Как пережить провал, завоевать любовь миллионов пользователей и стать компанией на $20 миллиардов: история успеха Notion

Расскажем, как разработчики Notion потерпели крах, уехали в Японию и превратили убыточный сервис в продукт на 20 миллиардов долларов.

Как пережить провал, завоевать любовь миллионов пользователей и стать компанией на $20 миллиардов: история успеха Notion

Привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Мессенджер можно за 10 минут установить на свой сервер.

Сегодня поговорим о Notion — сервисе планирования и управления проектами, который оценивается в 20+ миллиардов долларов. Им пользуются больше 30 миллионов человек — он очень популярен. Но мало кто знает, что в 2015 году Notion провалился на рынке и чуть не закрылся.

В статье расскажем, кто создал стартап, с какими проблемами столкнулся и как сумел превратить Notion превратился в сервис, который восхищает миллионы людей по всему миру.

Что такое Notion и что он умеет

Создатели позиционируют сервис как «all-in-one workspace». Он в одиночку способен заменить сразу несколько популярных приложений. Например, Trello, Microsoft Word, Google Docs, Evernote, Confluence, Todoist и Airtable.

Вот основные функции, которые доступны в Notion:

Создание и редактирование заметок

В сервисе можно создать структурированные заметки с текстом, изображениями, таблицами, списками задач и т. д. Вы можете добавлять в них комментарии, оставлять заметки и форматировать текст.

Заметки можно редактировать как угодно: изменять цвет текста и шрифты, создавать списки, добавлять картинки и видео. Под названием также есть настраиваемые атрибуты — теги, номер, статусы и т. д. Они помогут систематизировать ваши записи. Источник: Notion
Заметки можно редактировать как угодно: изменять цвет текста и шрифты, создавать списки, добавлять картинки и видео. Под названием также есть настраиваемые атрибуты — теги, номер, статусы и т. д. Они помогут систематизировать ваши записи. Источник: Notion

Организация задач и проектов

В Notion можно создавать канбан-доски, календарные планы и списки задач. С их помощью легко управлять рабочими проектами. Каждый элемент доски или списка может включать вложенные задачи и дополнительную информацию: приоритет, дедлайны, полезные ссылки, теги и т. д.

Базы данных и таблицы

В Notion можно создавать базы данных и таблицы для удобного хранения информации. Например, туда можно занести контакты, каталог продуктов или личное расписание.

Данные в таблицах можно фильтровать, сортировать и группировать. Эти функции помогают легче и удобнее организовать рабочее пространство.

Шаблоны

В Notion есть наборы темплейтов, которые помогают эффективнее вести проекты или задачи и не дизайнить страницы с нуля. Например, если вы захотите создать трекер привычек, сможете выбрать подходящий среди шаблонов. Останется только заполнить его — и страница готова к использованию.

Пример простейшего трекера привычек из темплейтов Notion. Таблица позволяет отслеживать действия по дням и датам. В форме пользователь контролирует занятия бегом и медитацию, сон 7+ часов и ведение дневника. Источник: Notion
Пример простейшего трекера привычек из темплейтов Notion. Таблица позволяет отслеживать действия по дням и датам. В форме пользователь контролирует занятия бегом и медитацию, сон 7+ часов и ведение дневника. Источник: Notion

Совместная работа

Платформа позволяет легко делиться страницами и базами данных с другими пользователями — то что нужно для командной работы. Вы можете назначать задачи, оставлять комментарии и редактировать документы вместе с коллегами в режиме реального времени.

ИИ-помощник

Одно из последних нововведений Notion. ИИ автоматизирует некоторые функции сервиса: например, формирование списка задач, поиск информации и контроль за проектами.

С помощником быстрее вести дела и легче систематизировать данные. Правда, в бесплатной версии Notion его функционал ограничен — чтобы использовать все возможности ИИ, нужно оформлять тариф Plus за 8 долларов в месяц.

У Notion четыре тарифных плана: Free, Plus, Business и Enterprise. Первые два подходят для личного использования или работы в небольших командах. Вторая пара предназначена для среднего и крупного бизнеса. Источник: Notion
У Notion четыре тарифных плана: Free, Plus, Business и Enterprise. Первые два подходят для личного использования или работы в небольших командах. Вторая пара предназначена для среднего и крупного бизнеса. Источник: Notion

Friendly Reminder: Мессенджер Compass можно установить на свой сервер всего за 10 минут.

Кто создал Notion

Идея сервиса принадлежит Ивану Чжао, уроженцу Китая, который в детстве переехал в Канаду. Он окончил Университет Британской Колумбии по направлению когнитивных наук и прикладному искусству.

