Как финансовым компаниям сэкономить и получить доступ к новейшим ИТ-решениям при помощи аутсорсинга
Обзорная статья для тех, кто знакомится с темой аутсорсинга.
Сама по себе тема аутсорсинга не нова: в России работает множество компаний, предоставляющих на те или иные услуги другим организациям. В аутсорсинге могут быть услуги клининговые, бухгалтерские, колл-центры и прочие.
Мне, как эксперту по регуляторике и ИТ в инвестиционном бизнесе, наиболее интересен аутсорсинг ИТ-услуг. На него будет основной акцент статьи.
Содержание:
Что такое аутсорсинг ИТ.
Размеры рынка ИТ-аутсорсинга.
Необходимость аутсорсинга.
Преимущества.
Недостатки и риски.
Что такое SLA.
Резюме.
Что такое аутсорсинг ИТ
Под аутсорсингом услуг понимают не каждое сотрудничество двух компаний. Это должно быть долгосрочное взаимодействие двух бизнесов, имеющих различную специализацию, и которое нацелено на достижение результата. ИТ-аутсорсинг, как нетрудно догадаться, это предоставление услуг в сфере информационных технологий.
Услуг, переведенных на внешнего поставщика, может быть гораздо больше одной.
Практически любая компания может аутсорсить несколько функций: клининг, электрика, ресепшн, кейтеринг и многие другие. Но даже если компания выбрала аутсорсинг ИТ, его так же можно поручить нескольким провайдерам: функция поддержки рабочего места у одного провайдера, доступ к системам, их поддержка и разработка — у другого.
Если вы знаете компанию, которая вывела в аутсорсинг вообще все функции, пишите в комментариях.
Размеры рынка ИТ-аутсорсинга
В России выручка аутсорсинга только ИТ-услуг составила 67 млрд рублей. Тройку лидеров возглавляют Ланит, Инфосистемы Джет и Айтеко.
Для сравнения, в Индии выручка рынка аутсорсинга ИТ близка к $180 млрд, немного обгоняя США с их $160 млрд.
Пример из другого направления: бухгалтерских услугах каждая российская компания из топ-10 по выручке заработала почти по миллиарду рублей. “Интеркомп”, поставщик аутсорсинга бухгалтерских и других услуг, был настолько хорош, что в 2016 году стал крупнейшей компанией в отрасли, и уже в 2018 году был куплен Сбербанком, и включен в экосистему.
Необходимость аутсорсинга
Разберемся “зачем аутсорсинг?”. Аутсорсингом ИТ-услуг могут пользоваться:
- компании, которые сами не видят своей задачей развитие ИТ-компетенций,
- компании, желающие получить доступ к передовым технологиям (machine learning, анализ больших данных — ”big data” и пр.),
- дочерние и зависимые общества, у которых материнская компания в силу стратегического видения или исторической данности концентрирует большую часть ключевых автоматизированных систем.
Преимущества
Возможность сфокусироваться на основном направлении бизнеса — очевидный мотиватор. Легко представить, что если вы новоиспеченный директор пекарни, то главной задачей бизнеса будет выпечка, и нет смысла создавать штатную единицу под веб-дизайнера и технолога. Эту функцию можно отдать на аутсорс.
Следующий плюс: масштабирование. Самый яркий пример — аутсорсинг вычислительных мощностей. Свои облака уже построили все основные технологические игроки как в мире: AWS от Amazon, Azure от Microsoft, Google Cloud, так и в России: Яндекс.Облако, SberCloud, Облако Mail.ru, и др. В зависимости от потребностей и сложности внутренних закупочных процедур в организации, закупка и ввод в эксплуатацию дюжины новых серверов и систем хранения данных может занимать от месяца до года (не считая времени на конфигурацию), тогда как создание аналогичного набора в облаке займет минуты и часы.
Одно из преимуществ аутсорсинга — перевод разовых крупных расходов в периодические небольшие платежи, т.е. CAPEX в OPEX.
Снижение расходов называют одним из преимуществ ИТ-аутсорсинга. Действительно, ведь это возможность перевести крупные разовые капитальные расходы в периодические небольшие операционные (иными словами, CAPEX в OPEX), и использовать освободившиеся в моменте средства на текущие нужды.
Среди других преимуществ: часто, можно получить от поставщика понятную, привязанную к объему потребления услуги, цену, которая также может быть и фиксированной.
С преимуществами появляются недостатки, рассмотрим “пустую половину стакана”.
