Как стать самому себе психологом. Две техники, помогающие справиться с раздражением и гневом
В семьях, где есть подростки, часто возникают острые ситуации, которые сопровождаются бурными, неконтролируемыми эмоциями.
Как родителям предотвратить конфликт и восстановить мир в семье?
Как педагог и психолог, работая с подростками и родителями более 25 лет, я часто сталкиваюсь с конфликтными ситуациями, которые ставят семейные отношения под угрозу.
Помощь в решение ситуации я начинаю с определения понятий “психология” и “психолог”, чтобы уточнить сферу, с которой мы будем работать. Психология - составное слово. Оно образовано от греческих слов “психе” - душа и “логос” - знание. То есть, психология - простыми словами — это знание о душе. А психолог — это человек, имеющий знание о душе.
Очевидно, если я знаю:
- когда моя душа поет,
- от чего душа плачет,
- что делать с кошками, которые скребут на душе,
- во что и как вкладывать душу,
- с кем по душам поговорить,
- как жить душа в душу, - я настоящий психолог!
И поэтому можно сказать, что каждый из нас, может быть сам себе психологом. По крайней мере, в ряде случаев, о которых хочу рассказать.
Проблема в том, что очень часто мы не обращаем внимания и не задаем себе вопросов о том, что происходит в нашей душе. Мы злимся, пускаем в ход оскорбления и истерики, обижаемся и ищем виноватого, замыкаемся или нападаем, но не получаем желаемого результата.
То есть, не понимаем своих переживаний, не хотим разобраться в своих чувствах, боимся и подавляем их, не управляем собой. Стараемся изменить тех, кто вызывает в нас эти чувства и реакции. Доводим себя до невроза. Приходим к потерям, разрушениям и боли. Ищем спасения у специалистов.
“Каков город, чьи стены рухнули, таков и человек, не владеющий собой.” Библия. Притчи 25:28.
А помощь в наших руках!
Как у енота из мультфильма “Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду”. Помните?
Енот боялся того, кто сидит в пруду. Он считал его злым и страшным. Пошел встретиться с ним, вооружившись палкой, чтобы дать отпор, если что. Но все-таки рискнул посмотреть честно на себя. А когда улыбнулся своему отражению, то и в ответ получил улыбку.
Также и мы иногда, имея свое представление о ситуации и ее участниках, реагируем эмоционально. Но определив и признав честно свои чувства, можем выбрать: выпустить их на волю или заменить на другие, более эффективные в определенной ситуации.
Как это выглядит на практике, давайте посмотрим на примере чувства гнева.
Родители никогда не злятся из-за слов или действий подростка, как бы это странно не звучало. На самом деле, поступок подростка вызывает лишь эмоциональную реакцию, но никогда не является причиной гнева.
Причина гнева - в осуждающих и обвиняющих мыслях. А чувства говорят нам о неудовлетворенной собственной потребности.
Рассмотрим ситуацию: Вы договорились встретиться с вашим сыном (дочкой) в конкретное время.
Если ваш подросток опоздал на встречу с вами, а у вас есть потребность удостовериться в своей важности для него, вы можем почувствовать себя задетыми.
Если ваша потребность – с пользой провести время, вы можем почувствовать раздражение.
А вот если вы испытывали потребность побыть в тишине наедине с собой, то можете ощутить чувство благодарности за это опоздание.
То есть, осознавая свою потребность – будь то потребность убедиться в своей значимости, с пользой провести время или побыть наедине с собой, – вы можем испытывать сильные чувства, но они не будут гневом.
Гнев указывает на то, что вы застряли в своих мыслях, анализируя и осуждая подростка вместо того, чтобы сосредоточиться на том, какие из ваших потребностей не получают удовлетворения.
Когда вы злитесь и ищете виноватых, вы берете на себя роль Бога, осуждая или обвиняя подростка, думая о том, что он неправ или заслуживает наказания.
Сердцевина гнева – это всегда неудовлетворенная потребность.
Полное выражение гнева требует осознания вашей потребности.
Первый шаг, который вы можете сделать, – это избавить подростка от какой бы то ни было ответственности за ваш гнев. То есть, не обвинять его в том, что он вас разозлил.
“Долготерпеливый лучше храброго, владеющий собой лучше завоевателя города” Библия, Притчи 16:32
“Повелевать собой - величайшая власть” (Сенека)
Для этого может потребоваться регулярная практика, во время которой я рекомендую использовать технику “Пульт управления”.
В чем она заключается?
- Почувствовав, что нарастает напряженность эмоций, представьте у себя в руках пульт управления и нажмите кнопку “стоп”;
- Сделайте несколько глубоких вдохов и задайте себе вопросы: что я чувствую? что мне нужно?
- Осознанно заменяйте слова «я злюсь, потому что он(-а) …» словами «я злюсь, потому что мне нужно…»
- Найдите способы получить то, в чем нуждаетесь.
Таким образом вы сможете переключить раздражение, разочарование, гнев, вызванные поведением подростка, на свои собственные потребности.
А если ваши чувства начинают переполнять вас уже при ожидании встречи с вашим подростком, вам поможет техника, которая называется “Встреча с другом”.
Практикуем, как представить вашего подростка на месте самого лучшего, интересного и любимого друга.
1. Представьте, что вы идете на встречу с вашим подростком (после рабочего, очень загруженного дня).
- Какие мысли вам приходят в этот момент?
- Что вы чувствуете?
2. Теперь представьте, как вы идете на встречу к другу (после того же рабочего, загруженного дня).
- Что вы думаете? Какие мысли у вас возникают?
- Что вы чувствуете?
3. А теперь представьте на месте друга вашего подростка.
Расправьте плечи, почувствуйте и прокрутите в голове все те позитивные мысли и чувства, возникающие при воспоминании о вашем любимом друге.
Мои клиенты, которые использовали эти техники на практике, говорят, что они работают. Эмоции успокаиваются, состояние меняется и настроение улучшается. Разум способен находить новые способы решения ситуаций. И подростки совсем не такие “ужасные”, с ними можно найти общий язык! Атмосфера в семье меняется, а отношения укрепляются. И это не сложно!
В заключении хочу сказать: вы можете управлять тем, что вы осознаете. То, что неосознанно, будет управлять вами.
Понимая себя - свои чувства, состояния, потребности - вы имеете способность и возможность выбирать, что с этим делать. Это хороший пример, как быть психологом самому себе, для ваших подростков.
Подружившись со своей душой, вы начинаете понимать и то, что происходит в душе подростка, о каких своих потребностях он заявляет через то или иное поведение. Следовательно, и восполнять свои потребности здоровым способом сможете его научить. Но это уже следующий шаг, о котором расскажу в другой раз.
Мой телеграмм канал:
Ох, сама вспоминаю эти непростые подростковые времена
Спасибо за подробную и полезную статью!
Отличная статья! Легко читается.
Спасибо, Анна
я считаю ,что прямая обязанность родителей оплатить своему ребенку терапию и пролечить оставленные ими детские травмы😁
Спасибо, Виктор, за Ваше мнение
Психология семейных отношений смотрю, что всегда актуальна, да и в принципе реально важная тема, особенно для родителей подростков