5 очевидных банальностей, которые могут оказаться неочевидно полезными при подготовке к собеседованиям

Так уж сложилось, что долгое время я избегал ведения какого-либо блога или просто регулярных публикаций в соцсетях. Ну кому, думал я, будет интересно читать очевидные, казалось бы, размышления? Откуда в моей hr-практике будут возникать постоянные поводы для контента?

Но то появится заметка в стиле "крик души", то за одно утро напишется контент для нескольких постов в tg-канале Mads Media, то пригласят вебинар провести - маленький ящичек начинает накапливать тексты с интересными тезисами, которые не получают широкого применения, уходя "в стол".

И вот очередной эфир заканчивается вопросом сразу от нескольких коллег-слушателей, "а где же можно продолжить следить за вами?". Растерянно уходя от ответа, я в очередной раз убедился, что даже банальные для тебя мысли для кого-то могут быть неожиданным открытием или просто любопытным инсайтом. И подумал, что, наверное, пора. Пусть даже и просто для себя, чтобы все эти потенциально полезные записи не утонули внутри телефона.

Получается, добро пожаловать в мои заметки - HR-директора, который стремится способствовать повсеместному развитию культуры взаимодействия работодателей и сотрудников, эйчарить в удовольствие и создавать нетяжеловесные инструменты для работы с персоналом.

В качестве первого текста, пожалуй, использую материал с упомянутой коллаборации с Mads, который как раз подтверждает, что никогда не вредно писать на общее обозрение то, что тобою давно воспринимается, как "база".

5 очевидных банальностей, которые могут оказаться неочевидно полезными при подготовке к собеседованиям

1. Вопросы от соискателя в конце встречи не менее важны, чем все его ответы до этого.

Ну, во-первых, последнее запоминается лучше всего. А во-вторых, согласитесь же, вам всегда приятно и ценно, когда сторона работодателя задает вопросы не из списка "на это я отвечал уже 20 раз за последние 2 дня", а такие, что демонстрируют заинтересованность конкретно в вашем опыте и ваших рассуждениях, желание совместно понять именно ваши перспективы развития внутри компании. Это показывает подготовку ко встрече с конкретным человеком, а не попытку задать 5 людям 10 одинаковых вопросов и потом просто сравнить кто увереннее звучал. Так вот и в обратную сторону работает точно так же - эйчарам и потенциальным руководителям тоже важно, что человеку не все равно, на какой из офферов в дальнейшем соглашаться.

Своими вопросами можно закрепить или смазать положительное впечатление, можно склонить чашу весов в свою пользу в случае сомнений. Вы можете уточнить про наличие ДМС и возможность удаленки, а можете поинтересоваться, за счет чего команда справилась с кризисной ситуацией и какие продуктовые преимущества считает своей ключевой силой. Выбор за вами.

2. Не надо говорить "не знаю" или "я с таким не работал" и молчать - выкручивайтесь красиво.

Очень часто кейсовые вопросы задаются не столько с целью выяснить опыт каких-то ситуаций за плечами, сколько послушать гибкость мышления в различных обстоятельствах. Не сталкивались с предложенными условиями кейса? Не страшно, продолжите рассуждать - "точно не знаю, но мне кажется можно попробовать вот такие действия...". Не работали с конкретным инструментом? Не проблема, проведите аналогию с понятными вам ситуациями и просто предположите. Как в институте при сдаче зачетов главное было не молчать, а создавать видимость своей готовности общаться по предмету, так и тут важнее показать свою способность адаптироваться и мыслить на ходу, ведь зачастую в рабочих задачах именно этот навык выходит на первый план.

В конце концов, всегда можно поступить как в старом анекдоте, когда студент, всю ночь учивший к экзамену одну-единственную тему про блох, достав билет про строение собак, начал отвечать: "Собака - животное на четырех лапах, покрытое шерстью. А в шерсти водятся блохи..."

3. Не устраивайте пинг-понг с работодателем в вопросе финансовых ожиданий.

Поверьте, я прекрасно понимаю, что всегда хочется попасть в верхнюю планку "вилки" по вакансии и получить максимально выгодный оффер. И все мы хотим избежать той самой "упущенной выгоды". Но когда начинается классический перевод стрелок, довольно велик шанс существенно подпортить впечатления от встречи.

5 очевидных банальностей, которые могут оказаться неочевидно полезными при подготовке к собеседованиям

И поверьте, я пишу этот пункт не как каприз работодателей. Дело не в том, что HR тоже хочет максимально сэкономить (но иногда не без этого) или считает, что ему просто надоели такие игры. В этом обсуждении мы рассчитываем понять, как и почему соискатель себя оценивает в конкретную сумму, чтобы соотнести это со всей услышанной ранее экспертизой. Вы должны понимать, какова рыночная стоимость совокупности ваших знаний, опыта и набора личностных характеристик с учетом текущего положения этого самого рынка.

