Спустя год после трагедии: почему взрыв батискафа «Титан» не загубил желание энтузиастов погрузиться к «Титанику»
Знающие люди понимают: опасны не погружения как таковые, а безрассудные производители, которые закрывают глаза на безопасность, говорят участники рынка.
Конспект материала WSJ.
Морские глубины скрывают бесчисленное множество тайн и сюрпризов — сокровища и артефакты, редких подводных обитателей и неизученные формы жизни. От опасных погружений многих удерживают всем понятные страхи:
- Клаустрофобия — боязнь тесных и замкнутых пространств. Оно и ясно: в батискафе места — как в эконом-классе бюджетной авиакомпании, даже ноги не вытянуть.
- Талассофобия — боязнь больших открытых водоёмов, где, как правило, и работают подводные аппараты.
- Агорафобия — боязнь мест, из которых трудно выбраться. С таким расстройством человек может запаниковать даже в середине театрального ряда, не разделённого проходом в центре.
Остальных же, наоборот, привлекают неизвестность и рискованность. У французов даже есть подходящее выражение — l'appel du vide (букв. зов бездны, пустоты): когда человек ждёт поезда и думает «А что, если прыгнуть на рельсы?» или ловит себя на мысли, что ничто не мешает ему выкрутить руль посреди дороги. Всё это — не имея «саморазрушительных» наклонностей.
Казалось, что гибель всего экипажа коммерческого батискафа «Титан» в 2023 году отпугнёт даже смельчаков и положит конец индустрии таких погружений. И хотя этого не случилось, участникам рынка пришлось не раз оправдываться за «коллег», которые решили пренебречь правилами многолетней давности.
Основанный в 2008 году производитель частных подводных средств — Triton Submarines из США — и её нидерландский конкурент U-Boat Worx оказались вынуждены разъяснять, что суда бывают разные: классифицированные и неклассифицированные.
Создатели первых соблюдают технические нормативы, а также обязательные критерии безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации. Руководитель частных экспедиций Eyos, например, возит клиентов только на таких аппаратах.
Вторые же могут быть сделаны из чего попало и как попало. Это как раз «Титан». Он был цилиндрической формы вместо более традиционной сферической, а углеволокно и титан, из которых строили судно, плохо сцеплялись и могли не выдерживать глубоководного давления. Такая конструкция — по сути, эксперимент, проведённый ценой жизни.
Компания объясняла, что сертификация «не нужна», потому что большинство морских и авиааварий происходит «из-за ошибок пилота, а не механических неисправностей». При этом у «Титана» не было даже системы для определения местоположения судна.
Участники рынка обращалась напрямую к OceanGate и просили одуматься. Ведь, как бы хорошо ни было вести бизнес и перепридумывать разработки, на кону стояла репутация всей индустрии. Но компания, увы, не послушала.
В U-Boat Worx говорят, что после катастрофы массовой отмены заказов на подводные аппараты не было (сорвался лишь один — на батискаф за $4 млн для семейной яхты). Но спрос заметно просел, и связывают это, конечно, с крахом OceanGate. Общественность стала твердить, что «только сумасшедший полезет в такой аппарат», и часть энтузиастов передумала испытывать судьбу. На фоне этого нидерландской компании пришлось сократить 40 сотрудников из 85.
Сооснователь Triton Submarines Питер Лейхи и его коллеги утверждают, что случившееся с OceanGate — частная проблема одной компании. При наличии классификации и сертификатов подлодки абсолютно безопасны.
Так же рассуждает давний поклонник исследователя Жака Кусто и основатель крупнейшего в мире хедж-фонда Bridgewater Associates Рэй Далио. Вместе с сыном он учредил научно-технологическую компанию OceanX и обзавёлся исследовательским судном длиной 87 м — с двумя подлодками.
По словам Далио, океан оказывает огромное влияние на жизнь человека — в частности, на климат и на торговлю. При этом многие его уголки по-прежнему не исследованы. И именно для этого прежде всего и нужно развивать отрасль.
В 2022 году Далио и кинорежиссёр Джеймс Кэмерон купили нераскрытую долю в Triton Submarines. После гибели экипажа «Титана» миллиардера то и дело спрашивают, не жалеет ли он об инвестициях и не переживает ли, что такие вылазки небезопасны.
Далио же подчеркнул, что погрузился бы ко дну и через пять минут после взрыва, поскольку погружение в сертифицированном аппарате не опаснее полёта на самолёте и езды на автомобиле. А в OceanGate, судя по всему, просто «понятия не имели, что такое подлодка», говорит он.
По словам предпринимателя, разбирающиеся люди доверие к подводным судам не потеряли. Пример тому — инвестор Ларри Коннор, позвонивший Лейхи через несколько дней после взрыва «Титана». О рисках он знает не понаслышке, ведь погружался к Марианской впадине и летал на МКС как турист.
Коннор предложил Лейхи взяться за создание подводного аппарата, который мог бы многократно и безопасно опускаться на глубину затонувшего «Титаника», — чтобы доказать миру: проблема крылась не в погружении как таковом, а в «Титане», «непонятной хреновине».
Вместе с Лейхи Коннор также планирует спуститься к «Титанику» в двухместном аппарате Triton 4000/2 Abyssal Explorer стоимостью $20 млн. Он признаётся, что вовсе не бесстрашный. Просто хочет показать, что океан может многое дать миру, главное — понимать, что делать.
Взрыв? Вы серьезно? Наоборот же, имплозия была, а не взрыв
Ну так имплозия по сути и есть взрыв, только направленный внутрь из-за давления воды снаружи батискафа
Комментарий недоступен
Судя по отзывам, под ваши потребности отлично подойдёт модель Logitech F710.
Гарантируется полное погружение!
Почему люди летают на самолетах?
Ничему жизнь не учит) после того опыта с батискафом, я бы быстро отказался от предложений связано с ним
Отличная статья !
Безумству храбрых поём мы песню !
На этом можно заработать !
Инструкция тут:
https://vc.ru/flood/736823-kak-zarabotat-milliard-dollarov-za-1-den-keys-titana