Описание бизнес-процессов

Карантин - время свободное от “текучки” и операционки. Для предпринимателя - это отличная возможность заняться стратегическими и тактическими вопросами своего бизнеса. Описание и оптимизация бизнес-процессов - подходящее занятие для освободившегося времени.

Моя команда специализируется на разработке франчайзинговых программ. Важной частью упаковки франшизы является разработка правил и стандартов ведения бизнеса компании. Эти правила обычно описываются в форме методического материала, который называют кто во что горазд: бизнес-бук, гайд, руководство партнера и так далее. Методичка эта обычно включает описание бизнес-процессов.

В этой статье я постараюсь поделиться опытом описания бизнес-процессов, дать нескольких простых и понятных способов, а также дать рекомендации, которые, надеюсь, помогут в вашем процессоописательном деле. Моя цель, чтобы после прочтения вы поняли, что описать процессы вашей компании - это просто, сели за комп и попробовали набросать процессы вашей компании.

В работе с процессами очень важна лаконичность, краткость, понятность. Улучшать описательную часть можно сколь угодно долго, стремиться к идеалу можно бесконечно, но если описание понятно:

собственнику, который заинтересован, чтобы процесс корректно работал.

и исполнителю, который с этим процессом будет работать, значит ваш бизнес-процесс описан идеально.

Для примера возьмем всем понятный процесс - прием заказа официантом.

Зачем описывать бизнес-процессы

Если у вас мелкий бизнес, где все на виду и вы в оперативном режиме управляете всем, что происходит в компании, возможно, вам не нужно описывать процессы. Не стоит описывать процессы если вы хотите сделать это для галочки, чтобы где-то на полке лежала красивая книга с какими-то умными схемами.

Описание бизнес-процессов поможет чтобы:

  • снизить зависимость от сотрудников, которые со своим уходом заберут понимание того, как следует выполнять те или иные операции в компании.
  • упростить адаптацию новых сотрудников. Куда удобнее получить знания в графической или текстовой форме, чем "вытягивать" знания из старшего сотрудника.
  • улучшить то или иное действие. Чтобы что-то усовершенствовать, нужно понимать, как именно это работает по состоянию на сегодняшний день.
  • появляется возможность контроля качества. Если не описано как правильно, нет возможности выявить отклонения от нормы.

Какие бизнес-процессы стоит описывать.

Обычно выделяют 4 вида процессов:

  1. Основные процессы - это те процессы, которые составляют основу бизнеса. В этот раздел можно отнести процессы, которые напрямую влияют на создание ценности для потребителя, удовлетворение потребностей потребителя и напрямую влияют на извлечение прибыли.
  2. Поддерживающие процессы - это процессы, которые нужны для корректной работы основных процессов.
  3. Процессы управления определяют движение и развитие компании. Можно выделить: a) стратегический уровень (3-5 лет или меньше) b) тактический уровень с) (1-4 месяца)оперативный уровень (1 неделя). Они отличаются в основном горизонтами будущего, в которое целится вектор движения
  4. Процессы совершенствования - в этот блок можно отнести процессы, которые помогают управленческому уровню достигать своих целей на всех трех уровнях. Сюда можно отнести процессы обработки новых инициатив от сотрудников, сортировка и прием в работу инициатив и предложений от потребителей.

Оформление бизнес-процесса

Оформим описание в виде официального документа на официальном бланке. В шапке укажем:

Исполнителя (должности или ФИО) - сотрудники, которые непосредственно задействованы в процессе. Каждый сотрудник отвечает за свой участок процесса.

Руководителя - сотрудник, который отвечает за работоспособность всего процесса.

Архитектор - лицо, которое разработало процесс и к которому нужно обращаться если что-то в процессе не работает и требует доработки.

