Общаемся в ICQ и ведем сделки в NetCat: звучит страшно, работает идеально
Как управлять продажами по России и Казахстану в едином рабочем пространстве? Что поможет реализовать проект с долгим производственным циклом? Какие показатели контролировать? Расскажу, как мы создаем эффективную IT-инфраструктуру под бизнес-процессы компании. И почему не покупаем готовые решения «из коробки».
Привет! Я ― Фарид Гарипов, директор производственно-строительной компании «Торуда» с 14-летней историей. Сначала мы занимались онлайн-торговлей. На пике у нас было 80 специализированных интернет-магазинов ― от техники для внедорожных гонок до интерьерного освещения. С 2019 года специализируемся на комплексном благоустройстве территорий: строим детские и спортивные площадки, обустраиваем зоны отдыха, создаем места притяжения.
За это время бизнес-процессы не раз менялись. Мы увеличивали штат вдвое, выстраивали работу с удаленными сотрудниками, адаптировали продажи под длинный цикл сделки ― от заявки до строительства и монтажа. Изменения в процессах требовали нового IT-ландшафта.
Расскажем, как мы с помощью простых инструментов построили кастомную цифровую инфраструктуру, которая оптимально подходит для решения бизнес-задач компании. При этом мы не переплачиваем за избыточный функционал и имеем задел для развития.
Почему мы создаем свои решения, а не покупаем готовые
Наш принцип ― не приобретать пакет ПО у вендоров, а самим собирать инфраструктуру из внешних программных модулей. Каждый инструмент мы дорабатываем под процессы компании: одни функции допиливаем, от других отказываемся.
Что дает такой подход к построению инфраструктуры:
- Максимальную гибкость в разработке новых решений.
- Быстрое внедрение изменений.
- Возможности для масштабирования.
- Простую адаптацию сотрудников.
Есть и минус: чем больше кастомизации, тем сложнее потом интегрировать сервисы с другими системами.
Пример:
Когда мы развивали онлайн-торговлю, делали сайты на CMS Netcat. Чтобы эффективнее обрабатывать заказы, мы допилили ее функционал до полноценной CRM с этапами и статусами сделки.
Почему не купили готовый продукт? Дело в том, что Netcat обладает важным для нас преимуществом ― поддерживает многосайтовость, то есть позволяет быстро создавать клоны сайтов для разных регионов. В том числе можно загрузить в интернет-магазин один товар и менять его цену в разных городах:
CRM на NetCat Другие CRM
1 карточка товара ― 90 цен 90 карточек товара ― 90 цен
Это хорошо влияет на SEO: улучшается видимость сайта в поисковой выдаче по конкретному региону, растет органический трафик. Другие CRM так не умеют: для каждого города придется создавать отдельную карточку товара.
Как автоматизация и аналитика помогают улучшить бизнес-показатели
Сначала мы не интегрировали все инструменты в единый IT-ландшафт, а тестировали функционал отдельных связок. 2023 год стал переломным. Мы начали наращивать объемы, запустили новые направления и собственное производство оборудования. Понадобилась более сложная система аналитики, чтобы оцифровать все этапы воронки продаж и отслеживать показатели на каждом из них. Мы решили интегрировать сервисы в одну систему.
И снова убедились, как важно считать все показатели. Банально, но это работает: сначала вы обнаруживаете слабые места в процессах, наводите порядок, а потом видите рост.
Примеры:
- Начали контролировать уровень дебиторской задолженности и автоматизировали напоминания клиентам ― те стали оплачивать счета на 20% быстрее.
- Стали измерять процент пропущенных звонков ― внедрили спам фильтр на основе базы спам-номеров Тинькофф: 75 тыс. номеров, благодаря чему в среднем 20 звонков от спамеров не проходят к нам, а менеджер не тратит на них своё рабочее время.
- Внедрили в CRM новые статусы заказов ― по сравнению с 2022 годом, за 2023 год было обработано на 50.29% заказов больше, на 70.59% больше входящих звонков, на 209% больше исходящих звонков, средний чек вырос на 103.87%.
Из чего состоит наша IT-инфраструктура
Мы пришли к такой конфигурации:
Расскажем о каждом инструменте и связках.
