Система проверки Авито или как пытаться защитить свои данные, не став параноиком
После нескольких дней безуспешной переписки с поддержкой Авито, я погуглил примеры досудебных претензий и обнаружил, что на VC просто вагон жалоб и прочих разбирательств с Авито. Зарегистрировался и решил поделиться своей историей, заодно спросить вашего совета.
Для начала стоит отметить, что я довольно редко продаю что-то на Авито, в основном это личные вещи, видеоигры и техника. Профилю больше десятка лет.
На днях вечером, открыв приложение Авито, я обратил внимание на раздел «Уровень сервиса» и «Бесплатные преимущества», которые якобы мне полагаются. Изучив информацию подробнее, понял что мне можно пройти проверку аккаунта/личности, чтобы получить приоритет в поиске и рекомендациях.
Перейдя в раздел проверки и залогинившись через «Госуслуги», система бодренько так сообщила мне, что проверку я уже прошел на другом аккаунте. Потупив пару минут и пытаясь сообразить, как такое могло произойти, я решил написать в чат поддержки Авито.
Для общего понимания ситуации: у меня никогда не было других аккаунтов на Авито, а текущий активный аккунт, как и номер телефона, не менялся уже много лет. В какой-то момент я даже всерьез засомневался в том, не создавал ли я других аккаунтов, так как поддержка упорно настаивала на том, что проверку я уже прошел, всё больше внушая мне параноидальные мысли.
Затем они предложили мне вспомнить все мои номера телефонов и email адреса, мол, может на них ваш другой аккаунт зарегистрирован.
Так или иначе, немного прогретый на паранойю, я стал искать свой старый номер мобильного, которым не пользуюсь с момента перехода на новый.
Старый номер получилось вспомнить и я отправил его вместе со всеми возможными email адресами в ответ поддержке, на что мне было предложено заполнить форму на их сайте, причем обязательно было заполнять ее, указывая старый номер и тему «Профиль заблокирован», хотя мой профиль никто не блокировал, а старый номер вообще не причем тут.
Ладно, так понимаю, они заранее предположили, что мой мифический профиль заблочен, либо им просто плевать. И отчасти их тоже можно понять — три часа ночи, а чел в чате не даёт им покоя.
Через несколько дней я получаю ответ на своё обращение [48279324] от поддержки на email и сходу обнаруживаю интересные подробности:
Здесь они ссылаются на Госуслуги, хотя ранее в чате и далее в переписке эта информация не раз менялась: где-то мне писали о пройденной проверке по видео и фото, а где-то снова про Госуслуги.
Разумеется, никакой проверки документов я не проходил. Крутить лицом перед камерой или подключать, открываемые раз в пятилетку, Госуслуги — такое я бы точно запомнил.
Ситуация мне изрядно поднадоела, но покоя не давал тот момент, что меня буквально обвиняют в том, чего я не делал.
Основным вопросом оставался момент с возможностью прохождения проверки от моего имени, но без моего участия.
Погуглил инфу насчет появления функции проверки через Госуслуги на Авито и, судя по куче однотипных пресс-релизов, она появилась 1 февраля 2022 года. Эта информация немного обнадежила, так как совершенно точно я бы не смог пройти проверку более десяти лет назад, о чем также сообщил поддержке, в надежде на адекватный ответ.
Прогресса не произошло, поддержка сначала задавала уточняющие вопросы, а потом снова ушла в отказ.
Попутно я несколько раз звонил в поддержку и пытался объяснить свою проблему голосом, наивно полагая, что кто-нибудь сможет рассказать, как такое могло произойти.
Мне попадались разные сотрудники, кто-то проявлял чуть больше эмпатии и понимания, кто-то вовсе бросал трубку. Ни на кого не в обиде, объемы работы у них наверняка огромные. Сам я никому не грубил, говорил относительно спокойно и старался понять, как мы можем решить эту проблему.
Тут стоит отметить, что один из сотрудников в телефонном разговоре уточнил у меня старый номер телефона (тот, о котором я писал ранее: единственный другой номер, отличный от того, который привязан к Авито) и затем подтвердил, что с этим номером нет ни одного аккаунта на Авито. Соответственно, вариант со вторым мифическим аккаунтом можно было смело исключать, так как никаких других номеров у меня нет и не было.
Другая сотрудница поддержки по телефону, видимо устав от назойливого клиента, порекомендовала обратиться к юристам или, цитирую: «в правоохранительные органы». А действительно, раз их дырявая система позволяет проходить проверки под чужими данными, почему бы и нет.
Пока в общих чертах обсудил вопрос с адвокатской конторой. Попутно решил поделиться историей здесь и спросить совета: возможно кто-то уже сталкивался с подобной проблемой? И наверняка я не один такой небезразличный к тому, как Авито обращается с нашими личными данными?
Если подытожить, что имеем:
- Проверку на Авито по документам/видео/госуслугам я никогда не проходил, каких-либо других аккаунтов не создавал;
- Поддержка настаивает на том, что проверку я прошел в другом аккаунте.
Исключаем семейный и фактор случайности — ни у кого из моих родных нет доступа к каким-либо моим аккаунтам. Во всех аккаунтах, включая Госуслуги, включена проверка по смс. Любая попытка входа с моими данными была бы замечена.
Получается, что процесс проверки документов на Авито не такой безопасный и надежный, как о нем заявляет разработчик. Либо просто кривой.
Как бы там ни было, если у вас есть примеры текстов досудебных претензий к Авито по схожей тематике, пожалуйста, поделитесь ими в личных сообщениях.
И если у вас была аналогичная ситуация, расскажите в комментах, как вы пробовали ее решить, что из этого вышло. Буду признателен за любой совет.