Иван отлично владел фотокамерой и всегда носил ее с собой. Но его настоящая страсть была в другом — он любил программирование. Именно этот навык помог ему преуспеть после высшего образования.

Иван Чжао, CEO Notion. Источник: Forbes
Иван Чжао, CEO Notion. Источник: Forbes

У Ивана было много друзей среди художников и диджитал-артистов. Они классно рисовали, но совершенно не могли писать код — создать сайт было для них чем-то сложным и непонятным.

Тогда Иван занялся разработкой сайтов-портфолио на заказ. Ремесло приносило хороший доход, но парень быстро устал от него. Чжао не хватало масштаба: хотелось сделать такой продукт, который позволил бы любому человеку без знаний программирования создавать интересные одностраничники.

К сожалению, его собственных знаний не хватало, чтобы создать такой сервис. Тогда Иван связался с Тоби Шачманом — магистром Университета Нью-Йорка, который защитил диссертацию по визуальному программированию.

Навыков Тоби было достаточно, чтобы реализовать идею Чжао. Однако после обсуждения концепции друзья решили отказаться от первоначальной задумки — и создать более комплексный продукт, который позволял бы собирать мини-приложения без кода.

Перед нами стояла романтическая цель: сделать инструмент, который поможет непрограммистам «переоткрыть» цифровое пространство. Эта тема снова популярна. Она была популярной в 90-е годы [появление операционной системы Windows, распространение интернета — прим. ред.], но затем о ней забыли на пару десятилетий.

Иван Чжао, CEO Notion

Как Notion получил первые инвестиции — и пережил фатальные трудности

В 2013 году идея Notion покорила инвесторов — Чжао и Шачман получили награду Equity Gap Fund of the Year 2013 и привлекли деньги на разработку сервиса. Примерно в то же время они нашли третьего человека в команду. Им стал Саймон Ласт — перспективный программист и приятель Тоби, который поддался уговорам и бросил летнюю стажировку, чтобы присоединиться к команде стартапа.

В 2013 году друзья начали собирать первый прототип своей программы. У них получился Concept — программа, которая позволяла пользователями совместно верстать веб-страницы.

Так выглядел интерфейс Concept — программы для совместной верстки сайтов в реальном времени. Источник: Robofriends
Так выглядел интерфейс Concept — программы для совместной верстки сайтов в реальном времени. Источник: Robofriends

Сразу после окончания работы над Concept команду покинул Тоби Шачман — он решил заняться развитием других проектов. Впрочем, его уход никак не повлиял на Ивана и Саймона: ребята объединились с создателями сервиса SugarBox — Крисом Пруча и Джессикой Лэм. Оба стартапа решали одинаковую проблему, поэтому коллаборация получилась продуктивной.

В течение двух лет они собирали первую версию Notion. Идея была интересной: команда интегрировала свои наработки в софт для создания текстовых документов. Но реализация подкачала — сервис долго загружался, часто вылетал, а совместное редактирование страниц не работало должным образом.

Так Notion выглядел изначально — это был редактор текстовых страниц, который позволял размечать текст и поддерживал совместную работу пользователей. Источник: Notion Avenue
Так Notion выглядел изначально — это был редактор текстовых страниц, который позволял размечать текст и поддерживал совместную работу пользователей. Источник: Notion Avenue

Новый продукт оказался никому не нужен. Так «долгострой» превратился из прекрасной идеи в полнейший провал. Команда не могла заработать на нем денег, а запас инвестиций к 2015 году почти закончился. Перед друзьями встал нелегкий выбор: отказаться от идеи или переработать ее на базе новых технологий — без каких-либо гарантий на успех.

Мы уделили слишком много внимания тому, что хотели донести миру. Но совсем не учли, чего мир хотел получить от нас. Поэтому приложение оказалось никому не интересным.

Иван Чжао, CEO Notion

Иван и Саймон не отступили, но потеряли Джессику и Криса: разошлись по обоюдному согласию. Более того, впоследствии Чжао и Ласту пришлось переехать из Сан-Франциско в Киото — все ради экономии скудного бюджета. Как выяснится потом, решение оказалось великолепным: друзья попали в окружение, в котором ничто не отвлекало их от работы над продуктом.

Мы не говорили по-японски, японцы не говорили по-английски. Поэтому все, что мы делали, — торчали дома и писали код.

Иван Чжао, CEO Notion

Как сообщают представители Figma, в тот период Иван был одним из самых активных пользователей их сервиса. Чжао проводил в приложении по 18 часов в сутки — он и Саймон шаг за шагом создавали Notion v1.0.

Дизайн — самая важная часть нашего сервиса. Ведь мы создаем инструмент, который будет решать ежедневные проблемы пользователей.

