С чего начать, если запускаете свой бизнес в социальных сетях?

Всем привет. Меня зовут Андрей.
В этой статье поделюсь своим видением на подготовку к запуску бизнеса в социальных сетях и для тех кто начинает с нуля и для тех, кто раньше привлекал клиентов с других площадок (сайта или досок объявлений) и планирует масштабироваться в соц.сетях.

С чего начать, если запускаете свой бизнес в социальных сетях?

Сразу обозначу основные вопросы на которые сделаю акценты:

— Понимание потребностей людей

— Целевая аудитория в том числе люди с которыми вы не хотите работать

— Аудит конкурентов

— Понимание и постановка целей для вашего проекта в соц.сетях

— Ваше собственное понимание как создателя проекта о том что происходит и как это работает

Понимание потребностей

Пункт скорее для тех кто только начинает, а не расширяется т.к. тем кто расширяется скорее всего известны основные потребности их клиентов.

Как узнать потребности?

— Yandex Wordstat, Google Trends, Кабинет вебмастера mail.ru (статистика запросов)— по сути своей аналогичные сервисы с помощью которых вы познакомитесь с тем, что чаще всего ищут в поисковиках

Ответы mail.ru , сети вопросов и ответов (например ask.fm), форумы по вашей теме — здесь можно найти конкретные вопросы и формулировки того чем интересуются люди

Исследование рынка на заказ или поискать что есть в открытом доступе

Кейсы из вашей сферы, которые выкладывают в тематических группах или сайтах (в них могут быть и потребности и ЦА и идеи по рекламе и прочие рекомендации)

Откройте глаза пошире, смотрите на мир по-новому (как ни странно этот навык может оказаться самым полезным)

И конечно же изучить то, что делают конкуренты, про них будет отдельный большой пункт

Целевая аудитория

Очень важный пункт для понимания. Кто уже покупал ваши продукты? Или кто по вашему будет это делать? Очень полезно будет сразу учесть тех, кому вы не хотите продавать — сбережет вам массу нервов в будущем

Как обычно описывают ЦА? Пол, возраст, Гео, доход, наличие семьи и т.д. Многие вообще ограничиваются только возрастом и полом.

Я бы вам предложил рассмотреть еще и сценарии поведения этих людей.

Давайте возьмем простой пример — услуги маникюра в определенном районе. ЦА — женщины 25 лет из этого района. Берем 3 женщин, они даже учились в одном классе. Но первая — многодетная мама, вторая — модница, третья — бизнесвуман. Как вы понимаете в плане потребностей — это очень разные женщины.

Первой нужно решить вопрос с детьми и чтобы маникюр был максимально стойким. Второй нужен эксклюзивный дизайн, не важны цена и время сеанса. Третьей нужна классика и быстрота сеанса.

Что делать? Как привлечь всех троих в салон?Каждой нужно предложить то, что она хочет. Либо фокусироваться только на маникюре для мамочек, как вариант.

Еще небольшой лайфхак для тех кто уже продает с помощью сайта. У вас есть отличная статистика посетителей, которые можно посмотреть через метрику или аналитику — это на случай если на память не получается выделить определенные сегменты людей.

Аудит конкурентов

Начнем как ни странно с аудита сайтов. Similarweb , serpstat либо другие аналоги в помощь. Можно узнать количество людей, которые посещают страницу, источники посещения, конкурентные сайты и т.д.

Сайты с первой страницы выдачи, эти компании вероятно вкладываются в seo, именно поэтому они оказались на первой странице.

Сайты из рекламной выдачи, эти компании вкладывают в контекстную рекламу соответственно деньги у них есть.

Через сайты вы можете изучить ассортимент, акции и найти их страницы в соц. сетях.

Либо напрямую искать в соц сетях через поиск

Задача составить список желательно с градацией от маленьких до крупных конкурентов.

Зачем это делать?