CRM на базе NetCat
CRM ― центральное звено нашей инфраструктуры: в ней обрабатывается информация от всех сервисов. В систему попадают входящие лиды из разных источников ― звонков, мессенджеров, чат-ботов и форм на сайтах. Заявки маркируются тегами, их легко сегментировать по типам клиентов.
Менеджеры должны обработать новый лид в течение 15 минут. Если никто не взял его в работу, ответственный назначается автоматически. Ему нужно в течение часа перезвонить клиенту: дозвонился ― оставил в заявке информацию о заказе, нет ― сделал пометку о времени следующего звонка. Если менеджер не успел обработать лид, сообщение об этом получает его руководитель.
Мы доработали классическую воронку продаж под наши процессы и создали такие этапы:
- Заказ в обработке
- Уточнение запроса
- Рассмотрение вариантов
- Согласование заказа
- Ожидание предоплаты
- Изготовление оборудования
- Доставка и строительно-монтажные работы
Каждый этап сделки сопровождается оповещениями. Благодаря этому ни один клиент не теряется.
Для заказчиков работает параллельная система оповещений в чате, по которой они тоже могут отслеживать прогресс по заказу.
Со временем мы расширили функционал CRM. Сейчас она, по сути, превратилась в BPM ― систему управления бизнес-процессами. Так, в нее входят модули:
- бронирование переговорных,
- управление днями рождения,
- календарь,
- график менеджеров, в котором они могут выбрать время начала и окончания рабочего дня,
- статистика автосекретаря со звонками клиентов,
- отчёт о поступивших платежах,
- календарь отгрузок,
- сбор отзывов клиентов.
Внутренний мессенджер ― ICQ
На первый взгляд выбор кажется странным, но на самом деле это очень удобно: можно разграничить рабочее и личное пространство. Сейчас ICQ мало кто использует, если пишут в аську ― это точно коллеги. Также с мессенджером интегрирована система оповещений: все уведомления отправляются через нее.
Внешний мессенджер ― Chat2Desk
Это агрегатор, который объединяет заявки со всех мессенджеров: Telegram, WhatsApp, Viber, а также запросы на обратный звонок и КП. Менеджер может как переписываться в чате с клиентом, так и делать пометки для коллег, которые заказчик не увидит.
Управление звонками ― автосекретарь МТС и Тинькофф аналитика
Мы пользуемся виртуальной АТС «Автосекретарь» от МТС, которая интегрирована с CRM и Chat2Desk. Звонки поступают в систему. АТС записывает разговор, но не транскрибирует. Для этого мы подключили сервис Тинькофф аналитика, в котором есть функция транскрибации. Но прямой обмен файлами невозможен ― Тинькофф не распознает форматы записи МТС. Поэтому конвертация файлов происходит через CRM. Система интегрирована с обоими сервисами.
Внедрение Тинькофф аналитики позволило улучшить качество работы менеджеров. В этот сервис попадают записи всех звонков длиннее 1 минуты. Мы можем проверить работу менеджера, знание приемов продаж и при необходимости что-то скорректировать.
Telegram-бот для работы с удаленными сотрудниками
Для управления строительно-монтажными бригадами, которые строят площадки в регионах, мы создали и подключили к CRM отдельного Telegram-бота. Через него можно управлять заказами на этапах доставки и строительно-монтажных работ: получать уведомления, менять статусы. Это позволяет прорабам планировать выход на объект, синхронизироваться с другими отделами компании и клиентами, а мы всегда в курсе, что происходит на местах.
Яндекс.Трекер для управления задачами
Этот сервис мы используем для управления задачами, которые предполагают определенную последовательность работ. У него двусторонняя интеграция с CRM и ICQ: можно создать задачу в Яндекс.Трекере, отправить уведомление в систему и мессенджер, а также принимать комментарии и оповещения из них. Менеджерам по продажам удобнее работать в CRM, а сотрудникам, которые не общаются с клиентами напрямую, ― в трекере.
Работа построена по принципу канбана с визуализацией каждого этапа работ. Всего в компании около 30 очередей задач. У каждого отдела их несколько. Например, у отдела управления строительством это расчет бесшовного резинового покрытия на объекты и логистика. У IT-департамента ― тестирование новых разработок. У бухгалтерии ― выставление счетов. У маркетологов ― подготовка кейсов по реализованным проектам. Своя очередь управленческих задач у руководителей.
