Почему малому бизнесу стоит бежать в онлайн при первой возможности

И как мы в Shopaholic готовы помочь в этом

Вирус COVID-19 оказался куда более опасным для малого бизнеса, чем для людей. По всему миру небольшие лавки, кафе и магазины стоят закрытыми или испытывают колоссальное снижение посещаемости. Для бизнеса это равнозначно смерти, если ничего не предпринять как можно скорее.

​Фотография носит иллюстративный характер. Фотограф: Анна Швец
​Фотография носит иллюстративный характер. Фотограф: Анна Швец

Падение оффлайна

Больше всего пострадали рестораны, кафе, бары, кинотеатры и прочие публичные заведения. Спрос на них в четырёх исследованных странах (Китай, Германия, Великобритания и США) упал в среднем на 86%. Почти так же плачевно обстоят дела в туризме — почти 84% падения спроса. Немного лучше в бытовых услугах — уровень падения спроса составляет почти 73%. Продажи одежды упали в среднем на 50,7%, а потребительской электроники, мебели и товаров для дома совокупно — на 33,5%.

Главный аналитик Price.ru Алексей Петровский проанализировал изменение спроса на различные группы товаров в России. Больше всего просел спрос на сувениры (-61,8%), ювелирные изделия, часы и украшения (-56,8%), фото и видео (-46,6%) и товары из-за рубежа (-42,9%). В то же время спрос на софт и видеоигры вырос на 15,8%, продукты питания — на 22,9%, а на водку так и вовсе на 24,1%. Вне конкуренции, разумеется, находятся медицинские товары, спрос на которые вырос на 37,5%.

В среднем падение спроса на товары составило 14,9%. Что же касается услуг, то больше всех пострадали здесь всё те же туризм и HoReCa. Из-за жестких карантинных мер московские кафе и рестораны потеряли даже больше среднемировых — более 90% выручки.

И проблемы онлайна

В то же время онлайн-торговля и все бесконтактные модели взаимодействия расцветают на глазах. Крупные ритейлеры, в частности, Amazon, не справляются с ажиотажным спросом, сроки доставки сильно выросли, из-за чего пришлось отменить Amazon Shipping. Были даже сообщения о невозможности сделать заказ у различных онлайн-ритейлеров. Британский ритейлер Tesco призвал покупателей ходить в магазины, потому что служба доставки способна обеспечить лишь 10% спроса.

Страница оформления заказа на сайте harristeeter.com<br /> Автор скриншота: Рауф Алиев<br />
Страница оформления заказа на сайте harristeeter.com
Автор скриншота: Рауф Алиев

Российские онлайн-ритейлеры тоже оказались не готовы к резкому росту спроса. Сайт «‎Утконоса» был какое-то время недоступен, у пользователей мобильного приложения «ВкусВилл‎» были проблемы с оформлением заказов, а время доставки во всех онлайн-супермаркетах заметно увеличилось. Кроме того, пропускная система в Москве сразу же парализовала движение тех немногих пассажиров городского транспорта.

Пользуйтесь возможностью!

Проблемы у крупных онлайн-ритейлеров открывают редкую и очень ценную возможность для малого бизнеса. И если вы ещё не задумывались о том, чтобы перевести ваш замерший бизнес в «‎онлайн», то самое время это сделать.

Наверняка многим кажется, что их бизнес чисто оффлайновый и никак не годится для переезда в Интернет. Да, в ряде случаев так и есть, увы. Но зачастую стоит взглянуть на ситуацию под другим углом, чтобы увидеть перспективы.

Для большей наглядности мы решили собрать несколько примеров микро- и малых бизнесов и показать, как они могут трансформироваться. Все компании реальны, сейчас они как раз находятся в стадии превращения.

Бакалейная лавка

Продуктово-хозяйственный магазин Comercial Mi Viña на протяжении 25 лет спокойно работал в городе Сан-Педро-Сула в Гондурасе. Не помешал ему и конституционный кризис 2009 года, в ходе которого в стране сменилась власть. Но с приходом невидимой угрозы в начале 2020 года бизнес остановился.

— Наш магазин существует уже 25 лет, за это время мы наработали постоянную лояльную клиентуру, — говорит Рамон Антонио Флорес, владелец лавки. — Ну, а теперь нам необходимо переместиться в «‎онлайн», если мы хотим работать и развиваться дальше.

