Надо ли маркировать как рекламу репосты розыгрышей и оформлять отчеты в ОРД?
Вопрос репостов как розыгрышей, так и иных по тематике публикаций крайне важная тема, которая напрямую связана с исполнением закона о маркировке интернет-рекламы. Я прекрасно знаком с горячими дебатами насчет его обсуждения в различных тематических телеграм-каналах (чатах) про маркировку рекламы.
На данный момент я могу предложить собственное нижеуказанные решения данного вопроса насчет необходимости маркировки репостов на основе имеющихся ответов Роскомнадзора
Вводная информация
Итак, на данный момент методичек от ФАС по теме репостов нет, а именно это ведомство по закону определяет, что является рекламой (в том числе насчет репостов), а что просто информацией, которая выходит за контур исполнения закона о маркирвоке рекламы.
По закону ФАС также отслеживает наличие атрибутов маркировки рекламы, а именно пометки Реклама и Название рекламодателя в рекламном материале
Роскомнадзору выделены полномочия по контролю наличия токена (erid) и отслеживание отчетности в ОРД
Следует понимать, что при классическом репосте изначально нет никаких первичных учетных документов в виде договора, нет движения финансовых средств и как следствие отсутствует наличие закрывающих документов в виде актов либо чеков от самозанятых
Кроме того, при репосте никто не спрашивает разрешения у владельца изначального поста на данное действие и владелец изначального поста может быть даже не в курсе про наличие репоста
Также встает вопрос кого указывать в качестве Рекламодателя, если репост все-таки будет иметь место и будет принято решение его маркировать.
Важно, изначальный пост может быть произведен в паблике, например банка, про его новую кредитную карту. Причем данный пост про СВОЮ карту, опубликованный в СВОЕМ паблике не является рекламой, а имеет место справочная информация про хозяйственную деятельность, которая не подлежит маркировке и отчетности в ОРД.
Однако при репосте данного поста в паблик про котиков, который никакого отношения к банковской деятельности и финансовым инструментам не имеет приведет к тому, что данный пост ФАС может признать как рекламный и требующий исполнения закона о маркировке рекламы. Тем более прецеденты насчет возбужения дела ФАС насчет репостов уже есть
Кстати, вышесказанное также относится к широко распространеным призывам к репостам при всевозможных розыгрышах и конкурсах. Для тех, кто проводит розыгрыш и конкурс в своих соцсетях это справочная информация об их текущей хозяйственной деятельности и маркировке не подлежит, а вот для тех, кто сделает репост розыгрыша все далеко не так однозначно.
Таких репостов наивных пользователей десятки, если не сотни тысяч по всему интернету каждый месяц и большая часть из них потенциально могут быть признаны рекламными при совершении репоста.
Наивная аргументация затем перед ФАС про то, что репост был сделан как условие участия в конкурсе либо розыгрыше будет пустым звуком и не признан как оправдание при нарушении закона о маркировке рекламы, если изначальный пост не был отмаркирован.
Юридическое заключение РАПСИ (российское агентство правовой и судебной информации) по поводу репостов
Итак, что делать при репостах?
Ниже приведены инструкции, которые могут служить ориентиром по данному вопросу, с моей точки зрения
Надеемся, что ФАС и Роскомнадзор также официально определят свое мнение по поводу репостов, так как все на рынке интерне-рекламы заинтересованы в достаточно четких ориентирах по данному вопросу
Первый сценарий:
А. Исходный пост промаркирован без использования инструмента саморекламы
Этого будет достаточно и в данном случае любой пользователь может делать репост без проблем, дополнительно не маркируя данный пост со своей стороны. Здесь позиция Роскомнадзора, конечно, без ответа на официальном бланке с печатями ведомства, но как ориентир принимается к сведению для выводов и дальнейших действий:
Также здесь позиция Роскомнадзора
Я полностью поддерживаю и приветствую данную позицию Роскомнадзора насчет того, что отмаркированный пост не требует повторной маркировки, так как изначальный пост учет уже отмаркирован и попал в ЕРИР, иначе "масло масляное".
Надо понимать, что закон создан для учета публикуемых рекламных материалов. Маркировка у исодника в итоге была выполнена и отчет по ней будет направлен в ЕРИР через ОРД. А дальше отмаркированный пост может спокойно гулять по интернету и не будет являться токсичным с точки зрения исполнения закона о маркирвке рекламы.
UPD: Дополнительный официальный ответ Роскомнадзора от 12.11.24, который подтвеждает вышеуказанные выводы насчет репостов
Б. Исходный пост промаркирован с помощью инструмента саморекламы
Здесь ответ Роскомнадзора при репосте поста, который был изначально отмаркирован с помощью инструмента саморекламы
Как мы видим, в данном случае Роскомнадзор требует получение нового (дополнительного) токена (идентификатора рекламы) при репосте
Но здесь все упирается в практическую реализацию. Ну вот откуда пользователь, который будет делать репост отмаркированного поста будет знать, что изначальный пост был отмаркирован с помощью инструмента саморекламы, а какой классическим способом? Никак. В итоге опять неопределенность🤔
Второй сценарий: исходный пост не промаркирован
А. Банк опубликовал пост про свою новую кредитную карту у себя в соцсети. Для банка это типичная справочная информация о его хозяйственной деятельности и не требует маркировки
Вы делаете репост данного исходника к себе в паблик
Если у вас тематический паблик (мой шортс в Ютуб по данной теме), посвященный в ретороспективе только обзорам и информации насчет банковских продуктов, то ваш репост (без закрепа) к себе в ленту поста-исходника от банка по аналогичной теме не требует маркировки. Точнее сказать, что в данном случае вероятность претензий ФАС будет маловероятной, особенно если будет иметь место комментарий и обсуждение данного продукта со стороны тематического блогера.