И вот тут все-таки вставлю личный крик души - прошу вас, не аргументируйте вслух зарплатные ожидания фразами "мне столько надо для жизни", "я столько хочу", "ну вы рост цен на кофе вообще видели" и прочими подобными. На собеседовании привязывайте сумму исключительно к своей накопленной экспертизе и ее стоимости. Но пошутить про кофе, так уж и быть, можно.

Поскольку вопрос озвучивания своих пожеланий по деньгам всегда волнительный, дам свою личную рекомендацию, которую можно использовать, а можно от нее отмахнуться, потому что все субъективно.

Назовите три уровня финансового предложения, которые вы готовы обсуждать. Это будет звучать обдуманно и структурно, что сразу даст понятные рамки для поиска компромисса.

1 - Ниже вот такой суммы я не готов рассматривать офферы, потому что иначе не будет никакого шага вперед.

2 - Вот такая сумма мне кажется и комфортной для закрытия моих потребностей, и справедливой с точки зрения рыночной стоимости моего опыта.

3 - За вот такую сумму вы получаете сотрудника с завышенной мотивацией, желающего доказать заслуженность предложенного и отблагодарить за доверие.

4. Сформулируйте заранее, что вы ищете с точки зрения собственного развития и факторов, по которым будете ранжировать поступившие офферы.

90% собеседований не обойдутся без этих вопросов - работодатель не только пытается понять подходимость человека на конкретную вакансию, но и в целом вникает в осознанность вашего поиска и построения карьеры. В идеале ваши ответы не должны остаться в памяти как "ищу где дадут побольше денег и поменьше работы". Уделите время самому себе, чтобы подумать, в каких продуктовых направлениях вы готовы развиваться с наибольшим интересом, с какими проектами может быть уже не хотелось бы сталкиваться и почему, с какими инструментами хочется попробовать поработать. И смоделируйте ситуацию, при которой вам поступит сразу три предложения по работе - как вы станете выбирать между ними? Конечно же не нужно юлить и не озвучивать важность финансовых условий, но желательно, чтобы в 3-4 названных параметрах были бы не только соцпакет и график работы.

Если бы я хотел кликбейта, думаю подзаголовок был бы примерно таким

5. Интервью по компетенциям и настоящая проверка хард-скиллов в рекламной сфере вымерли!

Ладно, понятно, что это преувеличение - конечно же всегда есть конкретные профессиональные вопросы на знания, тестовые задания и прочее. Но вес софт-скиллов при оценке кандидатов существенно вырос за последние пару лет. Не возьмусь говорить за всех, но многие заказчики вакансий при прочих равных готовы отдавать предпочтения соискателям, оставившим положительные впечатления по коммуникации и предполагаемым личностным характеристикам, даже при нехватке каких-то составляющих в опыте - пресловутый "мэтч" и все вот это вот. И наоборот, при уверенной экспертизе могут засомневаться про "встраивание в команду" и "комфорт в работе", если не совсем хватило "софтов". Не буду оценивать, что хорошо, а что плохо, давайте лучше подумаем, как адаптироваться к такому рынку.

На мой субъективный взгляд, существует некий треугольник составляющих, который вы демонстрируете в той или иной пропорции в ходе собеседований - живость общения, гибкость ума и экспертиза/опыт. И у вас есть возможность делать этот треугольник той формы, что выгоден вам, "выставляя" вперед сильные грани, чтобы уравновесить пока еще недостаточно прокачанные стороны. Это довольно удобный и просто инструмент, который вы можете подстраивать под ситуацию, пряча или выгодно продавая те или иные навыки и знания.

Не хватает какой-либо экспертизы - демонстрируйте свою адаптивность и гибкость как залог быстрого осваивания новых деталей. Осознаете себя интровертом, не особо любящим весело болтать - делайте упор на бесценный багаж знаний, причем выдавайте их в сторителлинге даже если не было конкретных вопросов про ту или иную составляющую. Если вдруг собеседник смутился из-за коммуникации и сделал поспешные выводы - ваши панчи эксперта заставят весы склониться в вашу сторону. Прокачивайте и упаковывайте свой треугольник, становясь все более и более желаемым для приобретения "лотом".

Если какой-то из пунктов подтолкнет вас к корректировке своей подготовки к собеседованиям — я уже буду считать этот пост вышедшим не зря. Ну, вдруг вы не задумывались, как приведенные пункты воспринимаются по ту сторону экрана онлайн-собеседования — задумайтесь 🤓

44
11
2 комментария

«Назовите три уровня финансового предложения, которые вы готовы обсуждать. Это будет звучать обдуманно и структурно» мощный совет, также как и про треугольник компетенций! спасибо за отличный взгляд на собес со стороны нанимателя. Увидим вторую часть?

Ответить

Артем, спасибо за комментарий) вторую часть не обещаю, но подумаю над этим. в любом случае, дальнейшие посты, с чем бы они ни были связаны, надеюсь будут не менее полезны)

1
Ответить