ИТ-инвестиции в грузоперевозки, часть третья, США: тахографы и ELD
Привет, меня зовут Алексей Козлов, онлайн-сервис по грузоперевозкам «Везет Всем». Эта статья является третьей в цикле про ИТ-проекты в грузовых автомобильных перевозках: первая часть (общая), вторая часть (Европа).
Сейчас мы поговорим о цифровой трансформации рынка грузовых перевозок в США и отдельно остановимся на сегменте, который возник сравнительно недавно — ELD-устройствах (electronic logging devices). Их основной функцией является контроль режима труда и отдыха водителя (тахография).
Рынок
Рынок автомобильных грузоперевозок США — самый крупный в мире: $800 млрд в год, 135 млн грузовых машин (в том числе пикапы, которые легко возят до тонны груза, «мини-газели» в личном распоряжении, этот класс машин составляет 91% от официальной статистики), автомобильным транспортом перевозят 70% грузов внутри страны.
Рынок сильно фрагментирован. Американский дальнобойщик — это настоящий культ как внутри страны, так и за ее пределами.
Для лучшего понимания американского рынка сравним с российским и европейским по основным метрикам:
Исходя из данных, представленных в таблице выше, очевидно, что автомобильные грузоперевозки в США — значимый сегмент экономики, везут по грузообороту немного меньше, чем в ЕС, но расстояние перевозки гораздо больше (показатель тонн — км), поэтому степень влияния человеческого фактора на процесс перевозки сильно увеличивается.
Венчурные капиталы и ИТ
Как и во многих других отраслях, американские проекты на рынке автомобильных грузоперевозок являются первопроходцами относительного остального мира, тем больше вопросов, почему до сих пор не произошла революция в этом сегменте (disrupting).
- Первая биржа DAT.com (DIAL- at -Truck), начали «метчить» еще 1978 году, или Freightquote — 1998 год (куплена C.H. Robinson за $365 млн в 2015 году).
- Первый маркетплейс Uship.com — 2006 год.
- Первый uber-like проект Cargomatic — 2013 год.
Рассмотрим профиль венчурных инвестиций в американские грузовые стартапы в сравнении с другими странами и инвестиции по сегментам (подробнее о них можно прочитать в первой статье).
Инвестиции в грузовой сектор шли волнообразно, первый толчок — эпоха доткомов (1995–2001 годы), и так как грузоперевозки — это офлайн, то большинство стартапов выжили в этом сегменте.
Как результат — стало большее число «досок объявлений для брокеров» и различных коммерческих решений в виде TMS или FMS (системы для управления автопарком и планирования временных окон на погрузку).
Дальше было относительное затишье с ярким пятнами в виде маркетплейса uship.com, у которого даже было свое шоу на ТВ («Грузовые войны») и покупкой «брокерской доски» Freightquote крупнейшим экспедитором в США C.H. Robinson (представьте, что «Деловые линии» или «ГлобалТрак» купили Ati.su в России). Именно Uship.com вдохновил нас на создание «Везет Всем» в России.
Следующей волной стал период с 2013 года и по сей день, в котором можно выделить три ярких проекта:
- Cargomatic — первый начал uber-модель и также сделал первый публичный факап (статья 1 и статья 2), при этом поднялся, сменил команду и сделал в 2018 году раунд на $35 млн).
- Convoy — конкурент Uber Freight, имеет в своем составе звездных инвесторов: главу Amazon Джеффа Безоса, основателя Microsoft Билла Гейтса, гендиректора Salesforce Марка Бениоффа.
- TruckerPath — зашли на рынок через приложение для перевозчиков, русские основатель и команда, не смогли вовремя поднять раунд, хромала монетизация, проект утратил лидерство.
Не стоит забывать о выходе Uber на рынок грузоперевозок, который, с одной стороны, этим действием привлек внимание к отрасли, с другой — добавил скептицизма, так как не добился успеха сравнительного с такси после выхода в 2016 году.
Где цифровая революция?
