Может ли Telegram-бот заменить Google Формы?
Все еще используете Google Формы? Телеграм боты уже давно делают тоже самое, только эффективнее. В статье разбираемся для каких задач подходит Google Форма, а когда лучше применять Телеграм ботов. Что выбрать, простую и привычную Google Форму или заморочиться с разработкой чат-бота?
Google Формы — отличный инструмент, используемый для решения широкого спектра задач:
- проведение опросов и исследований;
- сбор откликов на вакансии и результаты тестовых заданий;
- регистрация на мероприятия;
- сбор обратной связи;
- проверка знаний (тесты, экзамены).
У Google Форм есть несколько плюсов, которые и сделали их столь популярными: они бесплатны, просты в использовании и знакомы пользователям, а данные легко экспортировать для дальнейшей аналитики.
Но я фанат чат-ботов, поэтому здесь поделюсь, как усовершенствовать проведение опроса, валидацию пользователей, последующую работу с базой и расскажу какие еще преимущества есть у ботов.
Вариативные опросы в Телеграм боте
В зависимости от ответа респондента изменяется и вся последующая цепочка вопросов. Так, например, в самом начале выясняя соцдем показатели мы можем повести женщин и мужчин или разные возрастные группы по различным вариантам опроса.
В Google Формах есть что-то подобное под названием Разделы, поэтому преимущество сомнительное, но мне нравится, оставлю)
Категоризация пользователей чат-бота
Боты не только ведут по разным сценариям, но и умеют присваивать пользователям определенные категории, чем значительно облегчают предстоящий анализ результатов и дальнейшее взаимодействие с базой подписчиков.
Выгрузить ответы в привычную Excel-таблицу можно отдельно для мужчин и женщин, вегетарианцев и мясоедов, автомобилистов и пешеходов и т.д.
Кстати, я разрабатываю Telegram-ботов и пишу про маркетинг и чат-ботов для предпринимателей, экспертов и digital-специалистов 👉🏻 @targetbots
Опросы в чат-боте могут проходить в несколько этапов
Вы проводите сначала один опрос, анализируете результаты и запускаете следующие этапы на пользователей, которым были присвоены определенные категории.
Работа с базой и повторное использование бота
Обычно люди остаются подписчиками бота продолжительный период и могут принять участие в нескольких актуальных для них опросах. А учитывая пункт с присвоением пользователям категорий, можно проводить более точные исследования.
Вы заранее будете знать, что у вас достаточно, например, аудитории женщин с двумя детьми или сделать рассылку и предложить новую вакансию тем, кто не прошел отбор в прошлый раз.
Уведомления и напоминания
Бот «увидит», если пользователь остановился на каком-либо этапе и напомнит ему завершить опрос. Такие напоминания увеличат количество заполненных анкет и помогут понять какие вопросы вызывают наибольшее затруднение.
Визуальное оформление чат-ботов
Для кого-то это может быть важным параметром. Бота можно оформить и проиллюстрировать медиаконтентом все разделы. Это оживит сервис и сделает его более привлекательным.
Телеграм бот позволяет добавить все форматы: фото, видео, аудиосообщения и голосовые, документы и анимированные Telegram стикеры. Подробнее об оформлении чат-ботов я писал в статье «Как оформить чат-бота в Telegram и не совершить критических ошибок».
Сюда же можно отнести работу с переменными. Бот может обращаться к пользователю по имени или упоминать другие ключевые элементы опроса.
Например: «Светлана, вы указали, что у вас двое детей, напишите, пожалуйста их возраст». Здесь переменные: имя и количество детей.
У бота более широкий функционал
Вы всегда можете доработать Телеграм-бота и добавить выполнение новых задач, сохранив доступ к аудитории.
Например, проводя первичный опрос кандидатов на вакансию, в последствии, в этом же боте можно выдавать регламенты и инструкции, загрузить обучающие материалы и тестировать сотрудников.
Все вышеперечисленное бот будет делать автоматически. Заранее настроив цепочки опросов, категории и напоминания, останется только приглашать пользователей и получать результаты.
Минусы применения чат-ботов
Стоимость и разработка. Если простую Google Форму может собрать любой уверенный пользователь ПК, то над созданием бота придется посидеть дольше или заказать его у разработчика. Сюда же можно отнести и последующую тех.поддержку Телеграм бота, которая тоже требует небольших затрат.
Что выбрать, Google Формы или Телеграм бота?
Если задача, которую вы решаете одноразовая, то быстрей, проще и дешевле использовать Google Формы. Если же это повторяющиеся процессы, такие как постоянный набор персонала, тестирования, организация мероприятий, проведение исследований и опросов, сбор обратной связи и т.п., то чат-бот позволит это автоматизировать, повысить скорость реакций и в целом улучшить качество взаимодействия с аудиторией.
Пример использования чат-бота
Я довольно часто разрабатываю Телеграм ботов для сбора отзывов и повышения рейтинга на картах (посмотреть несколько кейсов можно в статье «Продвижение в Яндекс Картах и 2ГИС с помощью Telegram-бота»), поэтому давайте рассмотрим возможный сценарий работы бота для ресторана.
- На первом этапе мы предлагаем гостям оставить отзыв в боте. Это решает сразу несколько задач: получаем обратную связь, контролируем позитивные и негативные отзывы, собираем базу гостей.
- Далее квалифицируем пользователей. Небольшой опрос позволит выяснить пьет ли человек алкоголь, предпочитает мясо или рыбу, посещает ресторан с целью романтического ужина, семейного обеда или бизнес-ланча. Количество и содержание вопросов зависит от ваших целей, а опросы можно периодически повторять каждый раз уточняя детали.
- Монетизируем базу. Используя полученные на предыдущем этапе данные, проводим персонализированные рассылки и приглашаем клиентов в ресторан, с учетом их предпочтений: «Новые рыбные блюда от шефа в эту пятницу»; «В воскресенье семейный ужин со скидкой 15%» и так далее.
Таким образом один Telegram-бот позволяет в автоматическом режиме проводить сбор обратной связи, квалификацию пользователей и монетизацию базы.
Больше полезного о маркетинге, чат-ботах, их применении в бизнесе и для продвижения в Телеграм, у меня на канале @targetbots