Обучение на цифровых программах: почему инструментов недостаточно и нужна методология
Всем привет! Это снова я, Николай Верховский, академический директор программ по цифровой трансформации Школы управления СКОЛКОВО. В прошлый раз я рассказал, почему я исследую цифровую трансформацию. Сегодня я расскажу о методологии программы Digital Shift, о том, как устроен образовательный процесс, почему он работает и как участники программы приобретают новые средства мышления, новые инструменты и новое видение для следующего шага в развитии бизнеса.
Наши представления о мире
Чтобы понять, почему наша программа устроена так, как она устроена, важно осознавать следующее: задачи, которые человек ставит перед собой, зависят от того, как человек видит мир. И трансформация — это, в первую очередь, изменение наших представлений о том, что можно делать в мире и чего в нем делать нельзя.
Также и в бизнесе: чтобы увидеть эффекты цифровой трансформации, нужно сменить картину мира и пересмотреть свои подходы к управлению и организации процессов.
Теперь подробнее расскажу, как мы этим занимаемся на практике.
Рамка развития компании
Организация, которая не развивается, прекращает свое существование. В чем же базовый смысл развития, с которым мы работаем? На этой схеме отображено, что такое развитие с точки зрения организации.
Любая организация проходит этот жизненный цикл: старт, плато и кризис. Кризис неминуем. Не бывает организаций, которые живут вечно в одной и той же модели. От способности менять одну кривую на другую, то есть выходить на новую кривую развития, и зависит продолжительность жизни организации.
Решиться на развитие равносильно решению о путешествии к дальним берегам с очень приблизительной картой, которая построена не на опыте, а на гипотезах о том, что где-то там есть земля.
Переход к новым нормам
Развитие подразумевает как эволюцию норм (регламентов, правил, стандартов), так и резкий переход с одной нормы на другую, когда непринятый ранее способ действия вдруг становится новой магистральной линией, которой теперь все следуют. Пример с COVID-19 показал, что кризис может стать катализатором для цифровой трансформации, вынуждая организации адаптироваться к новым реалиям: если раньше онлайн-образование и удаленная работа были своеобразными девиациями, принятыми в исключительных случаях, то сейчас это уже норма.
Крупнейший философ науки Томас Кун, автор книги «Структура научных революций», показывает, что каждая научная дисциплина проходит период, от момента когда относительно всеми принятой теории накапливаются опровергающие ее аномалии, а затем скачкообразно на основании аномалий появляются новые представления, которые становятся нормой и перестраивают все вокруг себя.
На программе мы тоже стараемся увидеть эти аномалии и понять этот способ перехода, понять, какая новая норма стоит за словами «цифровая трансформация» и как ее инсталлировать в существующей организации. Участники программы Digital Shift осваивают такой способ мышления, который позволяет им со старых норм переходить на новые и делать это не разрушающим для компании образом.
Все это усложняется тем, что для цифровой трансформации нужно поменять целый пакет норм, в четырех направлениях:
- бизнес-модель (суметь увидеть бизнес-эффекты сквозь призму цифровых технологий);
- ИТ-архитектура (суметь увидеть трансформацию ИТ в цифровой актив, который повышает капитализацию компании);
- организационное развитие (суметь увидеть преобразования в организационной структуре, новые роли, новые правила выделения ресурсов и организации процессов);
- развитие культуры (суметь увидеть новые правила взаимодействия людей, их навыки и компетенции, которые будут поддерживать трансформацию).
В этом смысле управление цифровой трансформацией как сменой пакета связанных друг с другом норм требует сложной самоорганизации и своих сложных способов мышления и действия.
Новое знание и механизм управления трансформацией
В рамках программы мы вместе с участниками не только узнаем новые сведения и смотрим на примеры успешных и неуспешных трансформаций, но, в первую очередь, создаем новое знание, которое позволяет программировать будущее состояние деятельности их компаний, в котором цифровые технологии приносят значимый экономический эффект. То есть мы работаем не только с общими кейсами, но, прежде всего, с материалом самих участников, и получаем результат в процессе обучения.