У маленьких скорее всего будет проще перехватить конкурентов потому что у людей нет стойкой ассоциации с этим брендом, они еще не приросли к нему.

Вообще нужно понимать, что человека, который уже выбрал и доволен компанией, сложно переманить особенно если за компанией стоит известный бренд и тысячи отзывов. Мозг человека не ищет сложных решений, если есть место где потребности удовлетворяются, то этого большинству людей более чем достаточно.

У крупных конкурентов можно смотреть за счет чего они продвигаются и мотать на ус, если конечно есть планы расти дальше.

Да, и в целом если в сфере много конкурентов — это хороший знак того, что деньги есть.

Ответить по итогам аудита на вопросы:

-Какие у вас есть конкурентные преимущества?

-Очевидны ли ваши сильные стороны для клиентов или необходимо дополнительно объяснить?

-Слабые стороны вашего продукта и бизнеса?

-Что можно сделать чтобы нейтрализовать слабые стороны?

-Что выделяет ваш продукт на фоне остальных?

-Что можно сделать прямо сейчас?

Кроме ответов на эти вопросы у вас будут конкретные данные

Аудитория и ее характеристики;

упаковка (какой дизайн и есть ли он вообще);

реклама и используемые креативы (для анализа в ФБ библиотека рекламы facebook, для анализа в различных сетях Advancets/Publer, для анализа ВК target hunter/церебро);

контент (темы постов, частота постов, на что люди реагируют, какие акции проводят);

какие продукты предлагают.

Постановка целей

Важно сразу понимать ради чего все это. Если просто ради «раскрутки группы» или потому что все уже в соц.сетях. Это все не то.Если у вас стоят конкретные задачи — продавать и при этом в самое ближайшее время, уже под эту цель вы и подбираете действия и инструменты.

Из практики часто возникают проблемы как раз из-за непонимания, например компания, которую никто не знает, продает смартфоны, но они хотят сразу же продавать много смартфонов на большие деньги — хочешь сразу и много, тогда создай сайт и вперед в поисковик запускать контекстную рекламу, а то что там очень большие ставки в конкурентных нишах уже совсем другая история, но тебе ведь нужно быстро.

Либо люди начинают с проведения конкурсов или прости Господи накрутки и ждут продаж. А с чего бы им взяться? Зачем ботам и любителям халявы ваши продукты?

Понимание создателя проекта

Многие пытаются пройти по легкому пути мол сейчас отдам все на аутсорс и дело попрет. К сожалению такой подход актуален для тех, кто в состоянии нанять директора по маркетингу либо просто инхаус специалиста.

Вопрос к остальным, как вы будете проверять работу специалистов? И как например специалист сможет объяснить вам что в группе ВК не нужно дублировать каталог с вашего сайта потому что сайт банально удобнее, чем миллион постов на стене в группе ВК?

Чем лучше вы понимаете суть происходящего, тем вам будет проще и результаты в конечном счете будут выше.

Я не призываю становиться специалистом во всем от фотошопа до яндекс директа, я призываю к понимаю что дает дизайн и как происходит реклама в поисковике.

Ключевая задача не сделать идеально с первого раза, такого не будет. Ключевая задача создать минимально жизнеспособный продукт (MVP), с которым можно получить результаты уже сейчас и можно будет работать дальше на основе собираемых данных.

Спасибо за внимание.

Интересно услышать о вашем опыте в комментариях, что применяли, что сработало, что не сработало.

22
2 комментария

Автор, дарю ответ на загадку - как привлечь в один и тот же салон и мамочку, и модницу, и бизнес-вумен:
Составляешь расписание в соответствии с распорядком ЦА - мамочки с утра, по промо тарифам, модницы - ближе к вечеру или по пятницам, а бизнес вумен - в выходные, с приглашением крутого "маникюрщика", записью за 3 месяца и конскими тарифами ))

Ответить

спасибо за идею))

Ответить