Рамон Антонио Флорес
, владелец Comercial Mi Viña
  • Итак, чтобы спасти свой бизнес, Рамону в первую очередь необходимо создать интернет-магазин. Так его клиенты смогут выбирать и заказывать товары, не выходя из своих домов.
  • После запуска интернет-магазина важно, чтобы все клиенты узнали о нем как можно быстрее. В этом отлично помогут расклейка объявлений на окрестных домах и «сарафанное радио».
  • Когда клиенты начнут посещать сайт и делать заказы, Рамону необходимо будет перестроиться самому. Теперь вместо стояния за кассой он будет тратить время на комплектование и доставку заказов. Поскольку магазин небольшой, а его клиенты живут неподалеку, Рамон вполне может справляться с доставкой самостоятельно. К слову, изменения обязательно коснутся и помещения магазина, которое теперь превратится в склад.

Цветочный магазин

Одной из сильных сторон цветочного магазина Blumen Oase Sottrum в коммуне Зотрум недалеко от Бремена было его удачное расположение. С приходом коронавируса это преимущество перестало играть роль, а магазин закрылся одновременно с объявлением карантина.

Ирина, владелица Blumen Oase Sottrum, сразу же пришла к выводу, что надо переносить бизнес в «‎онлайн». Спрос на цветы в букетах на фоне пандемии сильно упал, но магазин также продает цветочную рассаду, что вселяет некоторую надежду на будущее.

  • Как и Рамону, Ирине нужно в первую очередь разработать интернет-магазин. Сайт у Blumen Oase Sottrum уже был, но на нем есть лишь немногочисленные примеры, а выбор и продажи происходили через прямое общение с покупателями. Теперь основной упор нужно сделать на многообразие готовых предложений: покупатели не смогут консультироваться удаленно столь же эффективно, как находясь в магазине.
  • Прием, комплектацию и доставку заказов Ирина практикует уже давно, так что в этом плане не придется ничего запускать с нуля.
  • После запуска полноценной онлайн-торговли Ирине наверняка придется пересмотреть использование своих торговых площадей в сторону удобства хранения.

Бренд дизайнерской одежды

TheDxpest и Spicybears — бренды одежды ручной работы от белорусского дизайнера Татьяны Антошук. TheDxpest это толстовки, худи, свитшоты и аксессуары без полового разделения, а Spicybears это оригинальные сумки и рюкзаки.

Образец продукции брендов TheDxpest и Spicybears<br />
Образец продукции брендов TheDxpest и Spicybears

Татьяна и до пандемии продавала свои творения исключительно «онлайн», доставляя их по всему миру. Так что с приходом COVID-19 её бизнес изменился куда меньше, чем бизнес других наших героев.

  • Существующий сайт уже позволяет оформлять заказы и оплачивать их «онлайн». Правда, для повышения эффективности ему не помешала бы доработка. Например, чтобы снизить процент возвратов, стоит более подробно прописать размерные сетки и указать в них больше измерений.

  • На данный момент отправка приобретенных изделий осуществляется через 7-9 рабочих дней после оплаты. По возможности этот период стоит сократить.

Кафе-доставка

Изначально mrPaby задумывалось как кафе со специфической кухней. Главная ее особенность — сочетание традиций разных народов, сбалансированность и полезность. Но коронавирус внес свои коррективы, поставив крест на желании кормить гостей на своей территории.

В итоге на Альтуфьевском шоссе Москвы появилась новая доставка вкусной и полезной еды. Доставкой занимаются курьеры на электровелосипедах и в специальных костюмах, это «фишка» проекта.

  • Несмотря на сложную и плохо предсказуемую ситуацию в Москве во время карантина, создатели задали жесткую планку 30-минутного срока доставки в пределах окрестной зоны.

  • По сути, уже сейчас это функционирующий бизнес, которому не страшна пандемия. Думаем, в ближайшее время mrPaby еще внесет корректировки в бизнес-процессы для достижения максимальной эффективности.

Поставщик фермерских продуктов для ресторанов

Я представляю группу фермеров, мы продаем органические овощи, хлеб и кое-какую другую еду ручной работы. Обычно мы продавали это все в рестораны. К сожалению, из-за пандемии коронавируса все наши клиенты «закрылись», поэтому мы пробуем продавать продукты «онлайн».

