Почему мы обнимаемся с кандидатами, зачем нам эмоциональный чат-бот и в чем суть эмпатичного найма
Как часто бывает, отправили отклик на вакансию, а на том конце тишина. Или поговорили с менеджером по персоналу, командой, директором, сделали тестовое задание, а в ответ дежурное: «Спасибо! Мы посмотрим и вернемся в течение трех дней». И с ответом так никто и не возвращается. А вы сидите и думаете, может быть написать и напомнить о себе? Или буду выглядеть, как будто я больше никому не нужен? Стало совсем больно? Ладно-ладно прекращаем.
Мы и сами не раз оказывались в такой ситуации, поэтому взяли за основу девиз: «Относись к кандидатам так, как хочешь, чтобы относились к тебе» и пришли к эмпатичному найму. Вместе с HR-директором Сашей Сергеевой и HR PP Колей Михайловым разбираемся почему кандидаты даже после отказа говорят нам «спасибо».
Саша – HR-директор с 10-летним стажем. Она руководит командой из шести человек, которая охватывает все возможные HR-направления. Это найм и уход сотрудников, организация комьюнити, удержание и мотивация персонала. А еще обеспечение психологического комфорта и развития специалистов.
Коля пришел в компанию рекрутером, а недавно перешел на должность эйчар дженералиста. И сейчас отвечает за вовлеченность, мотивацию и удержание сотрудников. Еще он проводит онбординг, когда новые сотрудники проходят адаптацию, всячески им помогает и поддерживает.
Почему мы называем себя компанией с человеческим лицом
Мы говорим о себе, как о компании с человеческим лицом, именно потому что люди имеют для нас весомое значение. У нас работают не просто кадровые единицы с табельными номерами, а важные и нужные сотрудники. Это не громкие слова, мы знаем особенности каждого специалиста, его сильные стороны и что еще стоит подкачать.
Сотрудники – наш человеческий капитал и главная ценность компании. Мы всегда выстраиваем партнерские взаимоотношения с каждым, не важно какая у него должность: генеральный директор или хозяюшка в студии. Для нас все равны.
Счастье кандидата = счастье рекрутера, что это за формула?
Мы часто сталкивались с тем, что рекрутинг идет каким-то отдельным путем: закрывает только собственные потребности, а кандидат остается со своими переживаниями в одиночестве. Но если подобрать позицию, на которой он будет расти и развиваться, то он будет счастлив, а рекрутер будет счастлив, что у него закрылась вакансия, может и не супер важная.
Когда рекрутер начинает думать, ну ладно, я хоть кем-то закрою вакансию, и будет мне счастье, он ошибается, и кандидат и менеджер по персоналу должны выйти из найма победителями.
А есть и еще одна счастливая сторона – бизнес, потому что плохо, когда уже через год сотрудники уходят из компании. Если человек проработал меньше года, или год – это некачественный рекрутинг, и компания несет большие финансовые потери.
Как мы поняли, что обычные способы найма не работают – от виртуальных объятий к эмпатичному чат-боту
Когда Коля пришел в компанию, стало понятно, что кандидатов много, а целевых откликов почти нет. Он заметил, что мы прописываем мало отказов, а отправленные даем по стандартной форме. Мы изменили этот подход.
Теперь после просмотра портфолио, на первом звонке-знакомстве Коля «приобнимал» кандидата и сообщал о том, какие этапы ему предстоит пройти дальше. А еще рассказывал об обратной связи после каждого этапа, потому что раньше весь процесс был совсем непрозрачный.
Затем началась перестройка и внутри компании, технические специалисты стали уделять много времени, чтобы написать ответ по каждому портфолио, которое, например, немного не дотягивает. Были и исключения, когда мы просто отказывали, если оно совсем не соответствовало критериям.
Нам сильно повезло, потому что эту идею подхватил дизайн-директор Андрей Сергунин. Это уже сейчас все специалисты понимают, что у нас так принято, и подробная обратная связь привлекает возвращенцев, ребят, которые возвращаются к нам после отказа. Или после хорошего общения с нами, они просто советуют нас другим. Да тратится много времени, но каждый понимает, во что и зачем мы инвестируем.
Отношение к дизайнерам является основной составляющей в рекрутинге, им очень важно как к ним относятся. Бывает, что поступает предложение от крутой, крупной компании, но во время общения о них постоянно забывают, а само отношение какое-то холодное. Еще они как в потёмках, не знают каким и когда будет следующий этап, и в итоге ребята просто не собеседуются дальше.
Именно поэтому после каждого события, неважно это техническое собеседование, либо отсмотренное портфолио, у нас идет плотное взаимодействие с кандидатом. Коля отвечал кандидатам с задержкой в 10-15 минут, и ребята на кастдевах его за это благодарили.
