Нужно перестать разрабатывать сайты и приложения и начать делать продукты

Колонка основателя агентства по разработке Create

Юрий Филатов, основатель технологической компании Create, написал для vc.ru колонку о новом подходе к созданию продуктов, когда разработчики ориентируются на обратную связь от пользователей и учитывают бизнес-процессы клиента.

Нужно перестать разрабатывать сайты и приложения и начать делать продукты

В последнее время популярны статьи типа «Рынок веб-разработки (или интернет-рекламы) умирает». У нас немного другое мнение: от разработки сайтов и приложений все переходят к созданию продуктов и услуг.

Если коротко, сделать сайт или приложение — это собрать с клиента требования и по этим требованиям разработать и передать проект. Конечный результат — продукт, который просили сделать.

Создать продукт — значит понять потребителей, их проблемы и положение продукта на рынке, рассчитать монетизацию и экономику, вывести продукт на рынок, привлечь аудиторию и научиться зарабатывать деньги, решая их проблемы. Конечный результат — востребованный на рынке и зарабатывающий деньги продукт.

Предпосылки

Что может привести к таким изменениям? Мы видим на рынке такие тренды:

1. Бизнес наигрался в интернет-бизнес. За последние пять-десять лет запущена и выведена на рынок масса продуктов. Большинство из них уже закрылись, оставшиеся в основном пытаются научиться зарабатывать. Истории с фейсбуками в гараже, прорывными идеями, быстро масштабируемыми бизнес-моделями и миллиардами выглядят все более сомнительно для собственников, которые уже не первый год работают над своими продуктами на грани операционной безубыточности.

2. Бизнесу нужна техноемкая модель. Несмотря на то, что делать интернет-бизнес оказалось совсем не так просто, у инвесторов и существующих офлайновых проектов не так уж и много вариантов.

Представьте, что у вас сеть клиник — скажем, десять отделений. Срок окупаемости каждой клиники (можете посмотреть стоимость современного медицинского оборудования) — лет десять. Вы построили уже десяток таких клиник, вы знаете от и до, как там все работает. У вас есть и квалифицированный персонал, и экспертиза в предметной области, и даже негласно разрешенная халтура — консультирование друзей друзей мимо кассы и вне очереди.

Но идея построить еще одну клинику, потратив на нее не один десяток миллионов евро, выглядит уже не так привлекательно, как раньше. Это капиталоемкая форма бизнеса. Чтобы обороты росли, вам нужно пропорционально вкладываться.

Техноемкая модель предполагает создание технологии, существенно сокращающей затраты на масштабирование при кратном росте числа клиентов, которых может обслужить бизнес. И тут вам неизбежно нужен цифровой продукт — «уберизация» врачей или телемедицина (когда пролоббируют поправки к законодательству).

3. Бизнес интересует конечный результат. Все чаще мы слышим от клиентов, особенно из сегмента ecommerce (ритейл, трэвел и так далее), что они ищут «дизайнеров, которые про конверсию» и тому подобное. За окном кризис, и компаниям нужны партнеры, которые будут вместе с ними работать над конечным бизнес-результатом, измеримым в деньгах.

4. Ресурсы обесцениваются. Хорошенько поискав разработчиков вне Москвы и Санкт-Петербурга, вы найдете специалистов, уступающих столичным по цене и не уступающих по качеству. При этом вопрос, кто будет в итоге отрисовывать макеты страниц или писать код, отходит на второй план: все это неважно, если продукт не зарабатывает. Акцент смещается: важно, что делать, чтобы зарабатывать, а не кто будет это делать.

Смена парадигмы

Для ясности сравним традиционную проектную разработку и продуктовый подход.

Проектный подход:
сделать продукт правильно
Продуктовый подход:
сделать правильный продукт

Клиент приходит с составленными требованиями, концепцией будущего продукта и просьбой примерно оценить сроки и стоимость реализации.

Результат — коммерческое предложение о процессах и смета выполнения требований.

Аудит идеи продукта: исследование аудитории, выявление потребностей, анализ конкурентов, разработка экономической модели и модели монетизации.

Результат — валидность идеи и ответ на вопрос, можно ли на этом заработать и что для этого нужно сделать.

Сбор и четкая формализация требований от клиента, по которым можно будет осуществить сдачу-приемку.

Техническое задание.

Формирование набора гипотез, которые бы решали проблемы клиентов, с одной стороны, и двигали пользователей по воронке, с другой. Выявление требований и KPI для MVP.

Roadmap продукта с ключевыми KPI для MVP и требования к MVP.

Проектирование: персонажи, сценарии (ИА, контент), прототипирование и тестирование прототипов на аудитории, разработка дизайн-макетов и сопровождение спецификациями.

Макеты для разработки.

Сервис-дизайн — вдобавок к проектному проектированию разработка Customer Journey Map и проектирование всего цикла опыта взаимодействия клиента с продуктом.