Томас, фермер из Португалии

Бизнес моментально пришел в упадок, оставшись без канала сбыта. Выходом из ситуации станет переориентация на конечных потребителей.

  • У Томаса уже был максимально простой сайт с возможностью онлайн-заказа. Но товарные позиции, которые там сейчас размещены, явно предназначены для ресторанов. Так, минимальный заказ набора овощей составляет 8,5 кг. Соответственно, нужно полностью пересмотреть товарное предложение и адаптировать его под потребности розничных покупателей.

  • Переход на B2C означает для фермеров полную смену целевой аудитории. Так что после переработки сайта необходимо будет плотно заняться продвижением.

  • После окончания карантина фермеры наверняка снова запустят работу с ресторанами, но при этом вряд ли откажутся от конечных потребителей. Всё это можно реализовать на базе одного сайта.

Гибкость и высокая скорость принятия решений это как раз то, что позволяет малому бизнесу выжить в суровых и беспрецедентных условиях. Торговля оказалась наиболее приспособленной к быстрым изменениям, так что стоит воспользоваться этим шансом для спасения собственного бизнеса. И уж точно не стоит пытаться переждать лишения: никто не знает, когда они закончатся и доживет ли ваш бизнес в спячке до этого момента.

Как мы в Shopaholic решили помочь бизнесу выстоять

С самого начала распространения пандемии мы внимательно следим за развитием событий. Всё это время мы вынашивали идею, как максимально эффективно внести свой вклад в противодействие этим ужасным событиям.

Почему малому бизнесу стоит бежать в онлайн при первой возможности

В результате мы решили помочь малому бизнесу как наиболее пострадавшему от пандемии. Несколько недель назад мы запустили программу поддержки для 100 представителей микро- и малого бизнеса, решивших переехать в «онлайн». Эти компании совершенно бесплатно получат от нас по необходимому набору лицензий на плагины Shopaholic для создания собственных e-сommerce-продуктов. Помимо лицензий, мы предоставим им бесплатные консультации в рамках наших возможностей и компетенций.

Приятно осознавать, что нашу инициативу поддержали и другие. Свой вклад в трансформацию малого бизнеса решили внести и другие вендоры:

Уже сейчас желающих получить нашу поддержку набралось довольно много, а в скором времени их станет куда больше ста. Поэтому мы вынуждены выбирать наиболее подходящие.

Чтобы попытать счастья, заполните эту форму и ждите. Если ваш проект прошел отбор, мы свяжемся с вами для обсуждения деталей. После этого мы подберем оптимальную архитектуру для вашего e-commerce-решения и обеспечим его всеми необходимыми лицензиями.

Надеемся, что пандемия закончится в ближайшее время. Желаем вам здоровья и твердости характера в это непростое время!

1111
7 комментариев

Совковым бизнесменам, не имеющим онлайн-присутствия и держащим людей у офисного стола как у станка с 9 до 6, уже давно пора было на пенсию. Ну, теперь уйдут на пенсию с утешительной премией Дарвина зато.

Ответить

Bы увидели среди рассмотренных проектов совковые?
- фермер, поставляющий продукты в рестораны, который вынужден перепрофилироваться с b2b- на b2c-сегмент
- семейная цветочная лавка

и т.п.

2
Ответить

Как быть барам? кроме как коктейли на вынос ничего не сделаешь(

Ответить

Как я и говорю:
Наверняка многим кажется, что их бизнес чисто оффлайновый и никак не годится для переезда в Интернет. Да, в ряде случаев так и есть, увы.

Бары не единственный бизнес, который пострадает больше всех, к сожалению. Но для них есть другие варианты поддержки от лоялльных клиентов, продажа сертификатов, которые можно будет "погасить" позднее, когда пандемия сойдет на те и режим карантина будет снят.

Ответить

К слову, кинотеатры тоже решили заняться доставкой специфической еды своих баров (попкорна, чипсов, начос и снеков для здорового питания).

Ответить

Да, с барами проблема. Едва ли можно внедрить бизнес-модель "доставка коктейлей на дом". Все, что на данный момент смогли придумать, это открыть виртуальные бары вместо реальных. Но это приносит только расходы, а не прибыль.

Ответить