Как управлять командами и помогать им расти — опыт VK

Как руководить большими и малыми командами, синхронизировать разные направления и успевать развиваться? Что делать, если сотрудник перерос свой отдел? На эти вопросы ответили руководители двух направлений ВКонтакте — интегрированных проектов и продуктового маркетинга — Мария Шилова и Алла Брызгалова. Краткую версию разговора читай здесь, а полную — слушай в новом выпуске подкаста «Потом доделаю»

Как управлять командами и помогать им расти — опыт VK

Как синхронизироваться в большой команде

Когда бизнес растёт, важно оставаться в рамках стратегии продукта и не допускать, чтобы одно из направлений перетягивало одеяло на себя.

Можно проводить «собрания собраний» и «регламентировать регламенты», чтобы сотрудники были в одном инфополе. При этом важно, чтобы синхронизация команды не превратилась в один бесконечный созвон, когда на задачи остаётся всего пара часов.

Поэтому:

  • Прицельно работайте с продуктовой и коммуникационной стратегией — объединяйте усилия продукта и маркетинга
  • Согласовывайте внешние и внутренние коммуникации, чтобы они жили в одном потоке

В динамично развивающихся компаниях нередко происходит текучка. Сотрудники могут не знать или не успевать следить, кто за что отвечает. Из-за этого они выполняют чужую работу и перегружаются. Так что закладывайте время на изучение зон ответственности — это поможет избежать непредсказуемых изменений, поломок рабочих процессов и выгораний.

Алла Брызгалова, руководитель продуктового маркетинга ВКонтакте

Как эффективно руководить командами и делегировать

Разберём два сценария.

Первый сценарий — у руководителя нет команды, и вся ответственность лежит на его плечах:

👍 Нет команды — не нужно мотивировать и подпинывать сотрудников, тратить время на общение с ними. Можно спокойно работать над задачами.

👎 Самостоятельно справляться с завалом из микрозадач — тяжёлый груз. При разгоне идей или новых механик приходится вариться внутри себя, что сильно ограничивает креатив.

💡 Развитие навыков делегирования освободит время на стратегические дела и позитивно скажется на компании в целом. Одни задачи можно передать полностью, к другим подключаться время от времени, когда это важно. Если команды нет, обратись к смежным командам и их свободным рукам. Это ещё и просигнализирует руководству, что нужны новые сотрудники. В итоге все останутся в плюсе.

Второй сценарий — когда есть большая команда:

👍 Сотрудники вместе работают на общие цели компании. Вся команда заинтересована в результате.

👎 У сотрудников разный уровень экспертизы. Это может привести к неравномерному распределению обязанностей, недовольству и выгоранию.

💡 Важно грамотно распределить ответственность и нагрузку в команде. Задача руководителя — быть включённым в процессы и понимать, кому отдать задачу так, чтобы ни одна часть проекта не проседала. Например, у джуна свой уровень экспертизы, который укажет более опытным сотрудникам на неочевидные вещи. Такой микс повысит продуктивность команды.

Что делать, если сотрудник перерос отдел

Иногда вчерашний джун перерастает коллектив и даже руководителя.

Есть два пути.

Создать новое направление в компании

Если уговаривать сотрудника остаться, это может фрустрировать его и привести к выгоранию. Об эффективной работе тут нет и речи.

Зато можно создать для сотрудника отдельное направление, которым он будет управлять. Важно сообщить об этом руководителям других направлений: такая практика может стать новой нормой и точкой роста для всех. А для самого сотрудника это вызов и мотивация достигать новых вершин.

Взять вместо сотрудника джуниор-специалиста

В книге «Идеальный руководитель» Ицхака Идизес пишет, что руководителю важно быть предприимчивым. То есть уметь прогнозировать риски и отлавливать момент, когда сотрудники или вырастут, или выгорят.

Ещё одно решение ситуации с выросшим сотрудником — взять на его место джуна. Сначала новенький будет совершать ошибки, за ним придётся больше следить и учить. Но в перспективе эта инвестиция даст больший результат, чем попытка удержать сотрудника, который хочет уйти.

О выгорании, профессиональном и личностном развитии

Эти советы помогут руководителю не забывать о себе:

  • Выделяй время на саморазвитие и личную жизнь — этот навык приходит с опытом
  • Выходи из зоны комфорта. Берись за новые проекты, расширяй компетенции и пул задач
  • Находи баланс в работе и личной жизни — это зона роста для каждого трудоголика
  • Помни, что работа по ночам — не геройство, а халтура. Это означает, что ты не успеваешь справляться с задачами днём, и эту проблему нужно решать
  • Бери не количеством, а качеством. С оглядкой, справишься ли с новыми обязанностями
  • Не думай, что без тебя всё вокруг развалится — это поможет избежать нервных срывов и выгорания

Другие полезные советы по управлению командой от Аллы и Марии — в выпуске подкаста «Потом доделаю» 👈

Текст подготовила автор WEEEK Олеся Шерстобитова.

1818
1 комментарий

Управление командами требует гибкости и стратегического мышления

1
Ответить