Сбой в СДЭК: как транспортным компаниям пережить кризис и сохранить репутацию?
В век онлайн-покупок и доставки до двери мы привыкли к тому, что все работает без сбоев. Но даже самые крупные компании не застрахованы от форс-мажоров.
26 мая 2024 года СДЭК, одна из крупнейших транспортных компаний России, столкнулась с масштабным сбоем системы. В результате тысячи клиентов не могли отследить свои посылки, получить их или оформить новые заказы.
Мы в агентстве решили проанализировать, как эта ситуация обсуждалась клиентами СДЭКа в соцмедиа. Предлагаем вместе рассмотреть основные темы обсуждения пользователей и поведение компании.
За период с 26 по 29 мая наши специалисты отдела мониторинга и аналитики собрали и проанализировали почти 5 тысяч тематических сообщений:
- 3259 – сообщения пользователей соцмедиа;
- 1455 – сообщения поддержки СДЭК.
Ожидаемо, что основной пул пользовательского контента составили негативные упоминания – 3091 сообщение.
Позитивные комментарии тоже нашлись: таких было всего 168. Авторы этих сообщений несмотря ни на что поддерживали СДЭК или сообщали, что без проблем получили посылку.
Негативные аспекты в обсуждениях, связанных с приостановкой работы СДЭКа
- Агрессивный негатив – каждое второе сообщение
Пользователи социальных медиа в целом негативно отнеслись к проблеме и начали остро критиковать СДЭК, а также прибегали к неконструктивным оскорблениям компании.
- Сообщения об отказе от услуг СДЭК в дальнейшем – 9,4%
Пользователи писали о том, что у них и ранее были претензии к транспортной компании, но скорость доставки сглаживала все конфликтные моменты. Однако ситуацию, произошедшую 26 - 29 мая, сомневающиеся клиенты описывали как «последнюю каплю».
- Личные истории об издержках или убытках, которые понесли физические и юридические лица – 9,5%
Пользователи соцмедиа сообщали, что они нуждались в товаре к определенному времени: платье/костюм/экипировка для приближающегося мероприятия или же документы в рамках ведения бизнеса, где отмечалось, что позже данные посылки уже будут попросту не нужны.
- Жалобы на отсутствие конкретики по ситуации с функционированием компании – 7,6%
Большой поток возмущений был направлен на то, что компания не давала четких ответов на вопросы пользователей. Многих возмутили шаблонные формы ответов на официальных площадках СДЭК.
- Беспокойства о неизвестном статусе посылки – 7,1%
Пользователи писали, что не знают, в каком состоянии их посылки сейчас, где их искать и как узнать, когда посылка приедет на ПВЗ.
- Возмущение на фоне того, что одним людям выдавали посылки, а другим нет – 3,8%
- Непонимание ситуации – 3,3%
Часть пользователей искренне не понимала, почему им не могут выдать заказ.
- Обострение внимания на систематические проблемы СДЭКа – 2,6%
Пользователи стали припоминать другие проблемные ситуации: задержки доставки, потерю или повреждение товаров. На фоне данной проблемы, такие комментарии лишь усиливали негатив в отношение ТК.
Реакция СДЭКа
Компания старалась отвечать на сообщения пользователей. По графику видим, что рост официальных ответов шел по восходящей. Но, хоть компания и включилась в диалог с пользователями, официальные ответы представителей СДЭКа не остановили поток негатива.
У лояльности есть срок
Как рос негатив:
- первый день – пользователи искали ответы официального представителя и хотели понять причину сбоя
- второй день – начали появляться обещания перестать пользоваться услугами компании
- третий делать – началось раздражение на "ленивую" шаблонную коммуникацию СДЭКа.
Вывод: Рост негатива пришелся на 28 мая 2024 года, из чего следует, что кредит доверия и терпения пользователей составляет не более двух дней.
Чтобы не потерять лояльных клиентов, у компаний есть ровно сутки для запуска работ по реализации антикризисного плана: подключение персонализированной поддержки, запуск регулярного мониторинга упоминаний, а главное – поддержка контакта с пользователями. Важно, чтобы люди, столкнувшиеся с проблемой, были в курсе происходящего.