Это большой блок работы, который является ядром программы.
Почему этот блок так важен? Никаких исчерпывающих учебников по цифровой трансформации, пригодной для всех, — нет, в этой деятельности все ищут свой путь сами. И наша программа устроена так, чтобы участники могли смотреть на разные концепты и кейсы и, прежде всего, действовать самостоятельно, на практике создавая знание, необходимое для качественного скачка в развитии их компаний.
Что мы для этого делаем?
Первое — отвечаем на вопрос о том, где границы текущей модели деятельности, в какой момент она себя исчерпает (как в целом, так и по отдельным процессам).
Второе — отвечаем на вопрос о том, как устроено будущее, отличное от текущего состояния, при котором преодолеваются установленные границы. Одновременно определяем, куда бы мы не хотели прийти. Какое другое состояние является нежелательным?
Третье — выявляем внутренние ресурсы, которые позволяют сделать следующий шаг, и ограничители, которые удерживают нас на текущем шаге.
Четвертое — выстраиваем систему управления развитием, то есть аналитическую функцию (куда двигаются тренды, где будет фронтир, где будет прорыв), проектную функцию (проект компании в новом мире) и организационно-проектную функцию (механизмы реализации — как это можно сделать).
Важные вещи, без которых ничего не получится
Позиция. На старте программы мы выясняем, насколько участник осознает необходимость изменений, занимает ли он роль в компании, исходя из которой он сможет провести изменения, и понимает ли, как будет кооперироваться и доносить свои идеи до остальных участников перехода. От позиции зависит 90% успеха всей программы и самой трансформации. Действие по трансформации — всегда только ЛИЧНОЕ действие. В этом смысле, мы разбираемся, зачем каждому из участников нужна трансформация и что трансформируется, когда мы говорим о цифровых технологиях.
Проблема — ключевой элемент, который инициирует запрос на изменение. Только столкнувшись с непреодолимой ситуацией, мы можем увидеть необходимость изменений и новые возможности. На нашей программе мы разбираемся с вопросом, чего в компании без цифры сделать нельзя, даже если очень хотеть. Например, нельзя провести тысячи краш тестов физического автомобиля, или нельзя построить предсказание спроса с опорой на 100 тысяч переменных. А значит, нельзя хотеть такого качества результата.
Коммуникация — обмен смыслами и встреча с носителями других представлений. Принципиально важно разговаривать с теми, кто не похож на тебя. Только через коммуникацию с другими можно обнаружить новые смыслы и подходы. В программе мы специально создаем ситуации коммуникации между предпринимателями и инженерами, между представителями разных индустрий, между визионерами и прикладными прагматиками, между акционерами и менеджментом. И меняем участников местами, для того чтобы можно было увидеть себя глазами другой позиции.
Проектная работа. Мы уверены, что никакое знание не формируется при прослушивании даже самых умных экспертов. В лучшем случае слушающий получает дополнительные сведения. Знание образуется только в процессе применения услышанного в практической деятельности. Именно поэтому в рамках программы после того, как участники услышали экспертов, идет работа над собственными проектами по всей логике цифровой трансформации: расчет бизнес-эффектов, определение технологического стека, организационные изменения и изменения культуры. А между модулями есть практические задания, которые все должны сделать в своем бизнесе.
Это то, с чем мы работаем на программе.
Что на выходе из программы?
Каждый участник программы заканчивает ее со своим проектом развития того или иного масштаба — локального процесса, цепочки или компании в целом. Главный результат программы — освоение методологии, которая позволяет участнику в любой организации, в любой ситуации выстраивать программу цифровой трансформации и понимать, что меняется при этом переходе, какие роли и позиции для этого нужны, как трансформация влияет на бизнес-показатели, какой технологический стек под это нужен и как нужно менять культуру компании.
Важно подчеркнуть, что для успешного внедрения цифровых технологий необходимо не только знание инструментов, но и правильная методология