История Miro: как создать онлайн-доску на 17,5 миллиардов долларов, а затем перевезти сервис из России в США
Расскажем, как ребята из Перми создали уникальный сервис и превратили его в один из самых дорогих стартапов мира.
Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.
Теперь мессенджер Compass можно установить на свой сервер за 10 минут. А если хотите начать общаться прямо сейчас, попробуйте облачную версию.
Сегодня поговорим о сервисе Miro — платформе для совместной работы распределенных команд над проектами, дизайном интерфейсов и т. д. Сервис запустили в 2011 году в Перми, но позже перенесли в Делавер, США — а затем и вовсе приостановили его работу в России.
Расскажем, как пермский стартап изменил стандарты совместной работы и превратился в огромный бизнес с оценкой в 17,5 миллиардов долларов.
Как работает Miro
Miro — онлайн-сервис для совместной работы и визуализации идей. Представляет собой виртуальную доску — пустой холст, на котором можно создавать что угодно: от интерфейсов новых продуктов до форм ретроспективы по проекту.
Вот основные функции и особенности Miro:
- Интерактивные доски. Доски в Miro не ограничены по размеру, там можно размещать заметки, диаграммы, изображения и другие элементы.
- Шаблоны. В сервисе доступны шаблоны для разных задач: например, для мозговых штурмов, планирования проектов, картирования процессов и т. д.
- Совместная работа в реальном времени. Пользователи могут работать на доске одновременно, видеть действия друг друга в реальном времени, оставлять комментарии и обмениваться идеями.
- Интеграции. Miro интегрируется с десятками сервисов для работы – Slack, Trello, Asana, Google Drive и другие.
- Вариативность. В Miro можно создавать различные типы контента: стикеры, текстовые заметки, фигуры, соединительные линии, таблицы и даже внедрять мультимедийный контент.
Совместное использование и доступ. Досками можно делиться с коллегами, назначать права доступа, а также приглашать участников через ссылку или по электронной почте.
Кто создал Miro
Компанию учредил Андрей Хусид — выпускник пермского филиала ВШЭ по направлению «Стратегический менеджмент». Уже на первом курсе университета он с одногруппниками учредил небольшое агентство, которое занималось рекламой и дизайном. А еще до того, будучи учеником школы, успел сменить несколько работ по найму.
Я работал диджеем и оператором в детском лагере. Затем подрабатывал верстальщиком макетов в типографии отца и несколько летних месяцев продавал экранную рекламу в центре города.
В 11 классе Андрей с друзьями смонтировал видео на выпускной — своеобразную открытку «на память» о школе. Для этого ему пришлось оцифровать огромное количество VHS-кассет, а затем пересмотреть и нарезать кадры из них. Созданное видео так понравилось зрителям, что они аплодировали стоя. А у друзей появилась идея делать ролики для других школ.
К весне 2005 года работа над видео принесла им по 11 тысяч рублей и новую идею — создать свою компанию. Так, уже к сентябрю в Перми появилось агентство Vitamin Group.
Начали с малого: арендовали офис в подвале, купили минимум мебели и наняли дизайнера на полставки — за 5 000 рублей. Спустя время команду пополнил аниматор. Стали разрабатывать рекламные ролики и интерактивные проекты: сначала по заказам знакомых, а спустя три года — через выигранные конкурсы и тендеры.
Совмещать учебу и работу — отличная идея. Утром мы слушали лекции, а вечером использовали полученные знания, чтобы улучшить бизнес-процессы компании.
Мы выступали в роли менеджеров и юристов. Ничего не делали руками, но понимали, как должны выглядеть проекты и как над ними работать.
К 2008 году агентство стало популярным настолько, что к стало принимать заказы от администрации Пермского края и других органов местной власти.
Заказчики приходили сами. Мы создавали яркие и модные проекты. А при Чиркунове* все хотели делать прогрессивные вещи.
*Олег Чиркунов — губернатор Пермского края с 2005 по 2012 год.
В течение двух лет, с 2009 по 2011 год, компания Vitamin Group сотрудничала с художником Константином Худяковым. Она создавала интерактивные картины для его выставок — по сути, большие телевизоры, которые сейчас можно видеть где угодно: и в магазинах, и в переговорках. Однако на тот момент их еще не существовало, и идея смотрелась очень свежо.
Андрей любил рассказывать об этом кейсе. Но однажды в беседе с предпринимателями услышал в ответ, что «такой бизнес нельзя масштабировать». Для Хусида это мнение стало личным вызовом — он взялся за разработку софта для интерактивных сенсорных экранов. Спустя несколько итераций проект поменял нишу. Так родилась идея Miro — виртуальной доски для совместной работы команд.
