Почему BlackStar должен купить РокетБанк?

Пост-размышление (не инсайдерская информация).

Пару слов обо мне. Имею опыт запуска нескольких стартапов и выхода из них. Сейчас занимаюсь созданием новых продуктов в роли head of business development в IT-вендоре. То есть видеть возможности, создавать новые продукты и есть моя работа. Кроме того по образованию я антикризисный менеджер))

На дворе кризис, а кризис я оцениваю как время возможностей. Не так давно во многих СМИ обсуждали ситуацию вокруг РокетБанка. Qiwi публиковали информацию, что Рокет становится для них обузой и они не видят перспектив продукта в своем портфеле. Компания искала покупателя начиная с середины 2019 года, но до сих пор не нашла.

Предположу, что искался покупатель в лоб и из той же сферы. Такой подход маловероятен, так как банковский рынок не столь велик, а банков, которые могут и желают что-то покупать, вообще единицы. Поскольку информация об убытках РокетБанка была опубликована, поиск покупателя выглядит как попытка найти следующего донора для покрытия убытков. Важно отметить, что такой актив будет сильно дисконтирован ввиду отрицательного P&L и срочности (становится ясно, что Qiwi не готовы даже год покрывать убытки и речь идет о продаже или закрытии).

Исходя из всей ситуации я выдвигаю гипотезу, что BlackStar мог бы купить РокетБанк у Qiwi.

Основные предпосылки к данной сделке - почти схожий портрет аудитории у обоих брендов. Так называемые «хипстеры», то есть активная молодежь с достатком среднего и выше среднего уровня, желающие получать удобные и современные инструменты и продукты, готовые платить за комфорт и престиж.

BlackStar (2,2 млн подписчиков и Инстаграм) - это не только музыкальный и продюсерский центр, но и бизнес-империя, которая управляет несколькими продуктами и направлениями, они почти ежегодно запускают новые бизнесы.

Костяк аудитории создан на базе фанатов Тимати и далее развивался за счет притока новых артистов с их аудиторией. Множество совместных аудиотреков способствовало смешению и объединению аудитории. Выдвину предположение, что около 20% составляет общая аудитория лейбла и 80% персональная аудитория артистов, которые слушают только их треки.

BlackStar Group сегодня включает в себя следующие бизнесы:

1. Продюсерский центр. 14 артистов различного уровня и стадии. Кто-то из них собирает стадионы, кто-то делает первые шаги. Оценим их аудиторию в инстаграм, как бенчмарк популярности.

Тимати - 14,9 млн. подписчиков. Безусловный лидер музыкального лейбла;

Почему BlackStar должен купить РокетБанк?

Natan - 989 тыс. подписчиков;

MOT - 4,7 млн подписчиков;

Клава Кока - 3,3 млн подписчиков;

Дана Соколова - 493 тыс подписчиков;

Doni - 857 тыс подписчиков;

Миша Марвин - 1 млн подписчиков;

Ternovoy - 911 тыс подписчиков;

НаZима - 1,6 млн подписчиков;

Боронина - 356 тыс подписчиков;

Анет Сай - 228 тыс подписчиков;

Amchi - 197 тыс подписчиков;

Slame - 338 тыс подписчиков;

ARS-N - 55,9 тыс подписчиков.

За год артисты лейбла дают более 700 концертов различного масштаба. Это в среднем по два концерта в день. Так же продюсерский центр получает прибыль от рекламы созданной с участием артистов или на их официальных страницах в социальных сетях.

2. Black Star Wear - производство и продажа одежды. 35 магазинов в России, 5 магазинов в Казахстане, по одному в Киргизии, Латвии, Беларуси, Молдовы, Румынии, Туркменистан, Узбекистан и Эстония. Итого 48 магазинов одежды.

3. 13byBlackStar - барбершоп (парикмахерская) и тату салон. 16 точек в России и зарубежом в т.ч. в Европе.

4. BlackStar Burger - сеть бургерных, 43 локации в России и в СНГ.

5. 13 Beauty - салоны красоты от BlackStar в 2-ух локациях в Москве.

6. 13 Academy - учебный центр. Сложно оценить масштаб ввиду реализации различных направлений. В программе как обучение сотрудников проданных франшиз так и различные обручающие курсы.

7. BackStar carwash - мойка автомобилей, детейлинг и шиномонтаж. Одна локация в городе Москва.

8. BlackStar gaming - сеть салонов видеоигр из 8 локаций в России.

9. BlackStar carting - картинг в двух локациях в Москве и Санкт-Петербурге.

10. Black Star fitness - фитнесс-центр в Москве.

11. BlackStar radio - онлайн радио через приложение для iPhone и устройств на операционной системе Android.

Основная модель масштабирования бизнесов - это запуск собственных точек и последующая продажа франшиз. За счет популяризации артистов лейбла происходит лидогенерация в новые направления. Соответсвенно на все бизнесы BlackStar нанизывает практически одинаковую аудиторию. Это позволяет иметь начальную и лояльную аудиторию при запуске новых бизнесов или локаций. Реализуется стратегия зонтичных брендов (вид стратегии расширения бренда, заключающийся в выпуске под одной маркой сразу нескольких групп товаров или товарных категорий, при этом в названии товаров доминирует имя компании-производителя). Это имеет плюсы для франчайзинга, безусловно преимущественно за счет воспитания сильного материнского бренда и минусы в виде репутации в случае неуспешного бизнес направления.

