Дети и деньги: во сколько лет начать рассказывать про деньги

Всем привет! На сегодняшний день нашему ребёнку 5 лет. До недавнего времени мы думали, что раньше, чем в 7 лет (когда он пойдёт в 1 класс) не имеет никакого смысла начинать с ним разговоры о деньгах, а прививать базовые правила финансовой грамотности нет смысла раньше, чем в 10-12 лет. Однако, некоторые события показали заинтересованность ребёнка к деньгам и к тому, что с ними так или иначе связанно. Оставить проявление этого интереса без внимания мы не смогли и решили искать здоровые способы удовлетворения его интереса.

Дети и деньги: во сколько лет начать рассказывать про деньги

Друзья, это первая статья нашей новой рубрики: "Дети и деньги". Периодичность выхода новых статей будет зависеть от степени заинтересованности ребёнка и его желания что-то делать и его желания обсуждать тему денег. Если вам интересна данная рубрика, то внимательно следите за выходом новых публикаций.

Все дети разные, и развиваются с разной скоростью в зависимости от очень многих факторов, поэтому вот небольшие вводные данные о нашем ребёнке. В свои 5 лет наш ребёнок:

  • достаточно шустро читает (уже даже не по слогам) и выучивает стихи за 3-4 повтора
  • умеет писать все цифры и буквы русского алфавита, соответственно, пишет отдельные слова, правда так, как их слышит
  • с небольшими подсказками считает до нескольких сотен (дальше ему надоедает считать)
  • решает простые арифметические примеры на сложение и вычитание до 10 с помощью счётных палочек или пальцев
  • легко ориентируется по часам (как по циферблату, так и электронном 24-часовом формате)
  • ориентируется в днях недели, месяцах и временах года
  • игрушкам больше предпочитает книги и задачки на логику для детей
  • любит спорт: бегает на стадионе после садика, дома занимается с детскими гантелями и выполняет различные комплексы йоги
  • любит соблюдать правила и учить окружающих делать всё правильно

На наш взгляд, темпы развития ребёнка вполне нормальные и даже хорошие. Казалось бы, при таком уверенном развитии ребёнка он и сам бы в своё время разобрался с тем, что такое деньги, как они зарабатываются, как их надо правильно тратить и т.д.

Однако, пока он этому всему научится, сколько он совершит глупых ошибок, которых можно легко избежать, если как можно раньше начать говорить с ним о деньгах и обо всём, что их касается. Да, он всё равно будет совершать ошибки, но всё-таки многих из них сможет избежать. По крайней мере, хочется в это верить!

На все эти мысли нас подтолкнул ряд ситуаций, в которых мы заметили у ребёнка искажённое представление о деньгах и о многих вещах с ними связанных. В качестве примера приведём 3 таких ситуации.

Ситуация 1. "Я решил жениться!"

Весьма популярная история, которая происходит практически с каждым ребёнком в садике - первая любовь. Наш ребёнок не стал исключением и в один прекрасный вечер, после садика рассказал нам, как они с девочкой из его группы решили пожениться, когда вырастут.

Не растерявшись от такой новости, я тут же задала ему простой вопрос: а где жить будете когда женитесь?

- В квартире, в которой одна комната! - уверенно заявил ребёнок.

- А где такая квартира? Ведь ты живёшь в 4-комнатной квартире? - заинтересовавшись беседой спросил муж.

- Ну, мы её купим!

- А деньги где возьмёте? - не отставая от ребёнка спросили мы.

- В банке! - твёрдо, уверенно и слегка повышенным голосом ответил ребёнок.

После такого очевидного ответа, мы на несколько секунд потеряли дар речи.

- Квартира дорого стоит... вы хоть знаете сколько вам денег надо, чтобы купить квартиру? - спросила я.

- Да, мы решили, что за 700 купим. - спокойно ответил ребёнок.

На этом наши вопросы к пятилетнему ребёнку закончились. Не будешь ведь объяснять ему, что квартира не 700 рублей стоит, а несколько миллионов. Как он это поймёт если у него ещё нет ценовосприятия вещей? А ведь это пускай маленький, но пробел в знаниях в самом его зародыше: ребёнок с одной стороны знает, что 1000 больше, чем 100, 200, 300 и т.д., а миллион больше, чем тысяча, но не знает (как выяснилось позже), что значит дороже и дешевле, соответственно, и определить, что стоит дорого, а что дёшево тоже не может.

При этом, есть уже понимание, что, когда он вырастет, он будет жить отдельно и, чтобы купить квартиру, надо идти за деньгами в банк. Не понятно, конечно, откуда он это узнал (скорее всего где-то кого-то подслушивал), но это для него уже данность и лучше будет, если к своей взрослой жизни он будет правильно понимать, что значит "взять деньги в банке на покупку квартиры" и какие этому могут быть альтернативы. А прежде, чем это понять в полной мере, надо ещё столько всего узнать, в стольком ещё разобраться и, параллельно, не упустить ничего остального - не менее важного, чем деньги.

Ситуация 2. "Опять этот Тинькофф!" и "А это банк, в котором тётя хотела, чтобы мы ей деньги заплатили"

Смотрел не так давно наш ребёнок "Приключение электроника". После просмотра включилась реклама Тинькофф банка. На что ребёнок не задумываясь и с явным недовольством выдал:

- Опять этот Тинькофф!

- А что такое Тинькофф? - спросил муж, сразу закрыв рекламу и выключив телевизор.

- Ну это банк такой! У бабушки постоянно реклама такая идёт, надоела совсем - негодуя, заключило наше дитя.

Другая, несколько похожая на эту, история произошла в момент написания одной из статей нашего канала: по накопительным счетам. Ребёнок зашёл в кабинет в момент, когда мы расписывали условия накопительных счетов в ВТБ. Он подошёл к нам, залез ко мне на колени и, посмотрев в ноутбук, спросил: а это банк, в котором тётя хотела, чтобы мы ей деньги заплатили?

- Ты о чём? - недоумевая спросила я.

- Ну мы ездили в банк, чтобы деньги взять, а тётя сказала, что нам надо деньги заплатить и мы в другой банк поехали - пояснил ребёнок.

- А где ты здесь увидел этот банк? - припоминая ситуацию несколько месячной давности, спросила я.

- Вот! - ребёнок уверенно показал пальцем на логотип ВТБ, изображённый на скриншоте сайта банка.

Получается, что ребёнок один раз посетив офис банка, обратил своё внимание на их логотип и запомнил, что его родителям там что-то не понравилось. Это ж насколько для него эта ситуация оказалась важной?Получается, до конца не понимая, что такое банк и чем один банк отличается от другого у ребёнка уже складывается некое отношение к этим финансовым организациям. Наверное, это не совсем правильно, когда у ребёнка формируется негативное или позитивное отношение к чему-либо не потому, что ему это не нравится или нравится, а потому, что это не понравилось или понравилось взрослым, которые его окружают. Более того, ребёнок не понял самой сути всей ситуации, которую он наблюдал и в результате у него сложилось ложное представление: ведь на самом деле, банк нас ничем тогда не обидел и не хотела "тётя", чтобы мы ей заплатили деньги, нам лишь озвучили, что за платёжный стикер, если мы хотим его получить, нам надо будет заплатить 800 рублей. На что мы отказались и поехали в другой банк уже совсем по-другому вопросу.

Ситуация 3. "Заработаю и куплю маме шоколадку"

Ещё одна ситуация произошла во время ужина за несколько дней до дня рождения ребёнка:

- Мама, а у меня день рождения через сколько дней?

- Через 4 дня - прожевав еду ответила я.

- А можно вы мне подарите копер?

- Что подарим? - не понимая о чём идёт речь переспросила я.

- Копер! Он как вертолёт поднимается высоко и летает! - пояснил ребёнок.

- Это называется квадрокоптер. - поняв ребёнка, поправил его муж.

- Нет, квадрокоптер стоит очень дорого и это не детская игрушка! - категорично заключил муж.

- У нас что нету денег? - с небольшой тревогой спросил ребёнок.

- Деньги есть всегда, но квадрокоптер это не игрушка, особенно для детей, которым 5 лет. - с улыбкой ответил муж.

После ужина разговоры с ребёнком перешли в игру: "а что ты будешь делать, если...". Достаточно разыгравшись, я задала ребёнку вопрос:

- А что ты будешь делать, если у нас закончатся деньги, и мы не сможем их больше заработать?

- Ну деньги ведь не могут закончиться! Папа ведь сказал, что они есть всегда! - возмущённо возразил ребёнок.

- А давай представим, понарошку, что они закончились, что ты тогда будешь делать? - выкрутившись из положения, поддержал мой вопрос муж.

- Пойду и заработаю, и куплю маме шоколадку, чтобы она всегда улыбалась - не задумываясь ответил ребёнок.

В моменте эта ситуация не может не умилять. Думаю, подобные слова было бы приятно услышать любой маме. Но, если дома, кроме шоколадки для мамы, никакой еды больше не будет, то мама вряд ли будет улыбаться. Но ребёнок об этом, в силу своего малого жизненного опыта не думает. Его логика проста: то, что лежит в моей тарелке, будь то каша, суп и т.д. - приготовлено дома, а не куплено в магазине, значит и деньги не нужны ни для завтрака, ни для обеда, ни для ужина, которые готовит мама. Вот, например, шоколадка - она лежала в магазине на полке, мы её там взяли, деньги за неё отдали, домой принесли и она лежит теперь на кухонном столе ждёт когда я её съем, при этом, дома она выглядит точно также как выглядела на полке в магазине.

По мнению нашего ребёнка деньги нужны только для того чтобы можно было покупать сладости, фрукты, игрушки, одежду и ходить куда-нибудь что-нибудь смотреть. В беседе с ним выяснилось, что он искренне думает, что то, что готовит мама она готовит из того, что есть дома, а откуда это всё дома появилось - не знает. На наш взгляд, в плане еды - это серьёзный пробел в его знаниях, да и в целом весьма узкое представление о роли денег для ребёнка, для его возраста есть куда расширять его представление о деньгах.

План обучения до 6 лет

Самый, пожалуй, главный вопрос: как ребёнку в 5 лет рассказывать про деньги и про то, что с ними связанно? Читать ему лекции по финансовой грамотности? Конечно же, нет - большинству взрослых это не интересно, а 5-летнему ребёнку подавно! Твердить, как попугаи, заученные и популярные мысли о деньгах, типа: надо всегда откладывать часть денег!? Тоже нет - заучил, не значит понял! Учить и объяснять в формате игры? Да, и делать не навязчиво! А также пользоваться тем, что наш ребёнок в этом возрасте живёт по принципу: "Хочу всё знать!" - грех не воспользоваться его любознательностью.

Итак, что мы планируем успеть объяснить и чему научить своего ребёнка до его 6-тилетия в вопросах финансов:

1. По принципу детской игры в магазин, поиграть с ребёнком в банк. Продумать правила, условия и атрибуты этой игры так, чтобы у ребёнка за несколько игр сложилось хотя бы поверхностное представление о том, что такое банк и банковская карта.

2. Рассказать и показать, что такое счётчики света и воды: как они работают и зачем они нужны. Обратить внимание ребёнка на чистоту в подъезде и во дворах и рассказать, кто и зачем её наводит и поддерживает. Провести параллели между рассказанной информацией и деньгами: почему надо платить деньги за свет, за воду, за поддержание чистоты в подъездах и дворах.

3. Научить ребёнка ориентироваться в магазине по ценникам. Разобрать понятия дороже, дешевле, скидка, акция.

4. Подключать ребёнка к процессу закупки продуктов питания и приготовления из них различных блюд, вплоть до подачи готового блюда на стол.

5. Попробовать с ребёнком минимум один раз накопить деньги на то, что он хочет (на что-то существенное).

6. Каждый раз, когда ребёнок становится свидетелем каких-либо финансовых операций (вплоть до покупок в магазине) или оказывается с нами в финансовых организациях проговаривать, что и зачем мы делаем, и каков оказался результат наших действий.

7. Отвечать на все до последнего вопросы ребёнка развёрнуто, без всяких: "потому что", "так надо", "ты ещё маленький" и т.д.

Наверное, для такого возраста этого более, чем достаточно. Как будет проходить весь вышеописанный процесс обучения расскажем по мере выполнения каждого пункта.

_____________________________

Чтобы не пропускать наши новые публикации на всех наших каналах, предлагаем вам подписаться на наш Telegram-канал, где мы вас обязательно уведомим о новых публикациях.

2 комментария

по личному опыту скажу что всегда говорили в детстве: надо экономить, деньги родиетлям отдай, они лучше знают шо те надо) и так у многих

Ответить

Вот хорошее пособие по финансовой грамотности https://www.youtube.com/watch?v=U1WS3NoaTls

Ответить