К трекеру можно подключить и внешних исполнителей: мы ставим задачи привлеченному юристу, который получает оповещения и пишет комментарии.
Сотрудники оценили удобство работы с Яндекс.Трекером и сами просят ставить им задачи вместо того, чтобы запоминать или записывать на стикерах.
Интерактивные дашборды для управленческого учета
В компании есть отдел Data Science, который разработал систему сбора, анализа и визуализации данных. Статистика сегментируется по направлениям и по времени.
Можно посмотреть любые данные по продажам из CRM:
- сделки на каждом этапе воронки,
- заказы в работе конкретного менеджера,
- объем продаж за любой период ― день, неделю, месяц (как общий, так и у одного сотрудника),
- количество созданных чатов с клиентами и обработанных звонков.
Это позволяет оценить эффективность работы менеджеров и увидеть сложности в продажах.
Можно сопоставить показатели работы разных отделов: например, проследить, как посещаемость сайтов коррелирует с продажами, сколько заказов оплачено. В нашем бизнесе длительный цикл сделки: оплата делится на несколько частей, а выполнение заказа может занимать от пары месяцев до полутора лет. Поэтому важно отслеживать показатели на разных этапах и принимать меры, если проект где-то завис.
Данные обновляются каждый день, мы держим руку на пульсе компании.
От каких сервисов мы отказались и почему
Не всегда удается подобрать оптимальный инструмент с первой попытки. От некоторых сервисов после тестирования нам пришлось отказаться, чаще всего из-за недостаточной гибкости функционала.
Так, мы не смогли адаптировать к нашей инфраструктуре Callibri. Продвигаем около 100 сайтов, большинство ― клоны в регионах. Для каждого нужно несколько подменных номеров телефонов, чтобы с помощью сквозной аналитики отслеживать, из какого источника пришел клиент. По входящему звонку мы можем определить регион, но не канал.
Callibri не поддерживает многосайтовость, а настройка мультитрекинга на 400 телефонных номеров обошлась бы нам в круглую сумму. Поэтому мы предпочли разработать собственный модуль для управления звонками с подменных номеров и интегрировали его со стандартным автосекретарем.
Однако у автосекретаря МТС 2.0 не было корректного управления очередью приема звонков. Мы настроили управление очередью и статусом менеджера онлайн/оффлайн средствами CRM, а отображение интерфейса ― через бота ICQ.
Отказались и от сервиса обратного звонка Chaser: мы не могли получить информацию о входящем звонке в режиме реального времени. Чтобы более корректно определять, кто и откуда звонил, задействовали механизм обратного звонка через самописный виджет.
Система работает и помогает расти
Сейчас у нас практически не осталось процессов, которые не были бы оцифрованы. Причем бороться с сопротивлением команды изменениям практически не пришлось. Переход происходил плавно, функционал затачивали под наши процессы, поэтому работать сразу становилось удобнее.
За развитием инфраструктуры отвечает IT-департамент из 5 сотрудников. Автоматизация процессов помогла нам выйти на качественно новый уровень и наладить эффективную работу команды. Общими усилиями в 2023 году мы увеличили выручку на 67% и планируем масштабирование.
***
Ничего себе, новая реинкарнация аськи) Верните мой 2012-й))
Хорошие инструменты заслужили вторую жизнь)
Спасибо за статью. Очень интересно узнать о вашей внутрянке! В целом компания молодцы - вашим результатам можно не просто позавидовать, а действительно ставить в пример 😉
Спасибо за отзыв и поддержку!
Нам приятно делиться с вами интересными и полезными материалами о нашей компании. Ваша поддержка вдохновляет нас на новые свершения!
Получается, что все завязано на ит-департаменте. Но разработчики могут уволиться, а новым придется вникать в чужой код
Для погружения новичков в работу мы создали базу знаний и отдельный раздел посвящен IT. Мы знакомим с ним новых сотрудников, регулярно обновляя информацию)
А что, за все время так и не использовали готовые решения? Например, тот же Битрикс?