Б. Если ваш паблик никакого отношения к банковским продуктам не имеет, то репост исходника от банка потребует маркировки, например в таком виде.
Либо маркировка может быть указана в ответе на данный пост. Например, в Телеграм может не получиться вставить свой текст с маркировкой при публикации репоста у себя в канале.
Здесь самый главный вопрос, кого указывать Рекламодателем и как получать токены в ОРД при репосте, ведь договора нет, движения финансовых средств нет и закрывающих документов нет.
На самом деле все достаточно просто.
Рекламодателем и рекламораспространителем в одном лице при репосте будете именно вы, как лицо сделавшее репост, так как Рекламодатель это лицо определившее объект либо содержание рекламы.
В данном случае содержание рекламы определили не вы, но ВЫ определили объект рекламы (объектом рекламы при репосте является сам исходный пост как сущность), поэтому реквизиты именно ваши должны присутствовать в маркировке
Теперь насчет того, как оформить репост в ОРД
Итак, напомню, ФАС официально определяет Рекламодателя как лицо определившее объект и/или содержание рекламы. При репосте мы как раз и являемся Рекламодателями, так как по собственной инициативе определили рекламируемый объект сделав репост исходного поста к себе в паблик либо на иной интернет-ресурс без заключения договорных обязательств и движения финансовых средств
Подчеркну, будет использоваться инструмент саморекламы, как механизм, реализованный и названный так в каждом ОРД (оператор рекламных данных). Тем более понятия "самореклама" официально в законе о рекламе даже не существует.
Поэтому будем использовать инструмент саморекламы для оформления репостов в ОРД, тем более ничего иного в данном случае не существует, чтобы офрмить в ОРД данный процесс. Мы делаем репост по собственной инициативе (без ведома того, кто опубликовал исходный пост) без заключения какого-либо договора и без движения финансовых средств
У себя в ОРД заходим сразу в блок Креативы (пример использования инструмента саморекламы в Яндекс ОРД) и выбираете себя в качестве контрагента. Получите токен и будете отчитываться по нему в блоке Статистика, а блок Акты при использовании инструмента саморекламы заполнять не требуется.
Вот так! Без шума и пыли)
Тем самым, используя инструмент саморекламы, вы без документов и движения финансовых средств по сути и по факту выполните все, что необходимо для исполнения закона о маркировке рекламы. Учет и отчетность рекламы в виде репоста будет вами произведена, что требуют от вас ФАС и Роскомнадзор.
Третий сценарий: оплаченный репост по договору
В данном случае это классическое размещение по схеме РД (опубликовал исходный пост у себя в паблике без маркировки, так как это его хоздеятельность) - РР (сделал репост исходника к себе в паблик) с наличием договора, наличием движением финансовых средств и закрывающих документов от РР для РД.
Пример оформления отчетности в ОРД для рекламной цепочки РД - РР в моих публикациях: ОРД Яндекс, ОРД ВК, ОРД Медиаскаут, ОРД Сбер, ОРД Озон, ОРД-А, ОРД Билайн.
Подводя черту, стоит заметить, что на данный момент правоприменнительная практика только формируется, а разнообразие кейсов может быть безгранично, поэтому вполне возможно от ФАС и Роскомнадзора появятся дополнительные комментарии либо методички как оформлять репосты в каждом конкретном стандартном случае.
В моем Телеграм-канал вы всегда сможете получить ответы по вашим кейсам, найти свежую информацию и экспертизу по маркировке рекламы, а также научиться оформлению отчетности в ОРД, чтобы избежать штрафов от ФАС и Роскомнадзора
Рекомендации по моим публикациям насчет маркировки рекламы:
- Настройка отчетности в ОРД Озон для блогеров
- Гайд по маркировке рекламы в новом ОРД Яндекс для блогеров
- Маркировка рекламы для блогеров с разаллокацией в ОРД Сбер
- Маркировке рекламы для digital-агентства на ОРД Амбердата (ОРД-А)
- Отчеты в ОРД Медиаскаут для владельца интернет-площадки
- Маркировка рекламы для блогеров в ОРД Билайн (1ОРД)
- Как маркировать рекламу рекламному агентству в ОРД ВК
- Маркировка рекламы для блогеров в ОРД Вконтакте
какая же хрень
по сути за любой пост с любой ссылкой можно херачить штрафы
отныне у нас в стране посты с ссылками и/или упоминанием любой организации запрещены
как хорошо, что всем похер
Дмитрий, благодарю за такое понятное разъяснение! Интересная тема, конечно, тк обычные пользователи соцсетей даже не задумываются.
С саморекламой вообще не понятно. Те если мы репост им пост с маркировкой, занесенной как самореклама, то в орд должны сделать так же со своей стороны и записать на этот же креатив ещё один токен с саморекламой? Вот и масло масленое выходит 😵💫