CustDev и исследования
Кто я и зачем меня читать
🤚 Меня зовут Дмитрий Добродей.
С 2016 года развиваю продукты в корпорациях.
В моем портфеле 20+ продуктов.
Среди достижений – запуск маркетплейса и рост P&L в 8 раз.
Содержание
- Что такое Кастдев (Custdev)
- Customer Discovery
- Виды исследований
- Когда применять
- Юзкейсы
- Рекомендации
Что такое Кастдев (Custdev)
Кастдев (custdev, customer development) — это методология для создания стартапов. Разработал Steve Blank в 1990-ых в Силиконовой долине.
Методология состоит из 4-х шагов:
- Customer discovery — исследования клиентов
- Customer validation — проверка результатов исследований на бою (МВП)
- Customer creating — выход на рынок для подтверждения бизнес модели
- Company building — масштабирование стартапа
Шаги 1ый и 2ой самые важные.
На моих глазах крупнейшая корпорация допустила ошибку и влетела на 100+ млн и тысячи часов работы. Расскажу про это ниже.
Для котиков
- Кастдев — это методология создания стартапов, а не исследований.
- Исследование — это customer discovery только первый пункт из четырех.
- Часто исследования называют кастдевом — это неверно.
Customer Discovery
Customer Discovery — это подвид исследований философией которого является знать своего клиента через общение с ним. Если разрабатывать свои продукты в вакууме, то вы упустите боли клиентов. Вы не репрезентативны и ваши боли не равно боли ваших клиентов.
Выходи из комнаты и общайся с клиентами.
Кастомер Дискавери нужно применять не только в стартапах. В уже работающем бизнесе это тоже необходимо. Бизнес должен знать своего клиента, а для этого нужно быть с клиентом на контакте.
Я всегда транслирую эту философию в свои команды. И мы добиваемся высоких показателей удовлетворенности клиентов, а наши интерфейсы имеют максимальную конверсию.
Для котиков
- Customer Discovery — Это вид исследований
- В чем суть — Выходи из комнаты и общайся с клиентами
- Зачем он нужен — Клиенты скажут, что им не нравится
- Как — Интервью, анкеты, звонки, usability, аналитика
Виды исследований
Даже когда вы у своего друга спрашиваете «как тебе продукт» — вы уже делаете исследование.
Если не “душнить”, то исследования делятся на 3 группы:
- Количественные
- Качественные
- Смешанные
Качественные - Как, количественные - Сколько.
Количественные — фокусируются на сборе и анализе количественных данных.
- Опросы
- Тесты
- Аналитика данных
Качественные — фокусируются на сборе и анализе неколичественных данных.
- Интервью и Фокус-группы
- UX или Usability
- Обратная связь
Смешанные — комбинация.
- Интервью и анкета, опрос.
Исследование строится следующим образом:
- Постановка проблемы
- Выдвижение гипотезы
- Планирование исследования
- Проведение исследования
- Интерпретация данных
- Опровержение или подтверждение гипотезы
Какие, как и когда применять
Качественные
Исследования с фокусом на неколичественные данные.
Например: Как клиенты пользуются вашим сервисом? О чем они думают? Чего они хотят? Есть ли у них дополнительные пожелания?
Интервью — самый популярный вид таких исследований
Нужно выбрать респондентов, подготовиться, провести интервью и аналитику результатов.
Перед интервью формулируйте цель и гипотезы. Иначе вы рискуете отклониться и не сравните результаты интервью других респондентов.
В начале интервью рекомендую расположить к себе и расслабить респондента. Цель простая: респондент должен чувствовать себя максимально близко к реальной среде выполнения задачи. Иначе результат может сильно исказиться.
При проведении интервью говорить и делать должен респондент. Интервьюер не должен влиять на ответы респондента. Не должен давать окрас или оценку.
Хороший вариант — это поставить респонденту задачу и смотреть, как он решает.
Интервьюер должен направлять и возвращать клиента к исследуемому предмету.