Давайте проанализируем потребление продуктов из портфеля BlackStar Group. Почти все продукты имеют событийное потребление (концерты, попкорн, покупка одежды, бургеры, видеоигры, картинг, обучение) или редкопериодичные (салоны красоты, фитнес-центры). Отдельно нужно отметить, что саму музыку фанаты могут потреблять с высокой частотой, но это практически не имеет прибыли или очень малого размера.

Сразу становится понятно, что BlackStar не имеет в портфеле продукта, который мог бы связать все их проекты и имел постоянное потребление.

Именно поэтому, я считаю, что покупка РокетБанк BlackStar-ом может стать сделкой имеющей синергию для всех. Необанкинг вписывается в аудиторию молодых и современных, «хипстеров», фанатов и предпринимателей, которые работают или мечтают работать с продуктами BlackStar. Преимущества от сделки - единое приложение для потребителей их разных продуктов. Нужен продукт, которым могут пользоваться все и часто. Он должен быть онлайн, должен быть реализующий потребность и не меняющий текущие паттерны поведения.

Плюсы которые получит BlackStar от этого.

1. Продукт с высокой частотой использования. Соответсвенно появляется онлайн точка касания с аудиторией.

2. Анализ поведения и потребления аудитории BlackStar-РокетБанка для выбора новых ниш и повышения рентабельности существующих бизнесов.

3. Точка продвижения текущих бизнесов.

4. На базе приложения банкинга возможно создание мультипродуктовой системы лояльности.

5. Возможность продажи билетов онлайн, кредитования или рассрочки продажи билетов. Что положительно скажется на заполняемости концертов и прибыли продюсерского центра.

6. Возможность кредитования франчайзи.

7. Расширение аудитории за счет текущих пользователей РокетБанк.

РокетБанк

Почему BlackStar должен купить РокетБанк?

Необанк РокетБанк сейчас на стадии оттока клиентов после новостей от Qiwi. СЕО РокетБанка рассказала, что они отменяют бесплатный тариф, но команда знает как развивать новые фишки. Сейчас, на мой взгляд, им не хватает стабильности и клиентов. Текущий минимальный тариф составляет 390 рублей в месяц. Тариф «корпортивный» может быть использован для сотрудников всей франчайзинговой сети BlackStar Group, а тариф для самозанятых окажет влияние на форму трудоустройства к франчайзи в некоторых регионах.

Плюсы для РокетБанк от сделки.

1. Приток новой аудитории. Оцениваю, что за первый год от 300 000 - 500 000 клиентов могут начать пользоваться РокетБанком (это в районе 2,5% аудитории Тимати, что является вполне реалистичным). Соответсвенно это выручка в размере 117 - 195 млн рублей в месяц. или 1404 - 2340 млн рублей в год.

2. Выход из кризисной ситуации.

3. Повышение инвестиционной привлекательности.

4. Возможности выхода в страны СНГ, так как BlackStar имеет большое количество фанатов в странах бывшего советского союза и там постоянно расширяется франшизная сеть.

Если сравнивать локации присутствия РокетБанка и бизнесов BlackStar Group, то окажется высокое пересечение. Рокет на сегодня оказывает услуги доставки карты в крупнейшие города России от Москвы до Барнаула. Аналогичные локации выбирают и франчайзи продуктов BlackStar. Это косвенно говорит о том, что мультипродуктовая система лояльности после данной сделки могла бы дать приток клиентов в франчайзинговый бизнес BlackStar Group.

BlackStar позиционируют себя как лайстайл-корпорацию будущего с миссией "Объединить миллионы людей по всему миру на основе уникального образа жизни BlackStar" (цитата из брендбука). Таким образом, РокетБанк мог бы стать как раз тем продуктом, который реализует эту миссию в полном объеме.

Резюмируя можно сказать, что данная сделка пошла бы на пользу обеим сторонам. А проводить её в текущее время - это возможность приобрести актив за меньшую стоимость для BlackStar Group и улучшить состояние РокетБанка.

P.S. Прошу вас не давать эмоциональные окрасы брендам, говорить про неуспешность кого-либо из них, писать про бургеры для Собянина и прочее. Только про бизнес, только про выгоды

77
20 комментариев

То, что нужно для Тимати и БлэкСтар

8
Ответить

Хааа)))

Ответить

 vc-ru-эксперт 80 уровня)

4
Ответить

Тоже так подумал и решил написать это)))

Ответить

У Рокета нет банковской лицензии, поэтому покупатель может быть только банк

1
Ответить

Думаю, что при увеличении выручки и выходе на самоокупаемость, Qiwi не будут форсировать продажу. 

Ответить

Аудиторию BlackStar не нужно складывать из аудитории 14-ти участников - это одна и даже аудитория, размером не более 14 млн.

Ответить