Как пройти собеседование на роль менеджера продукта

Меня зовут Ольга Киргизова, я лид продакт-менеджер в Яндексе. Я постоянно собеседую менеджеров разного уровня — от стажеров до людей уровня CPO, провожу мокапы на Meander, а еще, сама прохожу интервью в иностранные компании. В этой статье я поделюсь своим опытом и расскажу, как подготовиться к прохождению продуктового интервью.

Как пройти собеседование на роль менеджера продукта

В прошлой статье я рассказывала, на что нужно обратить внимание при составлении резюме, и как их читают нанимающие менеджеры. Итак, ваше резюме готово, самое время начать готовиться к секциям.

Продуктовый кейс, он же продуктовая секция в России, а в иностранных компаниях Product Sense Interview (Product Design Interview) – обязательный этап собеседований на роль менеджера продукта. На нем проверяют ваш опыт работы, глубину ваших практических знаний и насколько понятно вы можете рассказать о том, что знаете. Ко всем секциям нужно готовиться, но этому кейсу я бы уделила особое внимание, так как это ключевой этап проверки ваших продуктовых скиллов.

Какие бывают кейсы

  • Создать продукт с нуля

Примеры вопросов – Design a refrigerator for children, Design a taxi service for elder people, Design a vending machine for hotels. Эти вопросы могут казаться слишком академическими, но их реально спрашивают на интервью. Например, последний вопрос у меня спрашивали на интервью в Гугле.

  • Улучшить существующий продукт

Примеры вопросов – Представьте, что вы менеджер продукта в Поиске Яндекса и ваша задача его улучшить, как вы будете действовать? Это кейс, который я всегда даю на своих собеседованиях, подставляя тот продукт, над которым работаю в данный момент.

Ко обоим типам вопросов можно готовиться по одной схеме.

Что прочитать

Для подготовки к интервью есть две хорошие книжки, которые уже стали стандартом индустрии, и они действительно хорошо помогают подготовиться, не только к продуктовым интервью, но и к другим типам вопросов, которые у вас будут спрашивать.

  • Cracking PM Interview

По ней я готовилась шесть лет назад, когда проходила собеседования в Яндекс. И она всё еще актуальна, я советую её всем своим менти. Она подходит для любого уровня – и тем, кто не знает с чего начать изучение профессии продакта, и тем, кто уже прокачался в профессии. Эта книга хороша тем, что дает обзор по всем доменам, которые нужно знать менеджерам, и следовательно по всем типам вопросов, которые нужно подготовить. В ней приводятся варианты решений с понятной структурой.

Как пройти собеседование на роль менеджера продукта
  • Decode & Conquer

В моем рейтинге занимает второе место и скорее дополняет первую книжку. В ней так же приводятся кейсы с решениями, но она во многом дублирует Cracking PM Interview и дает более сложную структуру решения кейсов, но полезна как дополнение. Из нее можно подчерпнуть фразы на английском, которые можно использовать в последствии.

Как пройти собеседование на роль менеджера продукта

Что посмотреть

Посмотрите, как другие менеджеры проходят интервью. На YouTube можно найти много примеров. Например, здесь и здесь.

Заодно потренируете понимание разных акцентов, пригодится, если вы собеседуетесь в международные компании.

Подготовьте шаблон для ответа

Прочитав книги и посмотрев разные интервью, соберите свой шаблон ответа, выпишите его на листок и держите под рукой во время интервью, как шпаргалку. Это поможет вам не растекаться под древу и помнить про аспекты, которые нужно покрыть в ответе. Вот шаблон, которым пользуюсь я.

Как пройти собеседование на роль менеджера продукта

Пройдите несколько интервью заранее

Чтобы не волноваться сильно на настоящих интервью, практикуйте их заранее. Самое простое – взять один из вопросов и записать зум-колл с собой же, а потом посмотреть его и разобрать ошибки. Более эффективно – найти ментора и прорешать продуктовую секцию с ним, так вы быстрее получите обратную связь. Рекомендую пройти несколько интервью с разными людьми и посмотреть, на что они обращают внимание. Нанимающие менеджеры очень разные, полезно послушать несколько мнений, чтобы лучше подготовиться. Вот пример платформы, на которой можно найти ментора.