Недостатки и риски
Первое — потеря прямого влияния на услуги и их качество, сложность в управлении. При выводе функции в аутсорсинг, компания заменяет прямые цепочки подчинения на процедуры подачи заявок, инцидентов и эскалации, которые не могут обеспечить сходной эффективности. Не стоит забывать и о сложности коммуникации процедур эскалаций к рядовым пользователям услуг.
Второе — потеря гибкости. Возникает, например, из-за ограничений объема услуг — по условию контракта: вчерашний заказ работ нельзя отменить, простой системы заметен, но всё еще в рамках SLA. Ситуация может конвертироваться в обратную: провайдер может иметь доступ и к дорогим, и к дешевым технологиям, тем самым предоставляя заказчику возможность выбора, недоступного при использовании собственных ресурсов.
Третье — негативная реакция заказчика. Даже во внутрикорпоративном аутсорсинге, когда заказчик и исполнитель “ближе”, чем во внешнем аутсорсинге, сопротивление изменениям остается высоким и любые изменения вызывают негатив.
Мы рассмотрели основные риски. Чтобы понять, что поможет минимизировать их, перейдем к следующему разделу.
Что такое SLA
Зачем нужен договор об уровне услуг, Service Level Agreement? SLA, это договор-приложение к общему договору об оказании услуг. Он определяет, какие услуги и с какими параметрами будут оказываться.
С юридической стороны, это доказательство официальных взаимоотношений между юр.лицами. Важно описать порядок расторжения, обновления и оплаты, решения конфликтных ситуаций, — всё как в любых других договорах.
С финансовой стороны — это договор, который обязывает исполнителя предоставить услуги, а заказчика оплатить их в срок. При этом, договор может описывать и структуру итоговой стоимости по контракту за период.
Договор SLA рассматривает процесс аутсорсинга с юридической, финансовой и функциональной сторон.
Функциональная сторона договора — одна из самых "наукоёмких" частей, на которую придется потратить наибольшее количество времени при оформлении и согласовании. Сюда входит перечисление всех услуг, их детального описания, стандартных процедур, метрик, матрицы эскалации и пр.
Разработка SLA на услуги, где заказчик и исполнитель находятся в разных странах, трансграничные SLA, займет как минимум в два раза больше времени: потребуется соблюдать правовые нормы двух стран, и понадобится двуязычная версия договора. Временные рамки: около 2-х месяцев на одноязычный, до 4-х на двуязычный договор вместе с процессом согласования.
Финансовая сфера находится под наиболее пристальным вниманием контролирующих органов. Центральные Банки или специализированные финансовые регуляторы особо оговаривают процесс аутсорсинга, предъявляя повышенные требования к ИТ и кибербезопасности. Каждой финансовой компании придется иметь дело со своим регулятором, подробнее в таблице ниже.
Формула “на аутсорсинг исполнителю передается функция, ответственность остается у заказчика” определяет взаимоотношения сторон даже при аутсорсинге внутри группы компаний, когда исполнитель и заказчик формально принадлежат один другому. Такая формула потребует от исполнителя обеспечить заказчику прозрачную отчетность по выполняемым работам, контроль за процессом изменений и многое другое. В последние годы детальность требований всех регуляторов только растёт.
Оставаться в тренде и помогать разбираться в тонкостях аутсорсинга смогут профессиональные сообщества. К примеру, SIG и IAOP — на глобальном уровне, в России — “АСТРА”, которая выпустила первый в нашей стране специализированный учебник по процессу.
Резюме
Мы рассмотрели основные темы аутсорсинга ИТ-услуг: смысл процесса, необходимость, связанные риски, SLA. Каждая из тем заслуживает отдельной статьи.
Самое главное, a.k.a. key take away:
Рынок аутсорсинга и конкретно ИТ-аутсорсинга развит в России.
- В аутсорсинг переводят функции, которые не являются основными для бизнеса.
- Любой аутсорсинг оптимизирует расходы.
- Аутсорсинг может привнести риски: потеря гибкости, потеря контроля.
- SLA — договор со всеми деталями по оказываемым услугам, который поможет снизить риски. SLA c технологическими услугами наиболее детальный.
- Регуляторные нормы по аутсорсингу схожи в западных странах и предъявляют особые требования к процессам.
Ребята, странный формат: зачем в картинках дублировать заголовки?
Красиво, но и seo
Ок
Заставка огонь! 🔥
Это из какой-то игры?
Аутсорсинг :)
Очень крутой материал 😍
Комментарий недоступен