10 формул сторителлинга для ваших соцсетей, которые действительно работают
Известно ли вам, что все истории создаются по одним и тем же шаблонам? Понимая их принцип, вы можете создавать запоминающиеся истории как в социальных сетях, так и в общей маркетинговой стратегии вашей компании. Этот прием называется сторителлингом.
Сторителлинг или рассказывание историй широко используется в фильмах, мифах, легендах, сказках, книгах и публичных выступлениях. Он строится на принципах драматургии – искусстве увлекательного повествования и удержания внимания слушателя.
Главное условие - присутствие неопределенности. Суть сторителлинга заключается в том, чтобы не все было предсказуемо для героев и чтобы события не были ни слишком простыми, ни слишком сложными.
Принципы создания сторителлинга включают:
- Действующих лиц: вы и окружающие люди.
- Конкретное место действия.
- Исходные обстоятельства, которые помогают зрителю понять суть.
- Внезапные события, меняющие ход привычной жизни.
- Задачу или проблему, после постановки которой нужно действовать.
- Конфликт: "недоброжелатели", мешающие достичь цели или решить задачу.
- Кульминационный момент – главное событие, после которого станет понятно, каким будет исход.
- Окончание – логическое завершение действий, ваши выводы, празднование победы или переосмысление поражения.
Что важно учесть для создания увлекательной истории?
● подача сюжета должна быть увлекательной;
● главный герой должен претерпевать изменения под воздействием обстоятельств;
● перемены должны быть понятными для зрителя и вызывать эмоции;
● продаваемый вами продукт или услуга должны оказывать положительное влияние на человека;
● зрителю необходимо почувствовать, что он сам может проверить на практике свойства продукта.
Давайте начнем! Посмотрите на основные формулы и выберите наиболее удобную.
Формула 1. Введение — Проблема (кульминация) — Разрешение.
Это самая популярная и легкая форма повествования.
Сначала на сцене появляется персонаж, затем перед ним ставится задача, создавая напряженную обстановку. В конце истории герой справляется с проблемой.
Формула 2. Введение — Вовлечение — Кульминация — Развязка — Финал.
Этот вариант – сложнее. Акцент смещается на кульминацию и развязку.
Формула 3. Точка А, точка Б и мост между ними.
Первым делом определяют проблему (точка А), затем - беспроблемный исход (точка В). Далее выстраивается мост.
Зритель узнаёт, какие решения и действия потребовались для решения проблемы (например, использование вашего продукта или услуги).
Формула 4. Проблема, усиление проблемы, решение.
Этот подход напоминает предыдущий, однако на втором этапе происходит не просто развитие, а создание эмоциональной атмосферы, стимулирующей мыслительный процесс. Проблема переходит в обдумывание и, наконец, в решение.
Формула 5. Почему - Как - Что.
Начало этой формулы заключается в ответе на вопрос "почему компания или какой-то результат существует".
Затем мы объясняем, как реализуем "почему", то есть как достигаем этой цели.
А затем рассказываем, что именно компания делает для воплощения "почему" в жизнь.
Таким образом, кольцо замыкается: Почему - Как - Что.
Формула 6. Событие - Действие - Выгода
История начинается с описания события, которое произошло. То есть с инцидента.
Затем мы описываем, как пытались решить эту проблему, какие действия предпринимали.
И в финале рассказываем о пользе этих изменений.
Данной формулой пользовался Дейл Карнеги после изучения трудов великих лидеров: Событие - Действие - Выгода.
Формула 7. Появление персонажа - Падение вниз - Счастливый конец.
Эта трехчастная формула, которую прекрасно иллюстрирует "Гадкий утёнок" Андерсена и успешно использует Дэйв Либер: Появление персонажа - Падение вниз - Счастливый конец.
Важно отразить эмоции персонажа и как всё тяжело для него сложилось. А в самой низкой точке резко повернуть линию и подвести к хэппи энду.
Формула 8. Жили-были ___. Каждый день ___. Однажды ___. Из-за этого ___. Из-за того ___. Пока, наконец ___.
Многие фильмы кинокомпании Pixar созданы по этой формуле. Вводится персонаж, описывается его ничем не выдающаяся повседневность. Затем происходит поворотное событие и резко меняет обычный ход жизни.
Это выглядит примерно так: жили-были персонажи, чьи дни текли обыденно. Однажды произошло событие, которое изменило привычный порядок вещей. Из-за этого герой столкнулся с трудностями. Из-за того, что он не сдался, постепенно нашел решение проблемы. Финал истории был радостным, когда герой радовался своему успеху.
Есть более развернутый вариант этой формулы, называющийся "Путь героя". Подробнее описывала его в этой статье:
Формула 9. Отъезд - Посвящение - Возвращение.
Персонаж получает вызов отправиться в путешествие и принимает наставления. В процессе выполнения миссии он решает серию проблем с помощью вашего продукта или услуги, становится обновленным и сильным, после чего возвращается и помогает другим. Отъезд - Посвящение - Возвращение.
Формула 10. Что есть - Что может быть - Возврат в настоящее - Действие
Нэнси Дуарте, чье выступление на конференции TED набрало миллионы просмотров, использовала эту формулу.
Она описывает настоящее и сравнивает его с прекрасным будущим. Затем возвращается в настоящее, которое после сравнения с будущим кажется менее привлекательным, и рассказывает о продукте или услуге, способной приблизить к идеальной реальности.
Что есть - Что может быть - Возврат в настоящее - Действие (продукт, услуга), которое приближает будущее.
Такие истории в соцсетях, на сайте бренда или в рекламных кампаниях помогут глубже завоевать лояльность аудитории.
Главное, чтобы героя и его квест можно было соотнести с вашей целевой аудиторией.
Это может быть как история о вас и вашей компании, так и история о вашем клиенте и его трансформации благодаря вам.
Спасибо, что дочитали до конца!
Попробуйте написать историю по любой из этих формул и делитесь, что у вас получилось! И помните, что здесь, как и в любом деле, важна практика.
А если хотите, чтобы команда специалистов сопровождала вас при ведении соцсетей и организовала весь процесс по работе с контентом, подбирала темы для сторис и рилс, составляла сценарии, проводила съемки и монтировала, а также настраивала трафик пишите мне кодовое слово "сотрудничество" по удобным вам контактам.
Телеграм: t.me/anassunday
Инстаграм: instagram.com/anassunday
Мы с вами сможем договориться о звонке, на котором дадим рекомендации по развитию вашего аккаунта.
А чтобы не пропускать интересные статьи про продвижение в соц сетях, подписывайтесь на мой блог на VC и на Телеграм-канал: