Прикладная лингвистика: что они делают?
Как и в любой профессиональной области, в лингвистике существуют свои нововведения, прорывы, спорные вопросы, научные изыскания и исследования. Зачастую всё это остаётся в тени, потому что язык для нас больше инструмент, чем тема для рефлексии.
Тем не менее рыцари теневой стороны науки в доспехах из словарей и справочников день и ночь восседают в Институте русского языка РАН для того, чтобы фиксировать всё происходящее с языком. Позже, благодаря их работе, эти изменения отражаются в словарях, используются при разработке механики искусственного интеллекта и настройке алгоритмов поисковиков.
Сколько времени нужно, чтобы заимствование попало в словарь?
Не так уж и много на самом деле. Но это происходит не моментально. Каждое слово проходит проверку на употребимость и приживаемость в языке.
Например, в 2022 году официальный статус получили 207 новых слов. Тех самых, которые теперь можно употреблять, не опасаясь оказаться за чертой закона о государственном языке.
Наглядный пример для понимания пути слова от его рождения до попадания в словарь: слово «допандемийный» было зафиксировано и легализовано только в начале 2023 года.
Тогда же в словарь попали такие далеко не новые для разговорного языка понятия:
- абьюз
- бумеры, зумеры и миллениалы
- бургерная
- видеоблогер
- гейм-зона
- джетлаг
- кроссфит
- медиаречь
- онлайн-пресс-конференция
- погуглить
- покерфейс
- прокрастинация
- ретвитнуть
- стендап и его производные, вроде стендап-комик
- тайконавт
- телеграм-канал
- фан-зона.
Посмотреть полный список можно тут
Где вообще трудятся лингвисты?
- научная деятельность (самых ярких представителей отрасли вы можете видеть в новостных сюжетах СМИ)
- преподавание (иностранные языки, гуманитарные дисциплины и даже русский как иностранный)
- история и археология (лингвисты участвуют в раскопках и исторических исследованиях, фиксируют моменты упоминания тех или иных слов и переводят древние тексты)
- интеллектуальные системы в гуманитарной сфере (создание алгоритмов для машинного обучения)
- оптимизация поисковиков (чтобы кнопка «мне повезёт» в Google сразу давала нужный вам вариант ответа)
- судебная криминалистика (внушительное направление графической и семантической экспертизы)
- аналитика данных (разработка алгоритмов и программных решений для big и не очень data)
- локализация игр (ну, это было актуально когда-то не так давно)
- и даже… чат-боты!
Написать действительно качественный чат-бот для той же Телеги - задача, которая имеет непосредственное отношение к лингвистике.
Замечаете, насколько тонкие грани пролегают между областями коммуникаций, диджитал, маркетинга и языкознания? А есть ещё такое направление, как психолингвистика, там вообще всё удивительно интересно. Рассказать? Поставьте + в комментариях, если да.