Несмотря на положительный тренд в движении венчурных капиталов в сегменте грузоперевозок, размер рынка и кажущуюся простоту модели, полноценной революции на этом рынке не произошло.
Некоторые сегменты трансформировались: малотоннажные и узкотематические перевозки в heavy-marketplace и Uber-lite. Крупнотоннажные магистральные перевозки (FTL) остались в традиционной форме, именно здесь самые высокие чеки и самая большая доля рынка.
Пять лет назад я считал, что проблема ИТ-проектов в отсутствии конкурентного предложения в сравнении с офлайновыми игроками из-за плохого метчинга (сопоставления) заказчиков и перевозчиков. Если налить на платформу или маркетплейс достаточно перевозчиков и заказчиков, то они точно найдут друг друга, все само поедет самым эффективным способом.
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что причина отсутствия масштабной трансформации не в неудачном сопоставлении, а в специфике грузоперевозок:
- Это сложнее, чем такси. Успешная перевозка — это не просто точки А и Б, это порядка 10 очень важных факторов, которые надо обязательно учесть, и 20 штук второстепенных.
- Минимизация влияния человеческого фактора. Человек (не только водитель) оказывает очень сильное влияние на вероятность успеха перевозки, а так как большинство процессов были и есть аналоговые (за последние три года ситуация сильно улучшилась, но еще не достигает 50%), то контролировать риски деятельности водителя, экспедитора, механика, грузчика, инспектора не представляется возможным.
Подробнее о цифровизации аналоговых процессов в грузовых перевозках и пути трансформации остановлюсь в следующей статье, где будет рассматриваться российский рынок, на его примерах будет понятнее. В этой статье рассмотрим важный шаг в цифровизации отрасли, который произошел в США в 2019 году.
ELD — важный шаг в цифровизации грузоперевозок
16 декабря 2019 года в США закончился трехлетний период перехода на электронные устройства логирования (ELD) рабочего времени водителей грузовиков и автобусов. В России и Европе — этот прибор называется тахографом.
Внедрение ELD-устройств привело к нескольким последствиям:
- Новый сегмент рынка получил широкое распространение благодаря государственным инициативам. Объем рынка ELD-устройств оценивают в $4 млрд в США, не считая рынка Канады.
- Появились ELD-операторы: на данный момент их около 250 в США, и лицензию может получить любая компания соответствующая требованием DOT (Министерство транспорта США).
- Государство получило возможность в онлайне следить за соблюдением правил работы водителя, что существенно снижает возможности злоупотребления со стороны игроков рынка и ставит всех в единые условия.
- Повышение безопасности дорожного движения.
- Улучшение фискальной функции государства, теперь все рабочие часы водителя учтены, как и подоходный налог с них.
- Самое главное для индустрии: появилась повсеместная возможность оцифровки данных о передвижениях транспортного средства и его состоянии.
Сравнительно простой способ получения лицензии оператора привел к высокой конкуренции на рынке ELD-устройств, среди участников — гиганты от AOL до многочисленных стартапов.
Соперничество повлияло на стремительное развитие услуг на рынке ELD, на стыке онлайна и офлайна, многие из проектов эффективно оцифровывают перевозки и снижают влияние человеческого фактора. Рассмотрим подробнее несколько компаний.
KeepTruckin
Стартап из Сан-Франциско KeepTruckin, основан в 2013 году. Преодолел отметку «единорога» в 2019 году (оценка свыше $1 млрд), подняв раунд на $149 млн при оценке $1,3 млрд. Один из лидеров в этом сегменте.
В 2019 году выкупил онлайн-брокера (экспедитора) в попытке зайти на рынок перевозки грузов, имея информация о сотнях тысяч грузовиков, но через год объявил о закрытии эксперимента с брокерским бизнесом и увольнением 20% сотрудников по всему миру в связи с падением рынка грузоперевозок.
