Не такой международный, как кажется: правда ли TikTok независим от своего китайского владельца
Опрошенные Rest of World сотрудники говорят, что многое решает именно китайская сторона. Но та, как и ранее, всё отрицает.
На протяжении нескольких лет США обсуждали необходимость заблокировать TikTok из-за угрозы нацбезопасности. Правительство обвиняло сервис в передаче данных американцев своему китайскому владельцу ByteDance и властям КНР. А в апреле 2024 года приняло закон, по которому сервис заблокируют, если он не продаст активы американской структуре.
Компания всё это время настаивала, что обвинения безосновательны. Она наняла в руководство TikTok граждан из разных стран, открыла офисы в Лос-Анджелесе и Сингапуре (там же проживает глава сервиса Чу Шоуцзы) и перенесла данные пользователей в США на серверы американской компании Oracle — всё, чтобы избавиться от подозрений.
Однако более десяти нынешних и бывших сотрудников TikTok в США рассказали Rest of World, что связи международного видеосервиса с владельцем в Китае куда крепче, чем утверждают обе компании.
В офисе говорили на китайском и общались в приложении Lark от ByteDance. Справочные материалы для новых сотрудников и рабочие переписки тоже часто писались и велись на китайском.
Департамент монетизации, в котором работает упомянутый собеседник и ещё 3000 человек, отчитывается в первую очередь перед директором ByteDance по коммерциализации, а не Чу Шоуцзы. И с китайской же стороной приходится согласовывать разные рядовые решения, говорит источник.
О том, что основными подразделениями сервиса руководят управленцы ByteDance, рассказали и другие собеседники издания. Для этого в «штаты» переехали менеджеры из Douyin — китайского аналога TikTok, который давно перестал быть просто видеосервисом (в нём можно заказывать еду и играть). Они помогают с разработкой ключевых стратегий, коммерцией и наймом.
С китайскими специалистами Douyin сотрудничает и большинство технических отделов. По данным Rest of World, 40-60% членов инженерных, продуктовых и дизайнерских команд работают из Китая.
В TikTok заявили изданию, что «многие заявления» опрошенных сотрудников «не соответствуют действительности». ByteDance помогала TikTok с подбором ключевого персонала, но стратегии и бюджеты определял и определяет Чу Шоуцзы — как глава TikTok.
А то, что он согласовывает часть «важных проектов и капитальных расходов» с материнской компанией в Китае, обусловлено тем, что обе структуры несут ответственность перед «международными» инвесторами.
Собеседники издания также признали, что в командах, которые общаются с американскими пользователями, партнёрами и регуляторами, сотрудников-китайцев заметно меньше. А в команду по защите американских данных TikTok вообще нанимают только американцев либо жителей США с ПМЖ.
Но вопросы у американских властей возникают вовсе не к техподдержке и отделам внешних коммуникаций, а к тем, кто работает с технологиями и занимается обработкой данных, так как именно монетизация, алгоритмы поиска и рекомендаций считаются «секретным ингредиентом» успеха TikTok, которым в США пользуются 170 млн человек.
Компании, конечно, выгодно держать все «тайны» при себе (в частности, в руках специалистов из Китая), расширять штат при поддержке китайской стороны и полагаться на опыт Douyin, который превосходит TikTok по выручке и остаётся главным источником денег в ByteDance.
Вопрос лишь в том, сможет ли TikTok полноценно функционировать, если продаст активы американцам и останется без ключевых руководителей и технологий, от которых так сильно зависит.
ByteDance и TikTok утверждают, что не рассматривают продажу и будут до последнего оспаривать запрет. Однако сотрудники уже опасаются, что разбирательство может затянуться на несколько лет, и потому начинают присматриваться к вакансиям в других компаниях.