно скрипты. Поэтому их использование — нежелательно.
Табу — использование шаблонов и скриптов для общения с различными людьми после первого знакомства. Например, общение с генеральным директором крупной компании и частным предпринимателем должно строиться совершенно по-разному.
Разговор должен быть индивидуальным. Необходимо управлять переговорами, а скрипт не позволяет быть мобильным и пластичным.
Если речь идет о крупных колл-центрах, индивидуальный подход может и не применяться. Но я бы разделял работу колл-центра и менеджеров по продажам. Колл-центры больше нацелены на сбор статистической информации. Например, собрать общие данные по абонентам по поводу кредитования или узнать, пользуются ли люди химчисткой на районе.
Да и воронка в таких случаях огромна. Например, из 1000 звонков 500 продолжат разговор, 100 людям будет интересно, только один человек совершит какое-то действие.
Не знать бизнес того, кому звонишь
Если сейлз звонит и говорит: «Расскажите о специфике вашего бизнеса», — это провал. Необходимо звонить с позиции эксперта. Менеджер должен что-то предложить, а качественное предложение можно сформулировать, только когда изучил бизнес (хотя бы его внешнюю сторону — сайт, показатели компании из открытых источников).
Например, в нашем случае — экспертиза и изучение бизнеса помогают менеджеру правильно определить точки роста и возможности потенциального партнера для повышения платежной конверсии его бизнеса.
Моё личное убеждение, что продажи — это магия. Но никто не отменяет опыт. Поэтому есть hard skills, soft skills и мои табу, которые, возможно, пригодятся именно вам.
Поэтому у нас менеджеры по продажам — это руководители проектов, руководители по развитию бизнеса.
Прямо как у жуликов из сетевого маркетинга, у которых бриллиантовый директор на рубиновом и коралловым погоняет.
Кто как понимает.
Существует оптимальное время для холодного звонка — с 11:00 до 13:00.
Я тут только пообедать сел вы звоните со своим бредом каким-то, да, оптимально. Даже трубку брать не стану, сразу в тэг #жулики и в чс.
Проще блокировать.
какие-то условные правила. не ставлю под сомнение опыт человека, но разные направления бизнеса в разных областях России по-разному организованы и давать какие-то общие советы по поводу времени звонков не имеет смысла.
главное:
1) не быть конченным
2) мыть голову
3) внятно формулировать свои мысли
4) заканчивать разговор, назначая время и вид следующего контакта
5) писать письма без ошибок
6) знать конкурентов
7) уметь анализировать клиента и знать, на кого не стоит тратить время
8) научиться пользоваться вордом и экселем, чтобы не тратить время на редактирование коммерческих предложений, а лучше иметь шаблоны, где нужно просто вписать цифру, а лучше выбрать из диапазона значений
9) уметь анализировать провалы и извлекать уроки из них, победы можно просто отмечать)
Первый пункт я прошел одобрительным кивком, но на втором начал ржать. Это чудесный пункт, о котором мало кто догадывается!
У каждого опыт свой, мой посыл обмениваться им.