Советы, которых нет в книжках

Перед тем как набрасывать решение, ответьте на вопрос “Зачем?”

Я стараюсь думать о любых продуктах с двух сторон – зачем это бизнесу и зачем это пользователям. Это же помогает в решении кейсов. Ответы на эти вопросы влияют на те решения, которые стоит предлагать. Например, у бизнеса может быть основная цель нарастить выручку, а может быть рост и удержание аудитории. В зависимости от цели решения будут разными.

Сделайте ваш ответ таким, чтобы его было легко понять

В этом вам поможет заранее заготовленный план ответа. Некоторые кандидаты шерят экран и в прямом эфире набрасывают структуру своего рассказа. Это классно помогает интервьюеру следить за ходом мысли. Но это не всегда бывает удобно, например, я медленно печатаю на английском, а написание структуры отнимает время, которого на интервью и так не очень много. Поэтому я использую другой прием. Во время рассказа стараюсь не только ответить на вопрос, но и заранее рассказать план своего ответа, а в конце подытожить его. Такое правило используют в презентациях – 1) расскажи о чем, ты планируешь сказать, 2) расскажи то, что планировал, 3) суммируй, о чем ты только что рассказывал.

Ведите диалог

Кейс это не монолог, он так же призван продемонстрировать ваши навыки общения, сотрудничества и работы в команде. Задавайте уточняющие вопросы, периодически сверяйтесь, туда ли вы идете в своем решении. Но не пытайтесь заставить интервьюера решить кейс за вас. Нормально спросить, имеет ли смысл то, что вы предлагаете, и можно ли перейти к следующему этапу, но не стоит спрашивать, какие возможные решения существуют.

Правильно распределите время

Обычно интервью длится 45 минут, из которых пять занимает приветствие и короткое знакомство и еще пять отведено в конце на вопросы про позицию, на которую вы собеседуетесь. Остается 35 минут на решение кейса. Его нужно правильно распределить. Из нескольких групп пользователей лучше выбрать одну и сфокусироваться на ней. Потом определить несколько проблем, с которыми сталкивается эта группа, и снова выбрать одну. А вот решений лучше предложить несколько. Так вы увеличите вероятность, что одно из них окажется хорошим, и сможете продемонстрировать навыки приоритезации. Выбирая одну из групп пользователей и одну проблему лучше объяснить, почему вы решили сфокусироваться именно на ней. Например, это может быть самая большая группа или та, которая приносит наибольший доход.

Типичные ошибки

Расскажу еще про ошибки, которые я встречала в своей практике.

  • Перейти сразу к решению кейса

Самая распространенная ошибка – сразу перейти к набрасыванию идей. Кандидата просят улучшить продукт, он открывает сайт или приложение и начинает перечислять идеи – сделать вот здесь фильтр, а вот здесь кнопку добавить. Это 100% no hire, потому что вряд ли кандидат с порога, без знания продукта, аудитории и целей бизнеса, сможет придумать что-то гениальное, скорее он продемонстрирует отсутствие опыта.

  • Думать, что глубокое погружение в продукт обязательно

На самом деле неважно, какой продукт вы создаете или улучшаете – приложение доставки, вендинговый автомат или поиск Гугла. В решение кейса важно показать, что вы знаете продуктовый подход и над каким бы сервисом вы бы не работали, вы знаете с чего начать.

  • Не следуйте шаблонам слишком буквально

Однажды я завалила интервью, так как слишком буквально следовала заготовленному шаблону вместо того, чтобы решать кейс из головы. Решение кейса требует не просто формального прохождения по всем шагам из шаблона, но и умения опираться на свой собственный опыт и адаптироваться к изменению условий задачи на ходу. Поэтому имеет смысл решить несколько кейсов заранее, чтобы потренировать все навыки вместе.

Расскажите, на сколько эта статья была полезна вам, с какими проблемами при прохождении интервью вы сталкивались, и что помогло вам пройти продуктовую секцию.

1010
2 комментария

Классная статья!

Не следуйте шаблонам слишком буквально

Эх, если бы я это прочитал на пару дней пораньше)

2
Ответить

Сама, казалось бы провожу секции, и погорела на этом :)

Ответить