Несмотря на первую неудачную попытку зайти и перевернуть рынок, стоит внимательно посмотреть на лидирующего игрока и функциональность, которую он нарастил за эти годы, помимо ELD:
- Система KPI для водителя анализирует манеру вождения, количество резких остановок и ускорений, выводит персональную оценку, что позволяет владельцам подвижного состава давать прозрачный и безопасный KPI для водителей. Многие европейские автопроизводители уже годами разрабатывают этот функционал на своем ПО, так и не предложив простого, стабильного решения для владельцев парков транспортных средств. В KeepTruckin все просто: поставили «железку» для ELD, дополнительно получили красивые графики в приложении о стиле вождения водителя.
- Система логирования инцидентов с автомобилем, происшествий и как следствие график обслуживания. Например, водитель пробил колесо, сделал отметку в электронном журнале, затем механик сделал отметки о ТО и проблемных местах. При смене руководителя автопарка или владельца есть возможность получить полную и прозрачную историю об автомобиле. Главное отличие от штатных предложений автопроизводителей — это совместимость данных с разными ТМS и FMS: разный парк авто, одно ELD-устройство, на выходе один формат данных для интегрирования в коммерческие системы заказчика.
- «Умные» камеры (конечно, есть AI) для контроля дорожной обстановки и состояния водителя. Аналогичные решения потихоньку пилит «Яндекс».
- Полноценный грузовой навигатор и планировщик. Имея данные о режиме труда и отдых водителя, состоянии автомобиля, количестве топлива получаешь все необходимое для построения достоверного маршрута, как следствие точное время прибытие ТС на погрузку или выгрузку, исключение человеческих ошибок при планировании.
- Функций еще очень много, но самое главное, что все это имеет открытое АPI, легко передается во внешние системы и открывает много возможностей для других участников рынка, например, есть маркетплейс приложений, где есть страховые компании, производители автозапчастей и другие. Один из кейсов: данные с ELD-устройств позволяют страховым компаниям давать индивидуальные тарифы.
Итог. Проект KeepTruckin отличный пример попытки перевернуть рынок грузоперевозок со стороны цифровизации процессов перевозчика, и минимизации человеческого фактора. Хороший антипод Convoy: оценки и раунды одинаковы, цель одна, маршрут движения разный. Интересно посмотреть за финалом.
Konexial и EZlog
Все ELD-проекты, примерно похожи: в машину ставится «коробочка» (аппаратная часть), которая соединяется с блоком управлением автомобиля, через Bluetooth или кабель подсоединяется к смартфону водителя и в приложение происходит визуализация данных, так же информация уходит на сервера.
Однако среди остальных хочется отметить два проекта с интересными фичами. Первый — Konexial, у них есть услуга с телемедециной для водителя, считаю, это очень актуально. Также маркетологи этого проекта очень постарались с контентом и выпускают комиксы для водителей, это забавно.
Второй проект EZlogz примечателен фокусом на аудиторию выходцев из СНГ, которых много среди американских дальнобойщиков, упором на функции для водителей: мессенджеры, социальная сеть, планировщик поездки — «народностью» CEO и основателя: самостоятельно записывает видео с разъяснениями, помогает на трассе перевозчикам в период Covid-19, участвует в митингах возле Белоого Дома против низких цен от диспетчеров.
Резюме
Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз отменить несколько важных моментов: рынки автомобильных грузоперевозок похожи во всем мире, нигде еще не произошла цифровая революция, если сравнивать с рынком такси.
Просто сопоставление заказчиков и перевозчиков на интернет-платформе не ведет к уникальным преимуществам на фоне офлайн-игроков из-за технической сложности процесса перевозки и невозможности контролировать риски, США после введения закона о ELD и с наименьшим бюроктратическим влиянием на его реализацию создали вектор, который уравнял субъекты на рынке и проложил путь для цифровизации отрасли и долгожданного disrupting.
По моему мнению, следующая страна, где такой вектор может появиться — это Россия, об этом подробнее в следующей статье. Буду рад вашим комментариям.
Отдельное спасибо за помощь в подготовке статьи Алексею Ярошевскому и за вдохновение Тарасу Ковалю.