Friendly Reminder: Приведите коммуникацию в порядок в мессенджере Compass. Можно использовать облачную версию или развернуть мессенджер на своем сервере всего за 10 минут.
От RealtimeBoard до Miro: как компания развивала бизнес
Андрей Хусид презентовал идею RealtimeBoard (RTB) — так Miro назывался до 2019 года — основателям геймдев-студии Alternativa Games Антону Волкову и Александру Карповичу. Они заинтересовались и инвестировали в стартап 1 миллион долларов: с этой точки началась серьезная работа над проектом.
На этапе подготовки идеи в RTB работало всего три человека: аналитик, продакт-менеджер и руководитель проекта. Затем, уже для разработки продукта, к команде подключились еще четверо сотрудников — все из Vitamin Group.
Как отмечал Андрей Хусид, RTB был «спин-оффом» Vitamin, поэтому он и набирал на проект людей из команды агентства. К сожалению, у них не было опыта в создании технологического сервиса. Из-за этого на первых этапах работа шла медленно — команда остро нуждалась в обучении.
За первые несколько лет на развитие действующих сотрудников у RTB ушло около 100 тысяч долларов. Кажется, что это небольшая сумма. Но даже такие затраты поначалу не окупались. В 2012 году компания представила альфа-версию RTB, которая не вызвала большого интереса у аудитории. В таком состоянии продукт существовал вплоть до 2015 года — затем случилась трансформация стратегии продвижения и структуры команды.
За год до названных изменений RTB обновила офис. Компания переехала в новый кластер — Digital Port. На создание этого центра также повлиял Андрей Хусид. В 2012 году он общался с одним из проектировщиков здания, который обратился за услугами Vitamin Group. Его звали Чарльз Батлер.
Я увидел план помещения и спросил, что это такое. Чарльз ответил: будущая галерея.
Андрей переубедил проектировщика строить галерею, потому что период культурных преобразований в городе закончился. Вместо нее он предложил идею технологического кластера.
Спустя два года здание было готово, и большую его часть заняла именно RTB. Компания уже наметила расширение, а для этого был нужен офис с запасом.
В течение трех лет RealtimeBoard развивала продукт и расширялась — внутри команды менялись процессы. Например, большую роль уделили growth-отделу: налаживали процессы, чтобы ускорить тестирование и за счет этого увеличить количество возможных экспериментов над продуктом.
А в 2018 году произошел настоящий прорыв — компания впервые преодолела точку безубыточности и росла на 300% в год. В том же году прозвучал легендарный комментарий:
У меня с конкуренцией проблема: я ее никогда не чувствовал. Сейчас мы делаем RTB на мировом рынке — и делаем ее лучше всех.
Многие восприняли его как излишнее хвастовство. Но Андрей был прав: у RealtimeBoard действительно не было прямых конкурентов. Да, на рынке уже были Trello и Jira, Asana и Cloudflare. Но ни один из этих продуктов не был похож на RTB — онлайн-доска стала принципиально другим решением, которое можно было использовать как все перечисленные продукты. В обратную сторону это не работало — повторить возможности RTB они не могли.
Тем не менее, в ноябре 2018 года RealtimeBoard привлекла 25 миллионов долларов от венчурных компаний Accel и AltaiR Capital. Полученные деньги помогли компании пройти довольно рискованный этап роста — ребрендинг.
Название «RealtimeBoard» было отличным вариантом на старте — оно прямо говорило о том, что пользователь может ожидать от продукта. Но с течением времени в нем обнаружился ряд проблем. Их в интервью Inc. обозначил Егор Коробейников, руководитель направления бренд-маркетинга Miro:
- Консистентность. Название компании писали по-разному. В оригинале она называется RealtimeBoard, а в СМИ встречались варианты Real Time Board, Realboard и т. д.
- Длина. Когда компания начала работать с сувенирной продукцией, то обнаружила, что название с трудом помещается на упаковку.
- Конкуренция. В последние годы на рынке развелось очень много продуктов со словом «board» в названии. Пользователи стали путать RTB с ними — поэтому появилась потребность в емком и отличном от всех названии.
- Позиционирование. К 2018 году сервис перестал быть просто «онлайн-доской в реальном времени». Поэтому старое название не вполне отражало его суть.
- Нарратив. Инвестиции от Accel помогли компании переосмыслить назначение продукта.