Вдобавок к макетам — задача на построение бизнес-процессов.

Контроль сроков, стоимостей, коммуникации и требований проекта.

Контроль качества выполняемых на этапах работ и поиск наилучшего решения задачи.

Разработка, тестирование, размещение на серверах и сдача проекта.

Выпуск продукта в эксплуатацию и сдача-приемка проекта.

Вдобавок интеграция и настройка систем отслеживания веб-метрик и сплит-тестирования.

Подготовка к началу настоящей работы.

Сбор и формализация дополнительных требований заказчика, оценка, управление сроками, стоимостями, рисками и коммуникациями проекта на поддержке.

Продукт, который просили сделать.

Сбор и анализ обратной связи от аудитории, метрик, разработка гипотез, имплементация и тестирование, работа на достижение KPI MVP и дальнейших версий продукта.

Востребованный на рынке и зарабатывающий деньги продукт.

Важный момент — продуктовый подход ничуть не отменяет проектного.

Резюме

Компании, оказывающие профессиональные digital-услуги, особенно в верхнем ценовом и клиентском сегменте, будут вынуждены научиться применять продуктовые практики в своей работе и целенаправленно работать с конечным бизнес-результатом.

Этот подход будет постепенно менять всю логику взаимодействия:

  • На этапе пресейла обсуждаться будет не техническое задание, а проработанность идеи и готовность к инвестициям времени разработчика, с одной стороны, и денег заказчика, с другой.
  • Этап проектирования потребует глубоких маркетинговых знаний в исследовании аудитории, конкурентном анализе, разработке моделей монетизации и экономических расчетах.
  • Проектируя продукт, разработчик будет учитывать бизнес-процессы клиента, с помощью которых в конечном счете должны быть оказаны услуги, и помогать клиенту строить весь цикл взаимодействия потребителя с продуктом.
  • Повсеместно все глубже будут проникать методология Customer Development, в которой все в продукте отталкивается от обратной связи клиентов, и концепция Lean — получение наименьшими усилиями максимального бизнес-результата.
  • Акцент с разработки и приемки-передачи продукта сместится в сторону выпуска и тестирования на аудитории, работы с показателями экономики, трафиком и поддержкой продукта.

Предсказания — тема неблагодарная. Время покажет, как все будет на самом деле. Так или иначе, performance проникает во все сферы оказания профессиональных услуг.

***

Как живет цифровой продукт, из чего состоит и как работает — можно изучить в матрице и пояснительной статье к ней.

37 комментариев

Сайт = джумла за 15$, фрилансер
Продукт = 6 месяцев датамайнинга, SMM, 3 менеджера, 2 паблика в вк, краудфандинг, оффис в тайланде, джумла за 15$, фрилансер

23
Ответить

А причем тут джумла или не джумла? Наполнение, смысл, работа продукта будет существенно отличатся, отсюда и доходы тоже.

2
Ответить

Личный опыт показывает, что все эти аутсорсеры "про повышение конверсий, про реальное увеличение продаж, про реальный выхлоп в ином виде" - миф.
Как человек не в теме отрасли вообще собирается "изучать рынок", "строить маркетинг", "создавать нужный продукт", "выявлять реальные потребности" и т.п.? Во-первых, это дело самого бизнесмена, если он настолько ничего не понимает в рынке, что собирается отдавать продукт на аутсорс, то вовсе не стоит этим заниматься.
Во-вторых, изучение рынка, его понимание - это довольно сложное занятие, которым (одной (!) отраслью) даже в уважаемых консалтинговых конторах занимается не один человек . "Маркетологу" из сайтовой конторы, у которого еще и несколько заказов в работе, в принципе не под силу этим разобраться хоть в какой-то части. Что и понятно, но лапша про "исследование аудитории, разработку моделей монетизации, получение максимального бизнес-результата" сразу подсвечивает, что ее авторы даже примерно не в курсе о каком объеме работ идет речь и что должно предполагаться к выполнению.
Поэтому ключевые процессы и их понимание должны, разумеется, обеспечиваться внутри. А достигателей максимальных результатов, разработчиков продуктовых метрик, кастомер-девелоперов имеет смысл использовать разве что для отрисовки иконок, программирования кнопок, подбора изображений для страниц и прочего "партнерства для достижения бизнес-результатов".

15
Ответить

Вообще есть на свете фасилитация вместо давания готовых советов и модерации. Ровно для того, чтобы все решения принимались командой клиента, потому что (и здесь вы абсолютно правы) никто лучше клиента его бизнес не знает.
У меня, например, за 3 часа отличный человек понял, почему накрылся предыдущий бизнес (15 лет работал), понял, что в текущем делает ту же ошибку, нашел, в какую сторону менять компанию.
Я ни разу не стала при этом специалистом в его области деятельности, только без меня он бы и дальше ходил по своим стандартным граблям.

3
Ответить

Ну он может сделать лэндинг ))))

Ответить