Не только негатив
Несмотря на преобладающую долю негативных комментариев в сторону компании, есть и те, кто выражают поддержку СДЭКу и надеятся на скорое возобновление работ.
Интересное наблюдение: событие инициировало обсуждения на тему воровства посылок (1,2% сообщений). Например, в сети начали появляться мнения о том, что сотрудники СДЭКа пользуются сбоем, чтобы воровать посылки.
Промежуточные выводы:
Вывод 1. Эмоциональная реакция клиентов СДЭК на проблемы:
- Большинство клиентов (в том числе лояльные) резко критикуют компанию в случае возникновения проблем.
- Лишь 3% лояльных клиентов готовы поддержать компанию даже в кризисных ситуациях.
- Сильная репутация компании необходима для того, чтобы вернуть недовольных клиентов.
Вывод 2. Необходимость эффективной коммуникации:
- Недостаток информации со стороны компании приводит к непониманию у клиентов и ожиданию официальных ответов.
- Важнейшими элементами пиар-стратегии являются:
– Открытость компании
– Активная коммуникация
– Регулярные заявления и пояснения со стороны компании
Пишу не могу: где чаще всего оставляли комментарии пользователи
Большая часть пользовательских сообщений размещалась во «ВКонтакте», поскольку основная часть обсуждений велась в комментариях под постами официальной группы СДЭК.
Помимо основной площадки — «ВКонтакте» — люди обменивались своими историями на просторах Telegram, а именно в каналах и чатах мессенджера.
Интереснее всего следующее: пользователи, которые не знали где оставить жалобу, выбирали Google Play в качестве платформы обратной связи. Эта площадка вошла в топ-3 вместе с ВК и Telegram. Вместо отзыва на приложение, что и подразумевает платформа Google Play, пользователи писали недовольные комментарии на тему работы СДЭКа.
Такое наблюдение подсвечивает актуальную проблему: пользователи не понимают, где они могут оставить свою жалобу, чтобы она не слилась в единый поток комментариев на стене транспортной компании. Чувствуют себя незащищенными в подобной ситуации.
К сожалению, проблемы с транспортными компаниями не единичны. Вспомним как минимум пожары на складах Озон и Вайлдбериз, после которых у пользователей было не меньше вопросов о своих посылках и заказах.
Какие могут быть решения в этой ситуации:
– Транспортным компаниям разработать антикризисный план работ заранее. Когда наступил «пожар», этот план можно доработать и адаптировать под конкретную ситуацию, но основной регламент должен быть разработан заблаговременно.
– Сами же клиенты транспортных компаний, которые столкнулись с проблемой, могут подавать жалобы и писать отзывы не только в соцсетях самой ТК и на форумах, но и в профильных приложениях, которые фиксируют жалобы клиентов в моменте. Такое, кстати, уже есть – приложение «Книга жалоб», разработанное Общественной потребительской инициативой.
Уроки СДЭК: как не потерять доверие за два дня
- Мониторинг соцсетей – ключ к пониманию клиентов
В кризисных ситуациях важно не только информировать, но и активно слушать пользователей, анализировать их запросы и жалобы. Анализ соцмедиа помог бы оперативно в моменте сканировать часто задаваемые вопросы, выпускать посты с ответами, объяснять пользователям, как происходит процесс нормализации сбоя. - Персонализированный подход
Шаблонные ответы и общие фразы не решают проблемы. Важно взаимодействовать с каждым клиентом индивидуально, демонстрируя эмпатию и понимание. - Прозрачность и честность
Даже если новости негативные, не стоит их скрывать. Открытое общение с клиентами поможет сохранить доверие. СДЭК же действовал прямолинейно, заявив о приостановке работы. В дальнейшем конкретной информации от компании не поступало. - Ещё больше о работе репутации в бизнесе рассказываю в Telegram-канале
Может пропустил в теле статьи - по вашему мнению PR служба CDEK и ее аналоги, включая службу поддержки, все правильно делали/сделали?
судя по выводам, нет, не правильно.
Хороший вопрос! Но точно не правильно сделал владелец бизнеса с жизньмарт, который пообещал выплату 1 млн при отравлении едой) Помните пару недель назад были новости про жителей Еката, начавших лизать яйца))