Я рекомендую брать на такое интервью UI/UX дизайнера, аналитика и побольше ребят из команды.
Количественные
Применяются на больших выборках клиентов. Как правило, личного общения не происходит. Все эти исследования похожи на анкетирование большого к-ва клиентов либо аналитику имеющихся данных.
Проводят через имейл, опросы, тесты, анализ данных из CRM, WEB и т. д.
Примеры: NPS, CSI, Воронка, CR (Конверсии — Ознакомьтесь со статьей по ссылке), и тп.
NPS — оценка уровня удовлетворенности клиентов (Насколько ваш продукт нравится людям).
Считается так: доля промоутеров — доля критиков. Получается значение от -100% до 100%. Чем выше, тем лучше.
Мы с командой подняли NPS с 56 до 80%! Ниже в статье опишу этот кейс.
NPS 60% — супер круто, а если >75% — единорог!
Юзкейсы
Страхование питомцев
Ошибка в исследованиях, которая стоила компании больше 100 млн и тысяч часов разработки.
В поисках нового продукта Компания провела аналитику рынка и нашла продукт, который имел огромный потенциальный охват - Страхование питомцев. Питомцы есть в каждой третьей семье в Рф.
Продукт новый и прежде чем запускать требовалось провести Customer Discovery.
Провели исследования, суть которых свелась к вопросам: Купили бы вы такой продукт? Сколько бы вы заплатили? Нравится ли он вам? Положительно ответила статистически достоверная выборка респондентов. Результаты признали успешными и запустили продукт. Инвестировали деньги и время в разработку и маркетинг.
Так мне достался убыточный продукт. Прежде чем закрыть продукт, я провел свои исследования. Цель была понять, почему не покупают. Были выдвинуты несколько гипотез: Слишком дорого, низкие риски и тп.
В ходе интервью выяснил, что ситуация еще хуже, чем мы думали! Клиенты считают выплату по страховке за своего "члена семьи" слишком меркантильной и аморальной. Клиенты не хотят получать выплаты за смерть или повреждение своего близкого питомца.
Ключевая разница между моим 1ым и 2ым исследованиями — это вопросы.
В первом интервью задавались вопросы на "бы": Купили бы? Было бы полезно? Респонденты отвечали положительно из вежливости или потому что "им так кажется».
А нужно было задавать вопросы типа: Купите прямо сейчас? Почему?
В первом кейсе клиенты фантазировали, а во втором были поставлены перед фактом.
NPS 60% — ты супер крут, а если больше 75% — единорог!
NPS — уровень удовлетворенности клиентов. Считается как разница между долей тех, кому нравится, и тех, кому не нравится.
Под продукт, который мы запустили, уже существовал рынок.
В корпорации очень скептически относились к нему. Считали этот продукт токсичным. Поэтому перед нами стояла задача запуститься так, чтобы не навредить репутации основного бизнеса.
Мы по-классике сделали исследования и запустили первую MLP/MVP (минимально привлекательный продукт). Сделали замеры NPS и получили значение около 56, что уже круто. Но мы услышали, что у Амазон где то 65. Поэтому решили двигаться дальше.
Провели глубинные интервью, собрали обратную связь с почты, позвонили клиентам, сделали юзабилити с трансляцией экрана, где клиент проходил наши CJM. По итогу получили около 40 инсайтов, фичей и багов. Приоритезировали и взяли в работу.
Клиенты буквально сами сказали нам, Что нужно изменить. И мы изменили. А дальше вы знаете из заголовка. NPS 75-80%. Показатель настолько высокий, что нам даже никто не верил первое время.
Рекомендации
- “Выходи из комнаты” и общайся с клиентами
- Мониторь удовлетворенность клиентов
- Не формулируй вопросы на “Бы”
- Прочитай: “Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?”
Дима, это очень интересно!
Написано понятным языком)
Спасибо, прочитала с большим удовольствием 😊