Пример российско-турецкой торговли, который оказался нелегальным. Будьте осторожны

Пример российско-турецкой торговли, который оказался нелегальным. Будьте осторожны

Занимаетесь российско-турецкой торговлей и думаете, что вы работаете в легальном поле? Расскажем кейс, как различные компании вводят вас в заблуждение.

Мы - логистическая компания Yukka Trans Kargo, а также самый крупный франчайзи СДЕК в Турции.

На прошлой неделе провели переговоры с турецким производителем обуви, экспортирующим в разные страны, включая Россию. Производитель не новичок в международной торговле - в прошлом году только в Европу отправил 3 тонны обуви.

Разговорились о схеме их работы. Владелец производства уверен, что торгуют с Россией они совершенно легально.

Схема следующая. Производитель является компанией экспортером. В России у них также имеется свое юр.лицо, являющееся импортером. Однако напрямую производитель экспорт не осуществляет. Для этого они пользуются услугой третьей компании, с юр.лицом в России, которая осуществляет:

  • логистику груза
  • решает таможенные вопросы
  • осуществляет регистрацию в системе “Честный знак”

Красота же? Производитель уверен, что его груз летит прямиком в Россию (ведь ему даже называли номера рейсов), через 3 дня оказывается “чистеньким” на российской стороне и готовым к продаже.

Больше всего смутило во всей этой истории наличие третьей компании. Зачем?! Если есть компания экспортер, которая может возвращать 20% за экспортный товар. Есть их же компания импортер, которая может должным образом принять товар и получить на него всю необходимую документацию. Зачем же нужен тогда какой-то странный посредник?!

“Он снимает с нас всю головную боль, связанную с логистикой, таможней, сертификацией, “Честным знаком”. Мы не хотим всем этим заниматься. Вернее даже не то, что не хотим, мы не умеем. Мы не знаем ваших законов, не понимаем, как у вас в России что организованно. Но мы знаем, как делать хорошо обувь. А третья компания берет на себя всю организационную и логистическую работу”

И да! Но ведь что-то тут не чисто. Мы стали задавать вопросы. И выяснили, что товар отправляется по заниженному инвойсу. Например, они отправляют обувь на сумму 10000 евро, а оформляют ее как груз на 1000 евро.

С вероятностью 95% такой груз заходит в Россию не прямыми рейсами в московские аэропорты, а с залетами в Астану или Бишкек. Производитель вдруг понял, что у него нет уверенности, каким маршрутом на самом деле его груз попадает в Россию, а номер рейса узнать на табло вылетов не так-то и сложно.

Заниженный инвойс - это нарушение таможенного законодательства. При таком варианте ввоза товара был нарушен порядок его декларирования, который определен Договором о ЕАЭС, Федеральным законом «О таможенном регулировании в РФ», Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257.

Согласно российскому законодательству, ввезти иностранные товары в Россию для того, чтобы дальше ими распоряжаться без каких-либо ограничений можно только соблюдая условия:

1. товар прошел таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

2. заплатили все таможенные платежи

3. представили документы,подтверждающие соблюдение всех требований.

• Ответственность за недекларирование товара предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ

• Ответственность за несоблюдение ограничений на ввоз товара в ЕАЭС и РФ предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ и ст. 16.2 КоАП РФ.

• Пользование незаконно ввезёнными товарами может грозить наказанием по ст. 16.21 КоАП РФ.

Так как в данном случае эти условия не были соблюдены, то ввоз незадекларированного товара влечёт за собой административную ответственность.

В большинстве своем, эти статьи КоАП предусматривают штраф в размере от ½ до двух- или трех-кратного размера стоимости товаров. То есть, если стоимость товара, который ехал серыми схемами - 5 миллионов, то минимальный штраф – 2,5 миллиона рублей. Вдумайтесь! А то и все 10 или 15 миллионов.

Вся абсурдность ситуации в том, что производитель, не имея достаточно знаний и понимания ВЭД, уверен в том, что у него все чисто, ведь его товар даже имеет “Честный знак”.

Задали ему вопрос: Представьте, что вы покупаете товар в Китае на 10000 евро, а ввозя в Турцию указываете на границе его стоимость 1000 евро. Такое отзеркаливание ситуации округлило глаза наших собеседников. Так нельзя! Это будут очень большие штрафы.

Да, друзья, так и есть. И таможенная служба России также против незаконного ввоза товаров на свою территорию.

Спрашиваем производителей, сколько денег они тратят на маркетинг в России. Сколько им обходится контекстная реклама, сотрудничество с блогерами, сколько они вкладывают в раскрутку каждой карточки на маркет-плейсах. А логичный вопрос: вам разве хочется все это терять из-за серых схем?

А как же на счет возврата 20% КДВ? Если товар уходит по заниженному инвойсу, то вместо 2000 евро возврата КДВ возврат будет только 200 евро.

Турция поддерживает своих экпортеров, так, например, организовав экспорт товаров на 1 миллион евро, экпортеру предоставляется возможность оформления Зеленого паспорта.

Экспортерами Турецкое государство готово возмещать до 50% расходов на маркетинг зарубежом. Оплачивает выставочную деятельность компании.

Да, белый экспорт требует от компании чуть большего времени на первичную организацию, необходимо должным образом оформить документы, внимательно отнестись к регистрации бренда, регистрации в системе “Честный знак”. Однако в дальнейшем “Белый экспорт” сулит только сплошные выходы, с экономической точки зрения в том числе.

Я обратилась к производителю: “Вы большая серьезная компания, вы вложили огромные средства в развитие своего дела, в течение стольких лет вкладывались в узнаваемость вашего бренда в России. Зачем вам рисковать всем?”

“А вы можете помочь с таможней?” - спрашивает владелец компании?

“Нет, мы логистическая компания, мы можем честно довести ваш товар. И можем познакомить вас с честными таможенниками, нашими коллегами, которые должным образом оформят ваш груз.”

“А как же маркировка“Честный знак”? На самом деле если бы мы знали, как правильно это делать, мы бы посадили там своих сотрудников в офисе, они бы все сделали…”

“Мы готовы проконсультировать ваших сотрудников, провести обучение, как его делать самим. Если не хотите сами, можем взять данную услугу на аутсорс”.

Посчитали логистику, растаможку для данной компании. Будем работать. Да простят нас юркие и шустрые компании, которые вешают лапшу на уши, и возят товары серыми путями, нарушая законодательства стран.

Если вы торгуете турецкими товарами, работаете с турецкими производителями и вам есть, что терять, вы можете проконсультироваться с нами.

22
2 комментария

легко попасть в ловушку в подобной ситуации и огрести проблем

1
Ответить

Сто процентов! Всегда стоит работать строго в правовом поле тех стран, в которых вы ведете свою деятельность. Если у вас дальние планы и вы стремитесь заработать не только здесь и сейчас, а выстроить сильную международную компанию, твердо стоящую на ногах, то лучше перестраховаться и проверить своих партнеров

Ответить