«Именно это натолкнуло нас на следующий этап развития, на создание эмпатичного чат-бота. Сейчас когда наша воронка составляет 900 откликов, а не 300 как раньше, отвечать каждому с 15-ти минутной задержкой стало просто нереально».
Все эти перемены позволили нам расширить воронку кандидатов, потому что они заранее знали, что даже если не получится с работой, то мы дадим большую, развивающую обратную связь.
Что это такое эмпатичный найм, и каждый ли может в нем работать
Для начала разберемся, что такое эмпатичный найм. Назовем его направлением рекрутинга, в котором эмоции стоят на первом месте. Или так: вид подбора, при котором доверительные отношения с кандидатом являются основными.
Вообще эмпатичный найм основан на софт-скиллах, на том какой человек, и как он взаимодействует с окружающими. Харды, конечно, тоже важны, но именно отношения между кандидатом и рекрутером, между кандидатом и компанией в целом имеют большее значение.
Тут сразу возникает вопрос, любой ли менеджер по персоналу может работать в таком подходе? Отвечаем, да, любой. Но важно, чтобы он обладал определенными качествами, какими именно посмотрим ниже.
И что же делать? Уже завтра уволить весь неприветливый отдел персонала? Мы против таких методов. Надо менять отношение рекрутеров и обучать их.
Кстати, мы готовы помочь в этом в качестве экспертов. Ведь нельзя просто прийти в отдел персонала и сказать: «Все! Теперь вы эмпатично хантите!». Рекрутеры должны сами этого хотеть.
В эмпатичном найме важно, чтобы менеджерам самим нравилось открыто и искренне общаться с кандидатами и давать обратную связь. Вкладываться в индивидуальное написание, без скрипта, и проживать с каждым кандидатом свою маленькую, отдельную историю. Например, если общение с кем-то оно изначально шло на «ты», на хайпе и расслабоне, то даже отказ писать в таком же стиле.
У нас пришла новая девушка-рекрутер и постоянно спрашивала у Коли про скрипты. “Ребята, а вот здесь какие скрипты? А тут какие скрипты?” Мы сказали, что ты вольна творить. И за месяц у нее произошел колоссальный прорыв. Ей понравилось писать сообщения кандидатам не по скрипту. Она удивилась, что буквально все стали ей отвечать.
Что насчет скорости работы? Конечно, скорость рекрутера замедляется, ведь он сильно вкладываться в этот процесс. Теперь целый день можно потратить только на ответы кандидатам. Тут на помощь и приходит автоматизация этого процесса.
Как мы помним, отписываться важно абсолютно всем, кто откликнулся, но использовать не стандартные сообщения-отписки, а конструировать сообщения, исходя из наличия у кандидата определенных навыков или знания программ.То есть, например, мы понимаем, что кандидату не хватает навыков в Photoshop, у нас есть кусочек про навыки в Фотошопе, мы его берем. И так со всем остальным. Мы как пазл собираем идеальное сообщение кандидату, исходя именно из его навыков и в той тональности, в которой шла вся беседа.
Несколько советов компаниям, которые пока присматриваются к такому подходу
Теперь несколько советов тем, кто думает подойдет ли им эмпатичный найм в принципе.
Честно проанализируйте текущую ситуацию. Почему и на каком этапе люди отказываются? Они могут отказываться из-за маленькой зарплаты. Но это не человеческий, а бизнес-фактор, и здесь эмпатичный найм не поможет.
Если причины отказов сводится к человеческому фактору, например, рекрутеры забывают о кандидатах или в их манере общения, то путь в эмпатичный найм.
Не обязательно внедрять его полностью, мы такие все эмпатичные, мы всех обнимем, приобнимем. Здесь важно простое, человеческое общение с кандидатами.
Помогите рекрутинговой команде и объясните суть подхода. Надо посмотреть на свою команду, готова она или нет. Если она не готова, то нужно помочь ей, а не сразу всех увольнять.
Проведите, например, два тренинга. Если по итогам видно, что сотрудники, не справляются, действуют директивно, вы видите, что такой вариант найма им совсем не подходит, тогда стоит задуматься о замене.
Если вы еще сомневаетесь в эффективности такого похода, тогда мы идем к вам! А лучше несем наши цифры, они говорят сами за себя.
Обнимайте своих кандидатов и «Будьте честными и люди к вам потянутся». Расскажите, а какой процесс найма у вас? Может быть и мы переймем парочку лайфхаков для себя.
Добрый день! Спасибо, что делитесь своим интересным подходом!
Как я понял, воронка кандидатов увеличилась в 3 раза. Вы по прежнему отвечаете каждому откликнувшемуся? Если да, как вы это успеваете?
Да, мы отвечаем каждому кандидату. Автоматизировали рутинные задачи и это помогло нам освободить время на творческие ответы)