Иван Чжао, CEO Notion

Как провальный стартап превратился в 10-миллиардную компанию

Еще в 2015 году, до переезда в Японию, Иван и Саймон запустили Notion v0.5 на платформе Product Hunt. Уже тогда в программе появились изменения — их было достаточно, чтобы стартап заметила аудитория. Он стал постепенно «расползаться» по сообществам и привлекать внимание людей, но до повального интереса было далеко.

Только в 2016 году, с выходом версии 1.0, о Notion заговорили всерьез. Стартап попал в топ Product Hunt и быстро получил первых клиентов. Три мучительных года разработки и один год редизайна — с дичайшими переработками и постоянными сомнениями в результате — завершились победой Чжао и Ласта.

Проект заметили, в него захотели инвестировать. В 2017 году Notion получил очередной пакет посевных инвестиций, в которых участвовали SV Angel, Sequoia Capital, First Round Capital, Felicis Ventures и т. д. Деньги пошли на развитие сервиса — в 2018 году команда выпустила его вторую версию.

Затем состоялось два раунда венчурных инвестиций. 19 июля 2019 году компания привлекла 18,2 миллиона долларов — по результатам раунда ее оценили в 800 миллионов долларов. Результат, который показал Notion, был достигнут трудами всего 27 человек — именно столько сотрудников насчитывала компания Ивана Чжао вплоть до декабря 2019-го.

Офис Notion в 2018 году — скромный, просторный, уютный. На тот момент в команде работало всего восемь человек. Источник: Forbes
Офис Notion в 2018 году — скромный, просторный, уютный. На тот момент в команде работало всего восемь человек. Источник: Forbes

Когда меня спрашивают, почему в компании работает так мало людей, я люблю говорить: «Роман “Моби Дик” написал один человек. Не факт, что трое авторов справились бы с ним быстрее и лучше».

С приложениями и сервисами так же. Если не понимаешь, что строишь, но нанимаешь кучу людей, то компания будет расти очень медленно — и это в лучшем случае.

Мы в Notion знаем, что делаем. И для наших целей текущего штата вполне достаточно.

Иван Чжао, CEO Notion

В апреле 2020 года сервис привлек еще 50 миллионов долларов — и стал стоить два миллиарда долларов. На фоне пандемии количество его пользователей выросло в пять раз. Часть их пришли из корпоративного сектора. Компании искали простой продукт, в котором можно вести проекты, совместно редактировать тексты и выполнять прочие рабочие задачи. В тот период клиентами Notion стали Samsung, Figma, Nike, Pixar, Toyota и т. д.

Но не только потребности компаний стали драйвером роста. Notion внезапно завирусился в TikTok — тренд подхватили зумеры. Им очень понравился лаконичный дизайн сервиса и обилие «украшений» для страниц: иконок, обложек, изображений. Они стали использовать приложение как лайфстайл-фичу — для ведения личных планов, сбора полезных ссылок, создания CV и портфолио проектов и т. д.

Подобный всплеск популярности не мог пройти бесследно. Он привел к тому, что в октябре 2021 года компания привлекла 275 миллионов долларов от венчурных компаний Sequoia Capital, Coatue и Shine Capital. С учетом новых инвестиций Notion оценили в десять миллиардов долларов.

По состоянию на февраль 2024 года Notion оценивается в 20 миллиардов долларов и зарабатывает до 67,2 миллионов долларов. Очевидно, компания не исчерпала возможности для роста. Многофункциональность помогает ей постепенно отвоевывать долю рынка у крупных компаний — таких как Google и Microsoft.

Бизнесы вроде Notion невозможно представить без эффективной командной коммуникации. Если хотите добиться таких же результатов, создайте удобное и безопасное рабочее пространство с Compass.

Для команды до 10 человек приложение бесплатное. Если пользователей больше 10, есть бесплатный пробный период на 30 дней. Самое приятное — мессенджер можно установить на своем сервере.

Читайте еще больше полезных публикаций на сайте Compass:

5050
39 комментариев

"Так «долгострой» превратился из прекрасной идеи в полнейший провал."

Привыкла о недвижимости только так слышать 😅

5
Ответить

Ага, так и представляем предложение на сайте разработчика – "сервис на этапе котлована" 🙃

1
Ответить

Ну Иван ну Иван)

4
Ответить

Иванушка но не дурачок

2
Ответить

"Идея сервиса принадлежит Ивану Чжао, уроженцу Китая, который в детстве переехал в Канаду."

Ну ничего себе, Иван! уроженец Китая уехавший в Канаду

3
Ответить

А зачатый в России!

Ответить