Шапку оформили, теперь опишем саму суть процесса. Существует несколько способов для описания процессов. Рассмотрим их от простого к сложному, выбирайте тот, который вам больше подходит. Какой бы способ вы ни выбрали, руководствуйтесь принципом 5W+H, чтобы было понятно:

Who (Кто)

When (Когда)

Where (Где)

Why (Зачем)

What (Что)

и How (Как) будет делать.

Текстовое описание процесса

В виде обычного текста иногда описывают процессы в должностных инструкциях, политиках компании. Описываем детально 5W+H в формате текста.

Некоторые процессы просто невозможно описать ввиду их сложности. Мелкие процессы возможно и стоит так описывать. Обычно текстом описывают процессы, в котором не так много действующих лиц и мало взаимодействий между отделами.

Процесс в виде таблицы

Способ удобен для описания простых операций и лучше всего подходит для действий, которые должны происходит по цепочке, как конвейер. Сложные взаимосвязи таким способом довольно сложно описать.

Таблица бизнес-процесса evst1gneev.ru
Таблица бизнес-процесса evst1gneev.ru

Описание процесса в виде блок-схемы

Этот способ подходит для описания процессов, которые не требуют много дополнительных текстовых пояснений, за счет стрелок и прямоугольников получается удобно проиллюстрировать сложные взаимосвязи между исполнителями и отделами.

При описании процессов методом блоков-схем есть определенная установленная система обозначений. Например, ромб, как в нашем примере является блоком принятия решений, цилиндром обычно обозначают базы данных или информационные системы. Серым на схеме обозначены документы, которые регламентируют каждый из участков процесса. Систему обозначений можно найти в интернете, глубоко погружаться в эту тему не будем.

Бизнес-процесс в виде блок-схемы evst1gneev.ru
Бизнес-процесс в виде блок-схемы evst1gneev.ru

Метод SIPOC

Это метод, назван по первым буквам блоков, которые задействованы в описании.Каждая новая строка - это новая операция процесса.Чтобы описать процесс вы должны указать в каждой операции:

Supplier (Поставщик) - кто двигает конкретную операцию. В нашем примере, рассадку определяет гость, а клиентом является официант. Вы сами вольны определять роли в каждой операции в соответствии со своим видением. Поставщик предоставляет входящую информацию в операции.

Input (Вход) - входящие данные, необходимые для запуска и реализации операции.

Process (Процесс) - непосредственный набор действий, определяющий операцию.

Output (Выход) - данные на выходе операции, итог операции.

Client (Пользователь процесса) - фактический получатель выходных данных из операции.

SIPOC бизнес-процесса evst1gneev.ru
SIPOC бизнес-процесса evst1gneev.ru

SIPOС - удобная система описания процесса, но в ней нужно разобраться.

Этот метод является оптимальным для описания процессов. Он лаконичен, информативен и подходит для описания большого количества операций. Он немного отличается от привычной логики и наверное, для описания простых процессов для линейного персонала его выбирать не стоит.

Общие рекомендации к внедрению процессов

Описывайте лаконично и понятно. "Сушите" текст по-полной программе, оставляйте только самое важное.

Привлекайте исполнителей процесса к описанию разработке и описанию процессов. В противном случае, процесс останется на бумаге.

В компании работают люди, а не роботы. Оптимизация процессов должна происходить постепенно. Люди не любят перемены, даже если они позитивные.

Прежде, чем внедрять процессы в работу, необходимо подготовить сотрудников.

Описание бизнес-процессов - отличный способ разобраться в том, как работает компания. Предприниматель может взглянуть на процесс и понять, что в его компании работает не так, как нужно. В наших проектах по упаковке франшиз, без этого инструмента, мы как без рук. Как еще в сжатой понятной форме передать информацию о том, как стоит построить работу предприятия, на что обратить внимание.

Надеюсь, вы последуете моему совету, который я давал в начале статьи и прямо сейчас сядете за описание процессов вашей компании: сперва крупными мазками, а потом все глубже и глубже детализируя.

Желаю успехов!

55
1 комментарий

Полезно.

Ответить