Мы осознали масштаб и потенциал продукта. Мы не просто помогаем командам по всему миру создавать the next big thing. Наш продукт — и есть the next big thing. Он кардинально меняет процесс совместной работы команд. Поэтому нам нужно было имя, которое отражало бы описанное самоощущение и культуру, которое стало бы частью ДНК компании. Это не могли быть несколько случайных букв.
Команда заколлабилась с голландским дизайн-агентством Vruchtvlees — и совместно придумала название и айдентику Miro. Команда была очень довольна изменениями.
Название отсылает к испанскому художнику Жоану Миро. С его творчеством многие из нас были знакомы. Эксперименты, самовыражение, абстракция и множественные смыслы — все это было связано с Миро. И все это было про нас.
Как Miro стал компанией-единорогом
В апреле 2020 года Miro привлек $50 млн инвестиций от американского фонда Iconiq Capital. Компания получила их ввиду отличных бизнес-результатов. Например, руководство отчиталось о том, что Miro сотрудничает с 80% компаний из списка Fortune 100: Netflix, Salesforce, Google, Cisco, Expedia, Deloitte и другими. Всего же сервисом пользовались 25 миллионов пользователей.
Стартап также отчитался об утроенной выручке относительно предыдущего года — онлайн-доска заработала 300 миллионов долларов. Число сотрудников к этому периоду превысило 300 человек — они были рассредоточены по офисам на четырех континентах, включая Россию.
В декабре 2020 года издательство Financial Times первым сообщило, что Miro планирует провести очередной раунд инвестирования и достигнуть оценки бизнеса в 17 миллиардов долларов. И это при том, что еще в апреле компанию оценивали в довольно скромные 100-500 миллионов долларов.
В 2021 году информация подтвердилась, а в январе 2022 Miro достигла целевого показателя. Компания привлекла 400 миллионов долларов — инвесторами стали фонды Iconiq Capital, Accel, Dragoneer, Atlassian, Salesforce Ventures, а также ряд бизнес-ангелов. Вслед за этим бизнес Miro оценили в 17,5 миллиардов долларов — компания официально вошла в список стартапов-единорогов.
Что произошло с компанией дальше
Спустя два месяца после новостей об оценке бизнеса Андрей Хусид сделал, пожалуй, один из самых сложных выборов в рамках работы над Miro. 11 марта 2022 года компания объявила, что приостанавливает деятельность в России на неопределенный срок. А 10 июня того же года стало известно, что Miro ликвидирует российское подразделение.
В феврале 2023 года компания объявила, что сокращает штат на 7% — в рамках оптимизации бизнеса под «новые макроэкономические условия».
Последние три года были уникальными — мы наняли множество сотрудников и значительно выросли как бизнес. Тем не менее, как и другие компании, мы не застрахованы от событий в макроэкономике. Мы внимательно изучили расходы и операционную эффективность бизнеса и поняли: нам необходимо внести коррективы, чтобы соответствовать стратегическим приоритетам.
Сейчас компания продолжает масштабировать бизнес и совершенствовать продукт. По состоянию на 2024 год у компании 12 офисов, в которых работают около 1 800 сотрудников. Данные по количеству клиентов и выручке представители компании не разглашают.
Хотите основать свой стартап? Начните с создания комфортных условий для команды. Сделайте ее общение эффективным и безопасным в мессенджере Compass. Создайте выделенное рабочее пространство в быстром приложении, где сотрудники фокусируются только на важном.
Для команд до 10 человек мессенджер бесплатный. Для команд побольше есть бесплатный пробный период на 30 дней. Самое приятное — Compass можно установить на своем сервере всего за 10 минут или использовать в облаке.
Вот ежели бы они из Штатов приехали к нам со своим продуктом на ПМЖ!
Есть такие истории? Не с колбасой, там, а с SaaS полностью. Размечтался я что-то...
Зато у нас свои сервисы не хуже 🤘🏻
Вадим, привет!
Да уж, мечты мечты...
Но у нас и правда большинство базовых сервисов для работы классные 😊
Почему ты ещё не забанен?
Я не фанат запада, но если там доход выше, почему владелец должен себя ограничивать?
"У меня с конкуренцией проблема: я ее никогда не чувствовал. Сейчас мы делаем RTB на мировом рынке — и делаем ее лучше всех."
Проблем с самооценкой у парня нет
Скорее с видением объективной реальности – на тот момент конкурентов у сервиса и правда не было.
Удивительно, как быстро развивается рынок криптоигр, и как быстро в него пытаются вникнуть, причем с каждым днем, все большее количество людей, я действительно в шоке просто