Маркетинговые уловки в супермаркетах. Как нас заставляют покупать больше?
Наверно, вам знакома следующая ситуация: вы приходите в магазин с намерением купить лишь хлеб и молоко, но в конечном итоге покидаете его с двумя пакетами различных товаров, потратив при этом гораздо больше денег, чем планировали. Что же заставило вас приобрести те продукты, которые не были включены в список необходимых покупок? В данной статье разберем скрытые приемы маркетинга, о которых мы и не подозреваем.
1. Тележки для продуктов
Когда мы катим перед собой полупустую тележку, наше подсознание сигнализирует о необходимости ее заполнить. В результате мы покупаем больше продуктов, чем планировали. Кроме того, наличие тележки дает старт еще одному маркетинговому ходу: покрытие пола в магазинах редко бывает идеально ровным, поэтому при движении тележка издает шум. Это заставляет покупателя подумать, что он идет слишком быстро, и вынуждает его замедлить шаг. Как итог — человек тщательнее рассматривает товары на полках.
2. Продуманное расположение товаров
Неслучайно самые популярные товары — хлеб, молочные продукты, бакалея — спрятаны в дальних углах зала. По пути к ним вы обязательно увидите много привлекательных товаров, и к тому моменту, когда доберётесь до нужного продукта, ваша корзина будет уже наполовину заполнена.
Ещё один прием в супермаркетах — ставить вначале витрины с овощами, зеленью и фруктами. Человек купил продукты для салата, апельсины и яблоки, а значит, приближаясь к отделу с чипсами и сладостями, захочет позволить себе что-то вредное. Ведь полезную пищу он уже положил в корзину.
Еще одним способом манипуляции является использование так называемых «выгодных» полок. Это полки, расположенные на уровне глаз покупателя, примерно на высоте 110-150 сантиметров от пола. По статистике, именно на них в первую очередь падает взгляд большинства посетителей. И, что интересно, именно на этих полках чаще всего располагаются наиболее дорогие товары, не всегда являющиеся лучшими в своем классе. Стоит отметить, что подобный подход применяется и в отношении детских товаров: они обычно располагаются на уровне глаз ребенка.
Не стоит думать, что, подходя к кассе, вы обошли все маркетинговые уловки и приобрели только то, что вам было нужно. Обычно тут вы попадаете в самое опасное место супермаркета. Находясь в небольшой очереди, покупатель начинает разглядывать товар, расположенный рядом с ним. Зачастую это различные жвачки, шоколадки, батарейки и т. д. Как можно не удержаться и не купить это?
3. Люди обычно не знают реальную цену продукта
Обычно акция выглядит привлекательно: купить больше, заплатить меньше. Но на деле все оказывается не так просто.
Магазины часто устраивают акции «2 по цене 1» или «3 по цене 2». Предложение кажется выгодным: «Я и так хотел купить этот товар, а тут могу за ту же цену получить второй в подарок». Сначала стоит задуматься, действительно ли вам нужно столько продуктов на данный момент.
Кроме этого, вы наверняка не раз обращали внимание на ценники с перечеркнутой «старой» ценой и указанием хорошей скидки. К сожалению, это не всегда может быть выгодным.
Часто такое снижение цены — просто ход продавца. Вероятно, этот товар столько же стоил и раньше. Продавцы давно поняли, если на любом товаре прикрепить надпись «Скидка», то спрос на него сразу возрастет. И неважно, действительно ли цена снизилась или она снизилась после того, как ее предварительно подняли.
Интересный факт!
Стив Джобс использовал похожий метод при презентации первого iPad. Он заявил, что устройство будет дорогим из-за своего функционала. В рекламе утверждалось, что гаджет окажется многим не по карману и будет стоить в пределах 1000 долларов. Однако, когда iPad поступил в продажу, его цена составила 499 долларов. Люди бросились его покупать, некоторые брали по 2, считая, что совершают выгодную покупку. В результате в первые месяцы продажи планшетов превысили ожидания на 27%.
4. Бонусные карты
Такие карты являются неотъемлемой частью многих магазинов. Хотя предоставляемая ими скидка обычно составляет всего 2-3%, но это прекрасный способ навсегда привязать клиента к вашему магазину. При выборе места для крупных покупок большинство покупателей предпочтут тот магазин, где могут сэкономить хотя бы небольшую сумму.
5. Магия «девятки»
Маркетологи давно заметили, что первая цифра цены имеет большое значение для восприятия покупателем. Так, цена 2.00 психологически кажется выше, чем 1.99, несмотря на то, что разница составляет всего одну копейку. Этот психологический эффект заставляет клиентов считать вторую цену более выгодной, что способствует увеличению продаж.
6. Искусственный дефицит
Иногда продавцы создают видимость нехватки товара, чтобы увеличить его ценность в глазах покупателей. Если покупатель видит почти пустую полку с определенным продуктом, он может подумать: раз все раскупили, значит, товар хороший. И возьмет его!
7. Запах еды
Супермаркеты осознанно используют запах еды (выпечки, курицы-гриль и т.д.), чтобы привлечь голодного покупателя. Будьте настороже, если чувствуете запах вкусной еды в магазине, вы в зоне риска.
8. Музыка
Наверняка вы замечали, что во многих местах появилась аудиореклама. К тому же, бывает, что в магазинах играет чарующе приятная музыка для шоппинга. По данным исследователей, медленный темп музыки способствует увеличению покупок одним посетителем на 30%.
9. Время
Одна из ключевых целей маркетологов, как можно дольше удержать покупателя в магазине. Поэтому часы в торговых залах либо расположены очень высоко, либо отсутствуют вовсе. Конечно, клиент может посмотреть время на своих наручных часах или в мобильном телефоне. Но полностью погружаясь в шопинг, мы часто забываем об этом. И вот уже полчаса ходим от витрины к витрине с полной корзинкой, хотя планировали забежать всего на пять минут и купить только хлеб.
По этой же причине в крупных супермаркетах нет окон, чтобы посетители не отвлекались на внешний мир и думали только о покупках.
Пишите в комментариях, на какие уловки чаще всего попадаетесь вы!
Как не попадаться на такие уловки?
Добрый день, Дмитрий! Подготовили отдельную статью на эту тему, поэтому переходите на наш канал)